Принцип мирного разрешения споров

Этот принцип по своему содержанию тесно связан с прин­ципом неприменения силы и угрозы силой.

Их становление происходило практически одновременно. На I и II Гаагских конференциях мира в 1899 г. и 1907 г. были приняты Кон­венции о мирном разрешении международных столкновений и учреждена Постоянная палата третейского суда.

В Конвенциях содержалась лишь рекомендация обращать­ся к добрым услугам или посредничеству, прежде чем прибег­нуть к военным методам урегулирования спора.

Статут Лиги Наций содержал правило об обязательном обращении государств к мирным средствам разрешения спо­ров. И лишь в случае, если такое обращение не принесло поло­жительного результата, государства могли прибегать к войне.

В Парижском договоре об отказе от войны 1928 г. в ст. 2 пре­дусматривалось, что урегулирование всех разногласий или конф­ликтов должно осуществляться только мирными средствами.

В качестве одного из основных принцип мирного разреше­ния международных споров был сформулирован в Уставе ООН: «Все члены Организации Объединенных Наций разрешают свои споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвер­гать угрозе международный мир и безопасность и справедли­вость» (п. 3 ст. 2). Это положение общего характера раскрыва­ется в Декларации

Согласно ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в лю­бом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддер­жанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор мирными средствами.

Государства обязались добросовестно и в духе сотрудниче­ства прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве.

В случае, если стороны не достигнут разрешения спора пу­тем одного из вышеупомянутых мирных средств, они обязаны продолжать искать взаимно согласованные пути мирного уре­гулирования спора.

Государства, являющиеся сторонами в споре между ними, как и другие государства, должны воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степе­ни, что будет поставлено под угрозу поддержание международ­ного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегу­лирование спора более трудным.

Международное право сохраняет за государствами свободу выбора средств для разрешения конкретного спора.

Принцип уважения прав и основных свобод человека.

Становление принципа всеобщего уважения прав человека и основных свобод для всех в качестве одного из основных международно-правовых принципов относится к послевоенному времени и связано непосредственно с принятием Устава ООН, хотя само понятие прав человека появилось в политико-правовой терминологии с конца XVIII в. и связано с эпохой буржуазных революций.

В преамбуле Устава члены ООН подтвердили «веру в основные права человека... в равноправие мужчин и женщин». В ст. 1 Устава в качестве цели членов Организации предусматривается сотрудничество между государствами «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Важнейшее значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой «Организация Объединенных Наций содействует:

1) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

2) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех». В ст. 6 предусматривается, что «все Члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения уставных целей».

С наибольшей полнотой и универсальностью конкретизация нормативного содержания принципа всеобщего уважения прав человека отражена во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и двух пактах, принятых в 1966 г.: Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Анализ многочисленных международных документов по правам человека показывает, что в современном международном праве имеется универсальная норма, в соответствии с которой государства обязаны уважать и соблюдать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Отмеченная обязанность носит всеобщий характер, т. е. права и свободы человека подлежат соблюдению во всех государствах и действуют в отношении всех лиц без какой-либо дискриминации. При этом целью международного сотрудничества в этой области является не унификация национальных законодательств, а разработка стандартов (моделей), которые служат для государств отправной точкой для выработки собственного национального законодательства.

Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека остаются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по своей имп-лементации. Международные документы не определяют, каким образом государство будет выполнять принятые на себя обязательства. Стандарты поведения, содержащиеся в международных документах, в определенной мере связывают свободу поведения государства в сфере национального законодательства. Анализ развития нормативного содержания принципа всеобщего уважения прав человека показывает, что индивид постепенно становится непосредственным субъектом международного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: