Учебный вопрос 1. Кожа. Опорно-двигательная система. Скелет. Мышечная система

АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

 

ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

 

 

ЛЕКЦИЯ

 

 

для студентов Академии гражданской защиты по дисциплине:

«Медицина чрезвычайных ситуаций»

 

Тема 2. ОСНОВЫ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

 

 

ДОНЕЦК – 2018

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой организации

и технического обеспечения

аварийно-спасательных работ

 

__________________ Черкесов В.В.

 

«_____»_______________ 2018 г.

 

 

ЛЕКЦИЯ

 

для студентов Академии гражданской защиты по дисциплине

 

 «МЕДИЦИНА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

 

Тема 2 ОСНОВЫ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

 

 

 


Тема 2 Основы анатомии и физиологии человека

 

Учебная цель занятия:

Изучить:

1. Опорно-двигательная система. Скелет. Кожа. Мышечная система.

2. Система органов пищеварения.

3. Кровь и органы кровообращения.

4. Система органов дыхания. Система органов выделения.

5. Нервная система. Органы чувств. Железы внутренней секреции.

Время – 2 часа.

Метод – лекция.

 

Рекомендуемая литература:

1. Курс лекций по теоретической подготовке спасателей АСГ «Медицинская подготовка». - Управление по делам ГО и ЧС В. Новгорода. Профессиональное аварийно-спасательное формирование. - В.Новгород, 2005. – 36 с.

2. Безопасность жизнедеятельности. Медицина катастроф. Учебное пособие. – СПб.: Издательство НП «Стратегия будущего», 2006.- 247с.

 

Учебные вопросы лекции:

Содержание вопросов Время в мин.
Организационные вопросы 2 мин.
Контроль знаний по темам 1. 5 мин.
Введение 5 мин.
Учебный вопрос 1. Кожа. Опорно-двигательная система. Скелет. Мышечная система. 15 мин.
Учебный вопрос 2. Система органов пищеварения. 15 мин.
Учебный вопрос 3. Кровь и органы кровообращения. 15 мин.
Учебный вопрос 4. Система органов дыхания. Система органов выделения. 15 мин.
Учебный вопрос 5. Нервная система. Органы чувств. Железы внутренней секреции. 15 мин.
Заключение 3 мин.
Всего: 90 мин.



Введение

Важной составной частью общемедицинской подготовки специалиста пожарной безопасности является знакомство с основами анатомии и физиологии человека, определяющее осознанность предпринимаемых усилий при оказании первой медицинской помощи.

Изучение анатомии и физиологии не только помогает описать структуры и функции организма, но и вскрыть закономерности строения тела человека и механизмы физиологических процессов с целью сохранения его здоровья.

Анатомия и физиология являются основами теоретической и практической медицины. Без твердого знания строения человеческого тела и физиологических функций невозможно усвоение основ оказания первой медицинской помощи.

Анатомия – это наука, изучающая строение человека, его органов и тканей.

Физиология – наука, изучающая функции целостного организма, отдельных его органов и систем.

Органы специализированы на выполнении определенных функций. Как правило, на организменном уровне органы объединены в системы, например, система органов кровообращения, дыхания, выделения и т.д.

 



Учебный вопрос 1. Кожа. Опорно-двигательная система. Скелет. Мышечная система.

    Снаружи тело человека покрыто кожей (рис. 1). Кожа состоит из трех слоев: эпидермиса, дермы (собственно кожи) и подкожной жировой клетчатки. К производным эпидермиса относятся ногти. Кожа является самостоятельным органом, выполняющим функции:

защитную,

дыхательную,

терморегуляционную,

выделительную,

метаболическую.

Рис.1. Схематическое изображение микроскопического строения кожи человека (на разрезе):

I – эпидермис; II – дерма (собственно кожа); III – подкожная жировая клетчатка; 1 – роговой слой эпидермиса; 2 – базальный, шиповатый, зернистый и блестящий слои эпидермиса; 3 – мышца, поднимающая волос; 4 – стержень волоса; 5 – сальная железа; 6 – нервные окончания; 7 – потовая железа с выводным протоком, открывающимся на поверхности кожи; 8 – кровеносный сосуд

Через кожу осуществляется связь организма с внешней средой. В ней находится большое количество нервных окончаний, особенно в кончиках пальцев рук. Эта анатомическая особенность используется при обучении слепых людей (специальный шрифт в книгах), коррекции поведения детей с дефектами психического развития (развивающие игры на основе тактильного ощущения) и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: