Основные признаки живой материи

1. Определённый единый химический состав. Живые организмы состят из тех же веществ, что и объекты неживой природы,
но соотношение этих элиментов различно.
Основными элементами живых существ являются C(углерод), O(кислород), N(азот) и H(водород).
2. Обмен веществ и энергозависимость. Живые организмы являются открытой системой,
они зависят от поступления в них веществ и энергии из окружающей среды.
3. Самовоспроизведение­. Живые организмы способны размножаться - воспроизводить себе подобных.
4. Наследственность. Способность передавать признаки и свойства (наследственную информацию) из поколения в поколение с помощью молекул ДНК и РНК.
5. Изменчивость. Способность приобретать новые признаки и свойства.
6. Способность к росту и развитию.
а) Онтогенез. Индивидуальное развитие от зарождения организма и до конца жизни
(смерти или нового деления), сопровождается ростом, свойственен каждой особи.
б) Филогенез. Эволюционное развитие, заключается в историческом развитии
жизни на Земле с момента её появления до настоящего времени.
7. Раздражимость. Живые организмы способны отвечать на определённые внешние воздействия (изменение окружающей среды) специфическими реакциями.
8. Целостность и дискретность. Вся материя целостна, определённым образом организована и подчиняема общим законом,
однако же и состоит из обособленных, хотя и связанных элементов.
9.Саморегуляция. Способность поддерживать гомеостаз - постоянство своего химического состава.
10.Адаптация. Способность организмов приспосабливаться к окружающей среде.
11.Ритмичность. Проявление особой ритмичности жизнедеятельности (суточная, сезонная и др.)
12.Иерархичность. Нахождение всех живых материй в особом соподчинении друг друга,
в котором биологические системы менее сложного уровня даёт возможность существования систем более сложных.Клеточное строение имеют все живые организмы за исключением вирусов.





















Основные этапы развития биологических наук.

Существование человека с момента его возникновения было настолько неотделимо от окружающего живого мира, что он был вынужден познавать его, собирать и передавать сведения о растениях и животных другим поколениям. Уже в Древнем Египте, Вавилоне, Индии были сделаны первые попытки разделить (классифицировать) организмы на полезные (можно использовать в пищу) и опасные (ядовитые, хищники), на животные и растения. В период рабовладельческого строя были заложены основы будущей зоологии, ботаники, анатомии и медицины.

Начало развития биологии как науки – эпоха Возрождения. В 16-18 веке благодаря географическим открытиям, быстрому накоплению новых знаний, изобретению микроскопа стало возможным открытие клетки и микроорганизмов. В это же время была предпринята попытка создания классификации живого мира (описательный метод).

19 век - важнейшие события в биологии: создание клеточной теории, открытие законов наследственности (экспериментальный метод), эволюционная теория (впервые использован исторический метод).

20 век – глобальные открытия в области строения клеточных структур, материала и механизмов передачи наследственной информации, появление и быстрое развитие генной инженерии, расшифровка генетического кода человека, клонирование животных.

Подготовительный(натурфилософский)период становления биологии

Натурфилософский период. Натурфилософия представляла собой исторически первую научную парадигму — систему теоретических представлений и подходов к получению научных знаний — господствовавшую в науке о живом примерно начиная с V - IV века до н. э. (время основополагающих работ Гиппократа, Эмпедокла, Аристотеля и других античных мудрецов) вплоть до начала Нового Времени (XVI -XVII века н. э.). При всем различии вариантов натурфилософских концепций Греции, Рима, средневековой (и ренессансной) Европы, Арабского Востока, Индии, Китая, вся натурфилософия была пронизана едиными в своей сущности идеями о том, что живые существа одушевлены, одухотворены, внутренне близки человеку. В представлении натурфилософов, весь Космос был построен по единым принципам, из единых элементов/стихий, которые наполняют собой как исследуемое живое существо, так и исследователя, поэтому "объект" (познаваемое живое) весьма тесно связан с "субъектом" (познающим человеком). Так, Гиппократ ввел представление, что четыре первоэлемента Космоса (огонь, вода, воздух и земля), проникающие любое одушевленное и неодушевленное тело, в то же время соответствуют четырем выделениям животного оранизма (слизь/флегма, кровь, желчь и черная желчь) и четырем темпераментам человеческой психики (флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики). Натурфилософские тексты были полны метафор, сравнений, аналогий и художественных образов. Они обращались не только к логическому мышлению читателя, но и к его образному видению предмета, артистическому воображению. Предмет научного изыскания формулировался в столь щироких терминах, что текст фактически имел дело со всем Космосом (и поэтому заслуживал название Opera omnia, «повести обо всем», много раз использовавшееся в эту эпоху). В отличие от современной науки, в которой преобладает "поиск новизны", натурфилософская наука стремилась "избегать новизны". Например, средневековые европейские и арабские мыслители часто рассматривали свои труды как всего лишь комментарии к работам древних классиков (Гиппократа, Аристотеля, Галена).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: