Подбор, изучение, анализ литературы и отбор фактического материала

Государственное бюджетное профессиональное

Образовательное учреждение города Москвы

«ТЕАТРАЛЬНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

«Одобрено» Предметной (Цикловой) комиссией ОГ и СЭ – дисциплин «___» ______________20____ г.  протокол №___________ председатель цикловой комиссии Остроумова Е.Б.________________   «Утверждаю»                      Зам. директора по УР    Соломина И.Д.____________      «___» _____________20____ г.

 

 

Методические рекомендации по разработке,

написанию и оформлению дипломных работ.

 

                                      Москва, 2017

 

Методические рекомендации по разработке, написанию и оформлению дипломных работ полностью соответствуют редакционным требованиям выполнения научно-исследовательских работ и государственным стандартам. При составлении данных рекомендаций были использованы требования ГОСТ 7.1-84 – «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7.12-77 – «сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании»; ГОСТ 7.11-78 – «Сокращение слов и словосочетаний на иностранных языках в библиографическом описании»; ГОСТ 7.80-2000 – «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления».

В работе даны общие рекомендации по разработке и написанию дипломной работы, представлены образцы оформления титульных листов, оформления таблиц, графических изображений, списка используемой литературы.

 

                                                           

 

 

                                                            

                                         

                                             Оглавление

1.Общие положения……………………………………………………………..4

2.Подбор, изучение, анализ литературы и отбор фактического материала…5

3.Стиль изложения научных материалов……………………………………...7

4.Оформление дипломной работы……………………………………………...11

4.1. Общие положения……………………………………………………..…...11

4.2. Представление отдельных видов иллюстративного материала……...14

4.3. Оформление литературных источников………………………………..18

4.4.Оформление приложений…………………………………………………20

4.6.Титульный лист……………………………………………………….……22

4.7.Лист задания…………………………………………………………….….23

 

Общие положения

Дипломная работа предусмотрена учебным планом и является завершающим этапом изучения профилирующих дисциплин.

Цель выполнения дипломной  работы – научить студента самостоятельно проводить научные исследования, обобщать и углублять полученные знания, применять их для решения практических задач, выдвигать и защищать собственные суждения.

К дипломной работе предъявляются следующие требования:

Дипломная работа должна быть написана САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Изложение темы следует подкреплять фактическими данными, сопоставлениями, расчетами, графиками, таблицами.

Работа должна содержать практическую часть (решение практической задачи; анализ ситуации; сбор, обработка и анализ статистических данных; составление кейса по данной теме, разработка проекта и др.).

Процесс выполнения дипломной работы состоит из следующих этапов:

Выбор темы.

Подбор, изучение и анализ литературы по избранной теме.

Составление плана дипломной работы. Сбор и обработка фактического и нормативного материала.

Написание текста дипломной работы и разработка приложений.

Оформление дипломной работы.

Студентам предоставляется право выбора любой предложенной преподавателем или самостоятельно определенной темы, которая должна быть утверждена предметно-цикловой комиссией (далее ПЦК).

Одновременно ПЦК назначает руководителя дипломной работы и устанавливает сроки ее исполнения.

Объем дипломной работы составляет 25-30 (в отдельных случаях до 40) страница машинописного текста и включает в себя введение, несколько глав, заключение.

 Структурно дипломная работа состоит из двух частей: теоретической и практической.

 

 В теоретической части дипломной работы необходимо провести анализ литературы по рассматриваемому вопросу. Написание теоретической части должно включать анализ нескольких точек зрения на данную проблему с акцентом на их положительных и отрицательных сторонах, а также собственную позицию студента. Материал, используемый в дипломной работе из других литературных источников, должен быть переработан, связан с темой курсовой работы и изложен своими словами.

Практическая часть дипломной работы предусматривает применение и закрепление на практике полученных теоретических знаний.

Источниками для написания практической части являются данные статической отчетности, годовые отчеты предприятий, нормативные и методические материалы, информация о конъюнктуре рынка, сведения о потребителях продукции, СМИ.

В дипломной работе может присутствовать также и проектная часть, в которой на основании предыдущих теоретической и практической частей самостоятельно  разрабатываются предложения и направления по исследуемой проблеме, обосновывается целесообразность их реализаций.

 

Подбор, изучение, анализ литературы и отбор фактического материала

Подбор литературы целесообразно начинать с изучения тех книг и периодических изданий, которые рекомендованы преподавателем по изучаемым дисциплинам и которые близки к выбранной теме дипломной работы. Знакомиться с литературой целесообразно в следующей последовательности: руководящие документы (вначале законы, затем законодательные акты), научные издания (первоначальные книги, затем периодические издания), статистические данные. При этом вначале целесообразно изучить самые свежие публикации, затем – более ранние.

При подборе нормативно-правовых актов целесообразно использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Консультант Плюс», а также в других справочных системах («Гарант», «Кодекс» и др.).

Эти справочно-информационные системы значительно облегчают тематический поиск необходимых нормативных документов.

Одним из основных аспектов работы с литературой является определение главного в данном источнике, при этом не нужно читать его целиком. В издании изучается: заглавие; фамилия автора; наименование издательства (или учреждения, выпустившего книгу); время издания; аннотация; оглавление; введение или предисловие; справочно-библиографический аппарат (список литературы, указатели и т.д.), иллюстративный материал. Известность автора важна для исследователя. Если автор широко известен, то книга будет содержать устоявшиеся положения. Если автор малоизвестен, то к материалу следует подходить с критических позиций и обращать внимание на доказательства приводимых положений. Работы малоизвестных авторов не менее важны, чем публикации известных ученых, поскольку малоизвестные авторы – это начинающие исследователи. Именно они выдвигают и доказывают новые положения.

Наименование издательства может содержать информацию о качестве опубликованного материала. Современные книжные издательства специализируются на определенной тематике и предъявляют разные требования к качеству работ. Время издания отражает особенности того исторического периода, в которых писалась книга. Аннотация помещается в начале книги и содержит, как правило, цель подготовки издания и характеристику потенциального круга читателей. На основе этих данных можно оценить, насколько близка книга данному исследованию.

Оглавление раскрывает структуру издания, позволяет получить информацию о поставленных проблемах. На основе изучения оглавления можно определить, какая часть издания будет особенно полезна при выполнении курсовой работы. Во введении или предисловии наиболее часто раскрываются причины анализа исследуемых проблем, более подробно раскрывается цель книги.

Справочно-библиографический аппарат позволяет судить об обоснованности выдвигаемых автором положений в трудах других авторов.

Следует просмотреть список литературы, приводимый в конце издания, а также библиографические ссылки в тексте. Изучение списка литературы позволит получить полную информацию о проведенных исследованиях по выбранной тематике.

Иллюстративный материал позволяет более эффективно уяснить основные положения по исследуемым проблемам. Наличие рисунков, графиков, схем свидетельствует о высоком качестве проработки автором изучаемых проблем.

При подборе литературы ни в коем случае не следует поддаваться соблазну «набрать побольше». Чем больше будет собрано научных источников, тем большую долю среди них будут составлять не очень нужные для работы публикации. При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению списка литературы. Данный список литературы по теме курсовой работы согласовывается с научным руководителем.

 

                      3. Стиль изложения научных материалов

Дипломная работа должна быть выдержана в стиле письменной научной речи, который обладает некоторыми характерными особенностями. Прежде всего, стилю письменной научной речи характерно использование конструкций, исключающих употребление местоимения первого лица единственного и множественного числа, местоимений второго лица единственного числа.

В данном случае предполагается использовать неопределенно-личные предложения (например: «Вначале производят отбор фактов для анализа, а затем устанавливают их влияние на показатель»); формы изложения от третьего лица (например: «Автор полагает …»); предложения со страдательным залогом (например: «Разработан комплексный подход к исследованию…»).

В научном тексте нельзя использовать разговорно-просторечную лексику. Нужно использовать терминологическое название. Если есть сомнения в стилистической окраске слова, лучше обратиться к словарю.

Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний. Эти слова позволяют отразить: последовательность изложения мыслей (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак); 

переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к, обратимся к, рассмотрим, остановимся на, рассмотрев, перейдем к,необходимо остановиться на, необходимо рассмотреть);

противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее),

причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, отсюда следует, что);

отношение (конечно, разумеется, действительно, видимо,надо полагать, возможно, вероятно, по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным);

итог,  вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать, резюмируя сказанное, отметим).

Для выражения логической последовательности используют сложные союзы:

благодаря тому что, между тем как, так как, вместо того чтобы, ввиду того что, оттого что, вследствие того что, после того как, в то время как и др.

Особенно употребительны производные предлоги в течение, в соответствии с, в результате, в отличие от, наряду с, в связи с, вследствие и т.п.

В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные, перечисленные выше).

В научной речи очень распространены указательные местоимения «этот», «тот», «такой». Местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в тексте научной работы обычно не используются. Для выражения логических связей между частями научного текста используются следующие устойчивые сочетания (приведем результаты; как показал анализ; на основании полученных дынных).Для образования превосходной степени прилагательных чаще всего используются слова наиболее, наименее.

Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой по-

(например, повыше, побыстрее).

Особенностью научного языка является констатация признаков, присущих определяемому слову. Так, прилагательное следующие, синонимичное местоимению такие, подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков (например, Рассмотрим следующие факторы, влияющие на внешний облик героев того времени).Текст дипломной работы состоит из введения, основной части дипломной работы, заключения, списка литературы и приложений.

 

Разработка каждой составной части работы имеет свои особенности

введение в дипломной работе должно быть по объему 1-3 страницы.

Во введении необходимо обосновывать актуальность выбранной темы, главную цель исследования, содержание поставленных для достижения главной цели задач. В дипломной работе могут быть описаны объект и предмет, избранные методы исследования.

Освещение актуальности  работы должно быть немногословным.

Начинать описание издалека нет необходимости. Достаточно в пределах 0,5-1 страниц печатного текста показать суть проблемы, определяющую актуальность темы.

От формулировки  актуальности выбранной темы логично перейти к постановке главной цели исследования. Цель - конечный итог работы. Исходя из развития цели работы, определяются задачи. Это обычно делается в форме перечисления

(проанализировать…, разработать…, выявит…, доказать…, внедрить…, показать…, выработать…, изыскать…, найти…, изучить…, определить…, описать…, установить…, выяснить…, вывести формулу…, дать рекомендации…, установить взаимосвязь…, сделать прогноз… и т.п.).

Формулировки задач необходимо делать тщательнее, поскольку описание их решения должно составить содержание глав дипломной работы. Это важно также и потому, что заголовки глав довольно часто рождаются из формулировок задач работы.

Объект изучения – это явление, на которое направлена исследовательская деятельность субъекта.

Предмет изучения – это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Предмет изучения раскрывается только в том случае, когда необходимо, исходя из характера выбранного объекта, детализировать, что же конкретно будет исследоваться.

При работе над введением нужно быть готовым к тому, что текст этой составной части будет переработан два-три раза  и от первоначальных формулировок может мало что остаться. Это связано с тем, что процесс написания носит творческий характер и на первоначальном этапе трудно представить будущую работу.

В главах основной части дипломной работы рассматривается теоретический аспект рассматриваемой проблемы, излагается материал практического исследования. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Любая научная работа – это не сумма ее составных частей. Можно написать великолепные три отдельные главы, однако еще не факт, что эти три главы составят удовлетворительную дипломную работу: важна логическая связь работы от ее первого предложения до последнего.

Логически построенная работа не содержит материала, который может быть изъят из нее без нарушения стройности. Отдельные мысли автор высказывает в предложениях. Предложения, имеющие единую тему, объединяют в абзацы.

Абзацы одного параграфа или вопроса должны быть последовательно связаны друг с другом. При работе над абзацем следует особое внимание обращать на его начало. В первом предложении лучше всего называть тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к остальной части абзаца. При этом формулировка первого предложения должна даваться так, чтобы не терялась смысловая связь с предшествующим текстом. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется в весьма широких пределах,  определяемых сложностью передаваемой мысли. В конце каждого параграфа следует формулировать выводы (1-2 абзаца) по существу изложенного материала. Выводы должны логически завершать проведенные рассуждения, быть краткими, конкретными и вытекать из изложенного материала.

При этом нужно соблюдать следующие правила:

Выводы должны быть нетривиальными (вывод: «Товар-это продукт труда, предназначенный для продажи или обмена» и так очевиден).В качестве выводов следует формулировать полученные в данном параграфе конечные результаты, а не промежуточные.

При формулировании выводов нецелесообразно приводить положения, которые не важны для изложения последующего материала и не вытекают из цели работы.

Вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.).

Дипломная работа заканчивается заключением, которое носит форму обобщения теоретических и практических результатов, изложенных в основной части. Заключение представляет собой последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Заключение дипломной работы должно быть по объему 1-2 страницы.

После заключения помещают список литературы, которая была использована при написании работы. На каждый источник списка литературы обязательно должна быть ссылка в тексте.

Приложения помещают после списка литературы. Их цель – избежать излишней нагрузки текста различными аналитическими, расчетными, статистическими материалами, который не несут основной смысловой нагрузки.

  

                           4. Оформление дипломной работы

                                     4.1 Общие положения

 

Работа начинается с титульного листа(Приложение 1),затем следует содержание (Приложение 2),введение, основная часть работы, заключение, список литературы, приложения.

Каждая глава дипломной работы начинается с новой страницы.

Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата А4 (210х297 мм) через полуторный межстрочный интервал в текстовых редакторах.

Необходимо соблюдать следующие границы полей:

Сверху - 2,0 см;

Снизу – 2,0 см;

Слева – 3,0 см;

Справа – 1,0 см.

Каждую новую мысль в тексте следует начинать с красной строки (в компьютерной версии у первой строки абзаца (красной) отступ – 1,25 см).

Текст выполняется шрифтом «Times New Roman Cyr», кегль 14 выравнивается по ширине.

Нумерация страниц в работе должна быть сквозной, начинаться с титульного листа и заканчиваться на последней странице, включая список литературы и приложения. При этом на титульном листе и первой странице работы (содержании) номер страницы не ставится, но подразумевается.

Страницы проставляются в правом нижнем углу.

Каждая глава в тексте должна иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в оглавлении. Новую главу нужно начинать с новой страницы.

В работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения. Наиболее часто употребляемыми сокращениями являются следующие: др. (другие), пр.(прочие), т.д. (так далее), т.п. (тому подобное), т.е.(то есть), см.(смотри), ср.(сравни),г.(год или город),гг. (годы, города),в.(век),вв.(века),рис. (рисунок),кг (килограмм),руб. (рублей),км (километр),тыс.(тысяча), млн. (миллион),млрд. (миллиард). Слова и другие,и тому подобное, и прочие внутри предложения не сокращают. Не допускаются сокращения слов так называемый, так как, например, около, формула.

Общепринятые буквенные аббревиатуры (ГАБТ России, ЦАТРА, МХАТ им. А.П. Чехова и т.д.), достаточно распространенные,не требуют расшифровки в тексте. Если специальные аббревиатуры малоизвестны, специфичны, то при первом упоминании в тексте пишется полное название, после него в скобках приводится аббревиатура и далее используется только аббревиатурная форма.

Например: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Театральный художественно-технический колледж, (далее ГБПОУ «ТХТК»)

Следует учитывать ряд особенностей при написании числительных.

Одноразрядные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами (три театра, а не 3 театра). Многоразрядные количественные числительные пишутся цифрами, за исключением числительных, которыми начинается предложение. Такие числительные пишутся словами.

Числа с сокращенным обозначением единиц измерения пишутся цифрами (95 кг,5 л и т.д.). После сокращения л, кг и им подобных точка не ставиться.

При перечислении однородных чисел сокращенное обозначение единицы измерения ставится только после последней цифры (3,15,45 и 67%).

Количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если они сопровождаются существительными (на 20 страницах).

Порядковые числительные при записи арабскими цифрами имеют падежные окончания (30-х и др.) При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз (в 30 и 50-х гг.).

При записи римскими цифрами порядковые числительные для обозначения номеров столетий, кварталов падежные окончания не приводятся (ХХ в.).

Важным моментом при написании курсовой работы является оформление ссылок на используемые источники.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: