Внешняя политика СССР 1 страница

«Холодная война». Послевоенное 8-летнее развитие СССР шло в ожидании третьей мировой войны. Ее угрозу определила фултонская речь У. Черчилля. 5 марта 1946 г. отставной премьер-министр Великобритании от собственно­го имени выступил в Вестминстерском колледже г. Фултон (штат Миссури, США) с докладом, который он назвал «Мус­кулы мира». Под «мускулами» Черчилль понимал амери­канское атомное оружие, которое доказало свою страшную разрушительную силу во время атомных бомбардировок японских городов Хиросима и Нагасаки соответственно 6 и 9 августа 1945 г. Первым из мировых политиков Черчилль выступил с предостережением, что для человечества это оружие может стать самоубийственным. «Средневековье, даже каменный век могут слететь к нам на блистающих крыл ах науки, — образно выразился он, — и то, что могло бы пролить золотой дождь благосостояния на человечество, станет орудием его полного уничтожения».

 Однако большую часть своего доклада Черчилль посвя-тил не обоснованию необходимости запретить оружие мас-сового поражения, а доказательству необходимости его эф-фективного политического использования. Это было вызва-но чрезвычайной озабоченностью западных держав ростом влияния СССР в послевоенном мире.

Признав, что военные победы выдвинули СССР в состав « руководящих наций мира», бывший британский премьер обвинил его в стремлении к «безграничному распростране-нию своей силы и своих доктрин». Это представляло, по его мнению, опасность для «великих принципов свободы и прав человека... англосаксонского мира». Поскольку «русские больше всего восхищаются силой», США и Великобрита­ния, создав «ассоциацию народов, говорящих на английс­ком языке», должны разговаривать с ними с.позиции силы, чтобы пресечь «экспансионистские тенденции» России в Европе и Азии. Черчилль предложил использовать амери-канское атомное оружие как эффективное средство устра-шения советского правительства.

Особое значение речи заключалось в том, что она была произнесена не в узком кругу единомышленников, а пуб-лично и в присутствии президента США, который сам счи-тал, что «русским нужно показывать железный кулак и го-ворить сильным языком». Обширное изложение речи было опубликовано в «Правде» 11 марта 1946 г. (в России почти полный текст речи опубликовала «Независимая газета» в мае 1992 г.). Ознакомившись с содержанием речи и обстоя-тельствами, в которых она была произнесена; Сталин рас-ценил ее как ультиматум, как призыв к войне с СССР.

12 марта 1947 г. президент США Г. Трумэн в послании к конгрессу конкретизировал «политику атомного шанта-жа», предложенную У. Черчиллем («доктрина Трумэна*). Он предложил «сдержать» влияние СССР путем создания американских военных баз в Греции и Турции, т.е. в стра-нах, которые являлись морскими воротами в Советский Союз. В итоге США по отношению к СССР определили две стратегические задачи: как минимум — не допустить даль-нейшего расширения сферы влияния СССР и его коммуни-стической идеологии (доктрина сдерживания социализма), как максимум — заставить СССР уйти из Центральной и Восточной Европы в свои прежние границы (доктрина от-брасывания социализма).

Экономическим шагом к достижению этих целей стала широкомасштабная материальная помощь 17 странам Ев-

ропы (включая Западную Германию), поставившая их эко-номику в зависимость от США. Она стала поступать в Евро пу в 1947 г. и получила название * плана Маршалла*, по имени бывшего начальника штаба армии США генерала Дж. Маршалла, назначенного в январе 1947 г. государствен, ным секретарем США.

Военным шагом к достижению поставленных целей ста­ло создание в апреле 1949 г. военно-политического блока 12 западных стран во главе с США (Североатлантический пакт, НАТО). В НАТО вошли Бельгия, Исландия, Дания, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Италия, Великобритания, Франция, США. Создание НАТО закрепило американское военное присутствие в Европе и стало для США решающим шагом на пути к мировому гос­подству.

В 1954 г. американцы создали еще один военный блок, СЕАТО («Организация договора об обороне Юго-Восточной Азии»), в составе США, Англии, Франции, Австралии, Но-вой Зеландии, Филиппин, Таиланда, Пакистана. Создание нового блока СССР расценил как угрозу своей безопасности в этом регионе.

Политическим шагом к «сдерживанию» и «отбрасыва-нию» Союза ССР стала поддержка антисоциалистических сил внутри стран советского блока вплоть до непосредствен-ного вмешательства в их внутренние дела.

Крутой поворот от сотрудничества к конфронтации, со-вершенный во внешней политике недавними союзниками, незамедлительно сказался как на внешней, так и на внут-ренней политике советского государства. Надежды на все-стороннее послевоенное сотрудничество стран антигитле-ровской коалиции рухнули, мир, разделенный «железным занавесом», вступил в эпоху «холодной войны», которая, то затихая, то обостряясь, грозя перерасти в третью мировую, продолжалась около полувека (1946-1991 гг.).

Социалистический лагерь. Меры, предпринятые СССР, были адекватными мерам США, но менее эффективными. Силы были неравны, т.к. Советский Союз вышел из войны экономически ослабленным, а Соединенные Штаты Амери-ки — окрепшими.

 

 

Прежде всего, СССР форсировал работы по созданию ядерного оружия для ликвидации атомной монополии США. В результате в 1949 г. была создана советская атом­ная, а в 1953 г. водородная бомба. Кроме того, Советский Союз развернул широкомасштабную помощь странам «на­родной демократии», создав для этой цели специальную организацию — Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). В январе 1949 г. в Москве договор о создании СЭВ подписали представители 6 стран: Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии. Через месяц в СЭВ вошла Албания, в 1950 г. — ГДР, в 1962 г. - Монголия, в 1972 г. -Куба.

В мае 1955 г. в Варшаве (Польша) был создан военно-политический союз 8 социалистических стран Европы — Организация Варшавского даговора (ОВД). В него вошли Албания (вышла в 1968 г.), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия.

Помимо отмеченных мер, СССР активно содействовал коммунистическим партиям и движениям капиталистичес­ких стран, способствовал росту национально-освободитель­ного движения в колониях, краху колониальной системы и созданию стран «социалистической ориентации». Наконец, Советский Союз не останавливался перед использованием вооруженных сил для непосредственного подавления в ряде стран (ГДР, Венгрия, Чехословакия) антисоциалистичес­ких выступлений.

Германский вопрос. Символом раскола мира на две про­тивостоящие социально-экономические системы — капита­лизм и социализм, стал раскол Германии на два государ­ства — ФРГ и ГДР. Германский вопрос рассматривался на шести сессиях Совета министров иностранных дел (СМИД), состоявшихся в 1945-1949 гг. Согласно Декларации о по­ражении Германии, подписанной 5 июня 1945 г., верховную власть в стране временно осуществляли правительства СССР, США, Великобритании и Франции. Германия была разделена на 4 зоны оккупации, в каждой Из которых власть принадлежала главнокомандующему оккупационными войсками. После демилитаризации экономики, денацифи-

 

кации и демократизации общественно-политической систе-

мы предполагалось восстановить единую Германию и зак-лючить с ней мирный договор.

Однако в августе 1946 г. США и Англия начали разра- ботку плана слияния своих зон оккупации, что противоре- чило ранее принятым четырехсторонним решениям. В кон-це 1947 г. была создана англо-американская «Бизония». В

1948 г. к ней присоединилась французская зона оккупации. Новое объединение западногерманских земель стало назы-ваться «Тризонией». Одновременно был взят курс на рас-кол Берлина.

В июне 1948 г. в западных секторах Германии и Берли-на была проведена сепаратная денежная реформа, которая угрожала дезорганизации экономики в советской зоне. Это вынудило СССР ужесточить контроль на границе Западно-го Берлина и на коммуникациях, которые связывали его с Западной Германией. США и Англия, обвинив СССР в «бло-каде Берлина», создали воздушный мост для связи с его за-падными секторами. Возник первый после войны серьезный международный конфликт, вошедший в историю как Бер-линский кризис. Для выхода из негр 2 августа 1948 г. Ста-лин предложил отменить в западных секторах Берлина осо-бую валюту (марку «Б») и ввести в Берлине валюту советс-кой зоны.

Берлинский кризис был урегулирован лишь в мае

1949 г. путем снятия четырьмя державами взаимных огра-ничений по связи, транспорту и торговле между Берлином и западными зонами и между восточной зоной и западными зонами Германии. Через несколько месяцев раскол Герма-нии был окончательно завершен и закреплен юридически. 14 августа 1949 г. в Западной Германии состоялись выборы в бундестаг, 12 сентября он избрал президента, а 15 сентяб-ря и канцлера Федеративной Республики Германии (ФРГ). Первым федеральным канцлером стал К. Аденауэр, актив-ный сторонник восстановления Германии в границах 1938 г.

В этих условиях в октябре 1949 г. руководство СССР, прежде настаивавшее на сохранении единой Германии, при-знало целесообразным создание в своей зоне оккупации Гер-

 

 

манской Демократической Республики. Ее днем рождения стало 7октября 1949 г. Первым президентом ГДР был из-бран руководитель Социалистической единой партии Гер-мании (СЕПГ) В. Пик. СССР передал ГДР функции управ-ления, принадлежавшие ранее Советской военной админи-страции в Германии (СВАГ). Вместо СВАГ была создана Со-ветская контрольная комиссия (СКК), призванная наблю-дать за выполнением Германской Демократической Респуб-ликой четырехсторонних решений в отношении Германии. СССР и ГДР обменялись дипломатическими миссиями. Существование двух самостоятельных немецких госу-

 дарств и особого образования — Западного Берлина- ста- ло на долгие годы (до начала 1970-х годов) элементом не-стабильности в центре Европы.

Начало раскола социалистического лагеря. Курс СССР на укрепление своих позиций в Европе не был последова-тельным. Стремление советского руководства к безоговороч-ному подчинению стран «социалистического лагеря» натол-кнулось в 1948-1949 гг. на сопротивление руководства со-циалистической Югославии во главе с И. Броз Тито. В ре-зультате СССР отозвал из Югославии своих специалистов, резко сократил экономическую помощь, заставил другие социалистические страны предпринять подобные меры. В октябре 1949 г. между СССР и Югославией были разорва-ны дипломатические отношения, прекращены межпартий-ные связи. Это имело далеко идущие последствия. Начав-шийся раскол в социалистическом лагере и в коммунисти-ческом движении, несмотря на периоды затишья и прими-рения, впоследствии углублялся, расширялся и завершил-ся их распадом.

Корейс кая война. Осью противостояния двух систем в эпоху «холодной войны» было советско-американское про-тивоборство, острота которого и определяла климат между-народных отношений. Самым грозным событием этого про-тивостояния в последние годы сталинского правления ста-ла корейская война (1950-1953 гг.).

Вскоре после победы народной революции в Китае и про­возглашения Китайской Народной Республики (1 октября

 

 

1949 г.), чему в большой степени способствовала помет СССР, руководство Северной Кореи (Корейской Народно.

Демократической Республики, КНДР), поощряемое ским руководством, сделало попытку вооруженным путем воссоединить страну, свергнув проамериканский режим

Южной Кореи.

СССР вывел свои войска из Кореи в 1948 г., США — в 1949 г. Страна была разделена на две части по 38-й парал­лели. 25 июня 1950 г., ссылаясь на то, что войска Южной Кореи («лисынмановского режима») вторглись в КНДР, глава северокорейского правительства Ким Ир Сен прика­зал своим войскам перейти в контрнаступление. Начатую войну он объявил «войной за объединение, независимость, свободу и демократизацию родины».

Успешная на первых порах, операция потерпела пора­жение и грозила перерасти в мировую войну после вмеша­тельства в события войск США под флагом ООН. Американ­цы воспользовались близорукостью советских руководите­лей* которые с января 1950 г. объявили бойкот Совету Бе­зопасности ООН в знак протеста против отказа заменить в Совете представителя гоминдановского Китая на предста­вителя КНР. 27 июня 1950 г. из-за отсутствия обладавшего правом вето представителя СССР США провели через СБ ООН резолюцию, призвавшую членов ООН оказать Южной Корее необходимую помощь. 7 июля американцы получи­ли право именовать свои войска, направленные в Корею, «войсками ООН».

На стороне КНДР выступили вооруженные силы КНР («китайские добровольцы»). Совместными усилиями 4 ян­варя 1951 г. они заняли Сеул. СССР также принял актив­ное участие в войне, не вмешиваясь непосредственно в бое­вые операции. Советское правительство перебросило в Ки­тай несколько дивизий истребительной авиации, которые в течение двух с половиной лет участвовали в отражении американских налетов на КНР, передало Китаю большое количество самолетов и другой военной техники, содейство­вало созданию танковых, артиллерийских, зенитных и ин­женерных войск.

 

СССР снабжал корейскую народную армию и «китайс­ких добровольцев» оружием, боеприпасами, транспортом, горючим, продовольствием, медикаментами. Он подготовил ♦на крайний случай» пять дивизий для непосредственной отправки в Корею. Сталин настаивал на жесткой политике по отношению к противнику. В1951 г. президент США Г. Трумэн заявил о возможном использовании ядерного оружия против Китая, который был объявлен агрессором за участие в войне на стороне КНДР. В 1952 г. новый президент США Д. Эйзенхауэр обе-щал закончить корейскую войну. После смерти Сталина она была прекращена 27 июля 1953 г. дипломатическими уси-лиями. Согласно заключенному перемирию, демаркацион-ная линия пролегла в соответствии с фактическим располо-жением войск обеих сторон, в основном по 38-й параллели.

Женевское совещание пяти великих держав (апрель-июль 1954 г.) закрепило раздел Кореи на два государства. Оно же разграничило Вьетнам по 17-й параллели. Разделен-ные на части Корея и Вьетнам стали символом раскола мира на две системы на азиатском континенте.

2. Внутренняя политика

Экономика. Главной задачей внутренней политики СССР в первые послевоенные годы было восстановление эко-номики. Война причинила колоссальный материальный Ущерб. Было разрушено 1710 городов и поселков городско-го типа, более 70 тыс. сел и деревень, свыше 6 млн. зданий. Около 25 млн. человек ютились в бараках и землянках, по-теряв крышу над головой.

Велики были потери промышленности и транспорта. Было разрушено более 60 крупных электростанций, около 32 тыс. фабрик и заводов, 1135 шахт затоплено и взорвано, из строя выведено 65 тыс. км железнодорожных линий. Уровень промышленного производства в 1945 г. составлял 62% от довоенного, а в освобожденных от оккупантов райо-нах — 30%. Лишь отрасли, работавшие на оборону, прежде всего машиностроение и металлообработка, в 1945 г. пре-

 

 

высили довоенный уровень на 29%. Сельское хозяйство со-кратило объем производства на 40%. Сократились посевные

площади, поголовье скота, упала урожайность. Было разо-

рено 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 2890 МТС.

К восстановлению экономики приступили еще в 19431 по мере изгнания оккупантов. Но восстановительный пери-од начался в 1946 г. Кэтому времени Госплан СССР во гла-ве с Н. А. Вознесенским подготовил 4-й пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.

Промышленность. В области промышленности предсто-яло решить три главные задачи: демилитаризовать ее, пе-рестроив на мирное производство; восстановить разрушен-ные предприятия; осуществить новое строительство.

Формальное решение первой задачи в основном было завершено в 1946-1947 гг. путем упразднения ряда нарко-матов военной промышленности (танковой, минометного вооружения, боеприпасов). Вместо них создали наркоматы (с марта 1946 г. министерства) гражданского производства (сельскохозяйственного, транспортного машиностроения, машиностроения и приборов).

На стройки пятилетки пришли демобилизованные вои-ны. Демобилизация, закон о которой был принят в июне 1945 г., была завершена в 1948 г. Численность Советской армии сократилась с 11,4 млн. человек в мае 1945 г. до 2,9 млн. в конце 1948 г. Однако в 1950 г., когда началась ко-рейская война, численность вооруженных сил СССР вновь увеличилась до 5,8 млн. человек.

Демобилизованные воины, колхозники, городская мо-лодежь были источниками роста численности рабочего клас-са и служащих во второй половине 40-х годов. В 1950 г. чис-ленность рабочих и служащих достигла почти 39 млн. че-ловек.

В первые послевоенные годы промышленность, строи-тельство и транспорт пополнялись рабочими кадрами в зна-чительной степени за счет демобилизованных. Но важней-шим источником пополнения рабочего класса, как и в дово-енные годы, было крестьянство. Выходцев из деревни при-

 

 

влекали в индустрию путем организованного набора (орг-набора). Практиковавшийся до войны, он был возобновлен

в 1946 г. В 1946-1950 гг. таким способом было привлечено около 4 млн. рабочих. Важную роль оргнабор сыграл в обес-печении рабочей силой строек Сибири и Дальнего Востока.

Однако среди рабочих, прибывших по оргнабору, была большая текучесть из-за плохих жилищно-бытовых усло-вий. Поэтому с конца 40-х годов все активнее использовал-ся более рациональный и эффективный путь — набор рабо-чей силы самими предприятиями из числа местного, пре-имущественно городского населения, имевшего жилье. В 1950 г. в промышленность самими предприятиями было принято 79% новых рабочих, в то время как оргнабор дал только 14%.

Для осуществления пятилетней программы подъема промышленности, транспорта и связи правительство выде-лило 247 млрд. руб., из них 163 млрд. было направлено в тяжелую промышленность (группа «А»), 25 млрд. — в про-изводство предметов потребления (группа «Б») и 59 млрд. — на транспорт и связь. Значительная доля этих средств была израсходована на восстановление и развитие индустрии рай-онов, подвергшихся оккупации.

Первостепенное внимание в процессе восстановления промышленности уделялось электростанциям как энерге-тическому сердцу промышленных районов. Огромные сред-ства были направлены на восстановление крупнейшей в СССР и Европе электростанции — Днепрогэса. Колоссаль-ные разрушения были ликвидированы в рекордные сроки. Уже в 1947 г. станция дала первый ток, а в 1950 г. зарабо-тала на полную мощность.

За пятилетку восстановили, построили заново и ввели в строй электростанций общей мощностью 8,4 млн. киловатт. Это столько же, сколько составляла мощность всех элект-ростанций страны в 1937 г. Новые электростанции строи-лись на Урале, в Сибири, Поволжье, Казахстане, Узбекис-тане, Закавказье и др. районах. Важным событием пятилет-ки явилось сооружение самой мощной в Средней Азии, тре-тьей в то время по мощности в СССР Фархадской ГЭС на

 

Сырдарье (Узбекистан). В 1950 г. в СССР было выработано

91,2 млрд. кВт-ч электроэнергии. Это на 11% больше, чем

намечалось по плану. Однако в целом электробаланс стра-ны оставался напряженным. Три четверти произведенной энергии потребляла промышленность; Большей части на-селения страны электричество было недоступно.

Среди приоритетных восстановительных отраслей были угольная и металлургическая промышленность, прежде всего- шахты Донбасса и металлургические гиганты юга страны — Запорожсталь и Азовсталь. В их металле нуждал-ся Ленинград — машиностроительный центр СССР. В 1950 г. страна получила 261,1 млн. т. угля — на 112 млн. т. больше, чем в 1945 г. Но план ввода новых мощностей был выполнен только на 61%, а производительность труда была ниже довоенной. К 1950 г. были в основном восстановлены все действовавшие до войны металлургические заводы.

Восстановление разрушенного хозяйства опиралось на промышленную базу восточных районов. Народы Востока, главным образом Средней Азии, оказали большую помощь пострадавшим от оккупации районам РСФСР, Украины, Белоруссии и других республик.

Особое внимание в послевоенный период руководство страны уделило развитию оборонной промышленности, в первую очередь созданию атомного оружия. На это были направлены огромные средства в ущерб производству пред-метов потребления, социально-культурной сфере, сельско-му хозяйству. Чтобы ликвидировать атомную монополию США, приходилось приносить в жертву благосостояние и культурный уровень народа.

В 1948 г. в Челябинской области был создан ядерный центр СССР. Там построили реактор по производству плу-тония. Благодаря этому к осени 1949 г. в нашей стране было создано атомное оружие.

Создание советскими физиками атомной бомбы сопро-вождалось регулярными инициативами советских диплома-тов запретить производство и хранение атомного оружия. По предложению СССР ООН создал в 1946 г. Комиссию по

 

атомной энергии, в задачи которой входила разработка пред-ложений об исключении из национальных вооружений атомного и другого оружия массового уничтожения.

Летом 1953 г. Советский Союз испытал первую водород-ную бомбу. Мир окончательно вступил в атомную эру, эру потенциального самоубийства. Это понимали ученые, созда-тели ядерного оружия. Политики остались в плену не толь-ко идеологического, но и политического и военного проти-востояния. Восторжествовала идеология гонки ядерных вооружений» Из советских политиков лишь председатель Совета Министров СССР Г. М. Маленков 12 марта 1954 г. на собрании перед избирателями заявил о возможной «гибели мировой цивилизации» в случае начала ядерной войны. Однако менее чем через год, в январе 1955 г., Н. С. Хрущев назвал это положение Маленкова «теоретически неправиль-ным и политически вредным», т.к. оно способно «породить настроение безнадежности».

Тем не менее в конце 40-х годов СССР первым решил использовать атомную энергию в мирных целях, для про-изводства электроэнергии. Летом 1954 г. под Москвой в Обнинске вступила в строй первая в мире АЭС, мощностью 5 тыс. киловатт.

Высокие темпы строительно-монтажных работ позволи-ли возродить индустриальные центры 8 республик СССР, подвергшихся частичной или полной оккупации, — Россий-ской Федерации, Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии, Молдавии и Карело-Финской ССР.

В целом промышленность была восстановлена уже в 1948 г. Ее производство достигло уровня 1940 г., а к концу пятилетки превысило его на 73% (при плане 48%). В строй было пущено 6200 восстановленных и вновь построенных предприятий. Быстрее росло производство предприятий группы «А». В 1950 г. его объем был в 2 раза больше дово-енного. Отрасли группы «Б» увеличили производство толь-ко на 23% по сравнению с 1940 г. Диспропорция усилилась. Удельный вес производства средств производства в общем объеме валовой продукции промышленности в 1950 г. со-ставил 68,8% против 61,2% в 1940 г. Легкая, пищевая от-

 

расли, зависимые от сельского хозяйства, были отсталым и план не выполнили. Полное восстановление индустри было завершено в начале 1960-х годов, в 5-й пятилетке

(1951-1955 гг.).

В послевоенные годы продолжились сдвиги в террито- риальном размещении промышленности с учетом трагичес- ких уроков войны. Индустрия на востоке развивалась бо-лее высокими темпами, чем на западе страны. Форсировав- ное развитие топливно-сырьевой, металлургической и энер- гетической баз восточных районов обеспечило ускоренное развитие в них машиностроения, легкой, пищевой, целлю-лозно-бумажной промышленности.

Сельское хозяйство. В отличие от 20-х годов, в послево-енные годы правительство во главе со Сталиным восстанов-ление экономики начало не с сельского хозяйства, а с тяже-лой промышленности. Расходы на оборону не сократились. Это вело к усилению внеэкономического принуждения кре-стьян к труду. Вознаграждение за труд носило символичес-кий характер. Колхозники были вынуждены жить в основ-ном за счет личного подсобного хозяйства (ЛПХ). В после-дние годы войны оно росло за счет колхозных земель. Го-родские жители часто разбивали садово-огородные участ-ки на общественных землях. Когда в 1946 г. сильнейшая засуха поразила многие западные районы страны, личные хозяйства стали единственным средством выжить для боль-шинства жителей.

Однако руководство СССР усмотрело в росте ЛПХ поку-шение на свою собственность. Поэтому осенью голодного 1946 г. оно развернуло широкий поход против садоводства и огородничества под знаменем борьбы против разбазари-вания общественной земли и колхозного имущества. В сен-тябре 1946 г. Совет Министров СССР и ЦК ВКП (б) приня-ли постановление «О мерах по ликвидации нарушений Ус-тава сельхозартели в колхозах». С 1946 г. по 1949 г. лич-ные подсобные хозяйства были урезаны на 10,5 млн. га и обложены непомерными налогами. Каждый крестьянский двор должен был платить налог за землю, а также постав-лять государству определенное количество мяса, молока

 

 

яиц, шерсти и других продуктов главным Образом живот-новодства. Был введен налог и на каждое фруктовое дерево,

независимо от того, давало оно урожай или нет. Вырубка садов преследовалась как саботаж. Фактически государство относилось к колхозникам и единоличникам как людям второго сорта. Им не полагались пенсии, они не имели пас-портов, не могли покинуть деревню без разрешения влас-тей.

Восстановление и развитие сельского хозяйства шло не по пути материальной заинтересованности крестьян, а че-рез усиление партийного контроля и административного нажима. В1947 г. правительство подтвердило принудитель-ный характер труда в колхозах, введенный в конце 30-х го-дов. Уклонявшиеся от труда или не вырабатывавшие нор-му трудодней подлежали наказанию.

В том же году был взят курс на дальнейшую концентра-цию сельскохозяйственного производства. В1950 г. он свел-ся к укрупнению колхозов, в результате чего их количество сократилось более чем в два раза: если в январе 1950 г. их численность составляла 255314, то через год — 125294. Укрупнение продолжалось и в последующие годы, хотя и меньшими темпами. К концу 1953 г. число колхозов сокра-тилось до 94 тыс. На один колхоз приходилось 200 колхоз-ных дворов и 1500 га общественной пашни (в 1949 г. соот-ветственно 80 и 579). Это позволило более эффективно ис-пользовать сельскохозяйственную технику, производство которой возобновилось в 1945-1947 гг., начать электрифи-кацию колхозов с помощью мелких колхозных электростан-ций. В1953 г. электроэнергией пользовалось 16% колхозов (в 1940 г.— 4%).

Во главе колхозов стояли преимущественно практики, малоквалифицированные кадры. Из 94 тыс. председателей колхозов высшее образование имели только 2,4 тыс. чело-век, а среднее специальное-14,2 тыс. человек. Большин-ство специалистов с аграрным образованием не возвраща-лись в деревню, оседали в городах.

К началу 1950-х годов сельское хозяйство, прежний ло-комотив российской экономики, было отсталой отраслью

 

народного хозяйства. Оно не могло удовлетворить потреб ности страны в продовольствии и сырье. Диспропорции

развитии промышленности и сельского хозяйства увеличи-вались. Как и в 30-е годы, из деревни изымались огромные средства. Отношения города и деревни не были вэаимовы-годными, эквивалентными. В 1946-1953 гг. треть создан-ного в сельском хозяйстве дохода ушла в другие сферы эко-номики.

План 4-й пятилетки по развитию сельского хозяйства (превзойти уровень 1940 г. на 27%) не был выполнен. По официальным данным, уровень сельскохозяйственного про-изводства в 1950 г. лишь достиг довоенного уровня (99%). В областях, подвергшихся оккупации, положение было сложнее. Валовая продукция сельского хозяйства Украи-ны составила 91%, Белоруссии — 87,2%. Еще большим было отставание в республиках Прибалтики.

Важнейшая отрасль экономики, от которой зависело благосостояние народа, находилась в запущенном состоя-нии. Государство не имело возможность обеспечить одновре-менное развитие высокими темпами и тяжелой индустрии, и сельского хозяйства. Одновременно оно преследовало тру-дящихся, которые хотели взять заботу о своем благополу-чии на себя.

Перед сельским хозяйством стояли три острые пробле-мы: зерновая, кормовая и мясомолочная. Страна испыты-вала дефицит не только хлеба, но и продукции животновод-ства. В1949 г. руководство СССР попыталось снять остроту проблемы с помощью особого трехлетнего плана по разви-тию животноводства (1949-1951 гг.). Предполагалось за эти годы резко увеличить поголовье скота и производство мяса.

Судьба трехлетки оказалась незавидной. Несмотря на то что в 1951 г. и вышли на уровень поголовья скота 192$ года (доколхозной деревни), удержаться на нем не смогли. В 1952 г. в условиях бескормицы начался массовый падеж и забой скота. За год общая численность крупного рогатого

скота сократилась на 2,3 млн. голов, а поголовье коров-

на 550 тыс. В результате поголовье коров не достигло дово-енного уровня на 3,5 млн. голов, а в сравнении с 1928 г.

уменьшилось на 8,9 млн. голов. Численность лошадей со-сократилась по сравнению с 1940 г. на 27%, а в сравнении с ' дореволюционным периодом на 60%. Кризис животновод-ства был серьезной преградой для роста уровня жизни, ка-чества питания, развития легкой и пищевой промышлен-ности.

По данным Центрального статистического управления СССР, в 1953 г. было собрано 82,5 млн. т. зерна, произведе-но 5,8 млн. т. мяса, 36,5 млн. т. молока.

На развитии сельского хозяйства в целом и сельскохо: зяйственной науки в частности отрицательно сказалась по-зиция группы ученых-администраторов во главе с академи-ком Т. Д. Лысенко, занимавшей монопольное положение в руководстве ВАСХНИЛ. Эта позиция была закреплена в решениях августовской (1948 г.) сессии академии. Посвя-щенная положению в биологической науке, сессия нанесла сильный удар по ключевой науке современного естествоз-нания — генетике. Единственно верным учением в биоло-гии признавались взгляды Лысенко, который искренне счи-тал, что наследственность определяется общим свойством организма приспосабливаться к окружающей среде, что по-зволяет наследовать приобретенные признаки. Лысенковщи-на подавалась как «мичуринское учение». Классическую ге-нетику, сводящую наследственность к функциям ДНК, при-знали реакционным направлением в биологической науке. Хромосомная теория наследственности была отброшена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: