АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ
ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ЛЕКЦИЯ
для студентов Академии гражданской защиты по дисциплине:
«Медицина чрезвычайных ситуаций»
Тема 2. ОСНОВЫ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
ДОНЕЦК – 2018
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой организации
и технического обеспечения
аварийно-спасательных работ
__________________ Черкесов В.В.
«_____»_______________ 2018 г.
ЛЕКЦИЯ
для студентов Академии гражданской защиты по дисциплине
«МЕДИЦИНА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»
Тема 2 ОСНОВЫ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
Тема 2 Основы анатомии и физиологии человека
Учебная цель занятия:
Изучить:
1. Опорно-двигательная система. Скелет. Кожа. Мышечная система.
2. Система органов пищеварения.
3. Кровь и органы кровообращения.
4. Система органов дыхания. Система органов выделения.
|
|
5. Нервная система. Органы чувств. Железы внутренней секреции.
Время – 2 часа.
Метод – лекция.
Рекомендуемая литература:
1. Курс лекций по теоретической подготовке спасателей АСГ «Медицинская подготовка». - Управление по делам ГО и ЧС В. Новгорода. Профессиональное аварийно-спасательное формирование. - В.Новгород, 2005. – 36 с.
2. Безопасность жизнедеятельности. Медицина катастроф. Учебное пособие. – СПб.: Издательство НП «Стратегия будущего», 2006.- 247с.
Учебные вопросы лекции:
Содержание вопросов | Время в мин. |
Организационные вопросы | 2 мин. |
Контроль знаний по темам 1. | 5 мин. |
Введение | 5 мин. |
Учебный вопрос 1. Кожа. Опорно-двигательная система. Скелет. Мышечная система. | 15 мин. |
Учебный вопрос 2. Система органов пищеварения. | 15 мин. |
Учебный вопрос 3. Кровь и органы кровообращения. | 15 мин. |
Учебный вопрос 4. Система органов дыхания. Система органов выделения. | 15 мин. |
Учебный вопрос 5. Нервная система. Органы чувств. Железы внутренней секреции. | 15 мин. |
Заключение | 3 мин. |
Всего: | 90 мин. |
Введение
Важной составной частью общемедицинской подготовки специалиста пожарной безопасности является знакомство с основами анатомии и физиологии человека, определяющее осознанность предпринимаемых усилий при оказании первой медицинской помощи.
Изучение анатомии и физиологии не только помогает описать структуры и функции организма, но и вскрыть закономерности строения тела человека и механизмы физиологических процессов с целью сохранения его здоровья.
Анатомия и физиология являются основами теоретической и практической медицины. Без твердого знания строения человеческого тела и физиологических функций невозможно усвоение основ оказания первой медицинской помощи.
|
|
Анатомия – это наука, изучающая строение человека, его органов и тканей.
Физиология – наука, изучающая функции целостного организма, отдельных его органов и систем.
Органы специализированы на выполнении определенных функций. Как правило, на организменном уровне органы объединены в системы, например, система органов кровообращения, дыхания, выделения и т.д.
Учебный вопрос 1. Кожа. Опорно-двигательная система. Скелет. Мышечная система.
Снаружи тело человека покрыто кожей (рис. 1). Кожа состоит из трех слоев: эпидермиса, дермы (собственно кожи) и подкожной жировой клетчатки. К производным эпидермиса относятся ногти. Кожа является самостоятельным органом, выполняющим функции:
защитную,
дыхательную,
терморегуляционную,
выделительную,
метаболическую.
Рис.1. Схематическое изображение микроскопического строения кожи человека (на разрезе):
I – эпидермис; II – дерма (собственно кожа); III – подкожная жировая клетчатка; 1 – роговой слой эпидермиса; 2 – базальный, шиповатый, зернистый и блестящий слои эпидермиса; 3 – мышца, поднимающая волос; 4 – стержень волоса; 5 – сальная железа; 6 – нервные окончания; 7 – потовая железа с выводным протоком, открывающимся на поверхности кожи; 8 – кровеносный сосуд
Через кожу осуществляется связь организма с внешней средой. В ней находится большое количество нервных окончаний, особенно в кончиках пальцев рук. Эта анатомическая особенность используется при обучении слепых людей (специальный шрифт в книгах), коррекции поведения детей с дефектами психического развития (развивающие игры на основе тактильного ощущения) и т.д.