1. Понятие и источники права международных организаций и конференций.
2. Организация Объединенных Наций (ООН).
3. Специализированные учреждения ООН.
4. Региональные международные организации.
Рекомендуемая литература
Арах М. Европейский Союз. Видение политического объединения. М, 1998.
Ашавский Б.М. Межправительственные конференции: международно-правовые вопросы. М„ 1980.
Бобров РЛ., Малинин С А. Организация Объединенных Наций (международно-правовой очерк). Л., 1960.
Гаврилов В.В. ООН и права человека. Механизмы создания и осуществления нормативных актов. Владивосток, 1998.
Зайцева О.Т. Международные межправительственные организации. М., 1983.
Кривчикова Э.С. Основы теории права международных организаций. М., 1979.
Крылов СБ. История создания Организации Объединенных Наций. Разработка текста Устава ООН (1944-1945 гг.). М., 1960.
Крылов Н.Б. Принципы участия государств в системе ООН. М., 1986.
Крылов Н.Б. Правотворческая деятельность международных организаций. М., 1988.
Лабейри-Менахем. Специализированные учреждения ООН. М, 1955.
|
|
Маргиев В.И. Внутреннее право международных организаций. Владикавказ, 1995.
Международные неправительственные организации. Справочник. М., 1967.
Международные организации / Под ред. И.П. Блищенко. М., 1994.
Международные организации системы ООН / Под ред. В.Ф. Петровского. М., 1990.
Моисеев Е.Г. Правовой статус СНГ. М., 1995.
Моравецкий В. Функции международной организации. М., 1979. Морозов Т.Н. Международные организации. Некоторые вопросы теории. М., 1969.
Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. М., 1998.
Основы права Европейского Союза. М., 1997.
Семенов ВС. Вооруженные силы ООН. М., 1976.
Топорнин Б.Н. Европейские сообщества: право и институты. М., 1992.
Топорнин Б.Н. Европейской право. М., 1998.
Хартли Т.К. Основы права Европейского Сообщества. М., 1998.
Шармазанашвили Г.В. Международные межправительственные организации. М., 1979.
Шибаева Е.А. Право международных организаций. М., 1986.
Шибаева ЕА., Поточный М. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций. М., 1988.
Шреплер Х.А. Международные организации. Справочник. М., 1995.
Нормативные акты
Устав Организации Объединенных Наций // СДД СССР.. М., 1956.Вып. XII С. 14-47.
Статут Международного Суда ООН // СДД СССР. М., 1956.Вып. XII. С. 47-63.
Конвенция о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций 1946 г. // СДД СССР.. М., 1957. Вып. XV С. 32-40.
Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений (принята 21 ноября 1947 г. резолюцией 179 (II) Генеральной Ассамблеи ООН)//ДМП.., 1996.Т. 1. М С. 620-632.
Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала 1994 г. // ДМП. Т. 3. М., 1997. С. 51-60.
|
|
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Организацией Объединенных Наций об учреждении в "Российской Федерации Объединенного представительства Организации Объединенных Наций 1993 г. // ДМП. 1996. Т. 1. М, С. 620-632.
Устав ООН по промышленному развитию (принят в г. Вене 8 апреля 1979 г. Конференцией ООН по преобразованию Организации ООН по промышленному развитию в специализированное учреждение) // ВВС СССР. 1986. № 5. Ст. 102.
Устав Международного агентства по атомной энергии (принят 26 октября 1956 г.) (с изм. и доп. 1989 г.) // СДД СССР. Вып. XIX. М., 1960. С. 195-218.
Конвенция о Международной морской организации, 1948 г. (с изм. и доп. от 10 ноября 1984 г.) // МПП. Сб. документов. 1996. Т. 1. М„ С. 262-279.
Положение о Комиссии международного права, 1947 г. (с изм. и доп. 1981 г.) // ДМП. 1996. Т. 1. М, С. 58-64.
Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (принят в г. Лондоне 16 ноября 1945 г.) // СДД СССР. Вып. XVI. М., 1957. С. 583-595.
Устав Международной организации труда (принят в 1919 г., с изм. и доп. 1953 г.) // СДД СССР. Выи. XVI. М., 1957. С. 351-372.
Устав Совета Европы 1949 г. // СЗ РФ. 24 марта 1997 г. № 12. Ст. 1390.
Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы 1949 г. // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1391.
Устав Содружества Независимых Государств 1993 г. // БМД. 1994. № 1. С. 4-14.
Положение о постоянных полномочных представителях государств — участников Содружества при уставных и других органах Содружества 1993 г. // БМД. 1994. №11. С. 5-16."
Договор о Европейском Союзе 1992 г. // ДМП. Т. 3. М., 1997. С. 211-225.
Договор об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г.
Хартли Т.К. Основы права Европейского сообщества. С. 530—623.
Парижская хартия для новой Европы 1990 г. // ДМП. Т. 1. М., 1996. С. 42-54.
Пражский документ о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ 1992 г. //ДМП. Т. 1. М., 1996. С. 695-702.
Устав Союза Беларуси и России 1997 г. // Российская газета. 1997.24 мая.
Устав Организации американских государств (принят в г. Боготе 30 апреля 1948 г.) // ДМП. Т. 2. М., 1997. С. 305- 335.
Протокол о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанного в Варшаве 14 мая 1955 г., и Протокола о продлении срока его действия, подписанного 26 апреля 1985 г. в Варшаве, от 1 июля 1991 г. // ДМП. Т. 1. М., 1996. С. 731-732.
Специальные термины
Аккламация, дискреционные полномочия международной организации, интеграция, международная конференция, международная организация, международная неправительственная организация, наднациональность, право вето, специализированные учреждения.
Задания
1. Приведите примеры:
универсальных международных организаций;
региональных международных организаций;
международных организаций общей компетенции;
международных организаций специальной компетенции;
международных организаций:
Азии;Африки;Америки;Европы.
2. Приведите пример наднациональной международной организации. В чем проявляется феномен наднациональности?
3. Составьте проект устава международной организации защиты студентов. Устав должен состоять из следующих разделов:
Преамбула.
Цели организации.
Принципы деятельности организации.
Основные направления сотрудничества в рамках организации.
Условия членства в организации.
Перечень, структура и полномочия главных органов организации.
4. Сравните универсальные и региональные международные организации. Укажите их преимущества и недостатки.
5. С учетом изменения политической ситуации на международной арене (распад СССР, объединение Германии, образование Европейского Союза, появление новых государств, обладающих ядерным оружием и др.) сформулируйте ваши предложения относительно пересмотра структуры и содержания Устава ООН.
|
|
Задачи
1. Существует несколько систем финансирования деятельности международных организаций.
2. Величина взноса определяется в зависимости от размера валового национального дохода.
3. Величина взноса определяется в зависимости от заинтересованности конкретного государства в деятельности данной международной организации.
4. Величина взноса определяется исходя из численности населения государства- члена.
5. Международная организация финансируется посредством взимания прямого налога с населения государств-членов.
Какую систему финансирования следует применять при финансировании деятельности таких международных организаций как ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, СНГ, ЕС?
2. Существует международное объединение клубов Ротари (RotaryInternational (RI), Rotaryinternational; RotaryInternacional; InternationaleVereinigungderRotarier) — буржуазное объединение национальных, большей частью закрытых клубов бизнесменов.
Движение по созданию клубов Ротари началось в 1905 г. в США, в Чикаго; в 1912 г. была организована Международная ассоциация клубов Ротари; нынешнее название принято в 1922 г. Всего насчитывается более 12 тыс. клубов Ротари в 128 странах Америки, Азии, Африки, Западной Европы, с общим числом членов около 590 тыс.
Официальной целью клубов Ротари является содействие распространению принципа «идеального служения» обществу.
Высший орган — Конвент (собирающийся ежегодно) избирает правление и так называемых региональных,губернаторов. Во главе правления стоит президент. В штаб-квартире имеется 200 платных работников.
Доходы Организации складываются из членских взносов, доходов от подписных изданий и рекламы в периодических изданиях организации, а также прибыли, получаемой от капиталовложений.
Объединение Ротари имеет консультативный статус (категория «В») при ЭКОСОС и (категория «С») при ЮНЕСКО.
Программа обеспечения стипендиями Фонда Ротари предоставляет возможность его стипендиатам учиться за пределами своих стран в течение года. Сумма стипендии составляет в среднем 3 тыс. долл. в год.
|
|
Издается журнал «Ротариан» («TheRotarian») на английском языке и «Обозрение Ротари» («RevistaRotaria») на испанском языке, ежегодно публикуются отчеты об очередных Конвентах и другие издания, в том числе сборник практических советов членам клуба о том, как вести борьбу за сохранение всеобщего мира — «Семь путей к миру» («SevenPathstoPeace»).
Официальные языки: английский, испанский, португальский, французский.
Штаб-квартира находится в США, имеются отделения в Лондоне и Цюрихе1.
Является ли объединение Ротари субъектом международного права? Может ли оно оказывать влияние па процесс формирования и реализации норм международного права? Какие последствия вытекают из обладания Объединением Ротари консультативным статусом при ЭКОСОСи ЮНЕСКО?
3. Акт относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности ее территории 1815 г., подписанный представителями Австрии, Франции, Великобритании, России, Португалии, Пруссии,содержит следующие положения:
«Державы... сим актом торжественно признают всегдашний нейтралитет Швейцарии и ручаются в целостности и неприкосновенности владений ее... Державы... признают, что пользы европейской политики требуют нейтралитета, неприкосновенности Швейцарии и независимости ее от всякого чуждого влияния»1.
Ссылаясь на данный акт, Швейцария отказалась присоединяться к ООН в качестве члена (это государство имеет статус наблюдателя).
Как вы считаете, каковы препятствия, вытекающие из этого акта, для членства Швейцарии в ООН?
4. По свидетельству Я. Броунли, в последние годы рост общего числа членов ООН и скромные размеры некоторых государств, подававших заявление о приеме, заставили органы ООН заняться рассмотрением вопроса о возможности установления какой-либо формы ассоциированного членства в ООН. Такой режим мог бы предусматривать отсутствие права на избрание в члены Совета Безопасности, возможность участия в работе Генеральной Ассамблеи без права голоса, льготные условия в отношении участия в расходах ООН и доступ к ресурсам специализированных учреждений, таких как Всемирная организация здравоохранения. Предстоит решить много проблем, и не в последнюю очередь проблему определения критериев для обычного членства в ООН1.
Как можно расценить данные предложения?
5. Состав Совета Безопасности ООН и процедура голосования, используемая в этом органе, вызывают критику со стороны многих юристов и национальных правительств. Юридические аргументы заключаются в том, что наличие института постоянного членства не соответствует принципу суверенного равенства государств. Геополитическая аргументация заключается в том, что часть постоянных членов Совета Безопасности ООН утратила свой статус «великой державы», и кроме того, в мире появились новые влиятельные государства (Япония, Индия, Германия), которые вправе претендовать на статус постоянного члена Совета Безопасности ООН.
Можно ли согласиться с данными доводами. Должен ли быть изменен состав Совета Безопасности? Если да, то каким образом?
6. В 1948 г. во время первой фазы арабо-израильского конфликта, ООН отправила в Палестину в качестве посредника шведского графа Бернадотта. Вскоре после прибытия на место он был убит израильскими экстремистами. Встал вопрос: в случае, если сотруднику ООН, действующему при исполнении своих обязанностей на службе ООН, причинен ущерб, обладает ли ООН способностью выдвинуть в отношении ответственного за ущерб государства международно-правовую претензию о взыскании убытков? Как соотносится требование ООН с правами государства, гражданином которого является потерпевшее лицо?
Устав ООН не содержит каких-либо положений, напрямую регулирующих возможность заявления такого требования.
Попытайтесь ответить на данный вопрос.
7. Ознакомьтесь со следующими положениями Устава ООН: «Статья 2
Для достижения целей, указанных в статье 1, Организация и ее Члены действуют в соответствии со следующими принципами:
4. Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций;
Статья 39
Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять...
На основе этих положений Устава ООН ответьте па вопрос: представляет ли угрозу миру ситуация, сложившаяся в 1992 г. в Сомали? Вот как описывает эти события О. Пелиссер: «В декабре 1992 г., когда средства массовой информации старались вызвать во всем мире сострадание, привлекая внимание к голоду в Сомали и невозможности предоставления гуманитарной помощи нуждающимся из-за столкновений между вооруженными группировками, Совет Безопасности в резолюции № 794 решил санкционировать массированное военное вмешательство с участием американских войск, чтобы обеспечить доставку гуманитарной помощи населению Сомали. Перед этим Генеральный Секретарь направил Совету Безопасности письмо, в котором охарактеризовал создавшееся положение как угрозу миру»1.
Можно ли охарактеризовать как угрозу международному миру и безопасности:
государственный переворот и приход к власти милитаристски настроенного правительства;
гражданскую войну;
поощрение международного терроризма (отказ от выдачи преступников);
всеобщую мобилизацию;
высокий уровень преступности, в том числе и международной, в каком-либо государстве;
невыполнение рекомендаций Совета Безопасности ООН по поводу урегулирования международного спора?
8. Один из аргументов госдепартамента США, приводимых в обоснование проведения силами НАТО бомбардировки Югославии в 1999 г., заключался в следующем. Данные действия получили санкцию со стороны Совета Безопасности ООН. Эта санкция носит молчаливый характер. Совет Безопасности ООН не осудил эти действия, следовательно, он их одобряет и санкционирует.
Как можно расценить подобную мотивацию?
9. Можно ли считать СНГ: региональной международной организацией; международной организацией общей компетенции; международной организацией с высокой степенью интеграции государств-членов;
эффективной международной организацией; наднациональной международной организацией? Подкрепите ответ ссылками па Устав СНГ.
10. Государство А, член СНГ, заявило о своем намерении выйти из этой организации. Возможно ли это, несмотря на то, что Устав СНГ 1993 г. не содержит никаких специальных положений, касающихся выхода из этой международной организации?
11. В соответствии со ст. 4 Устава Совета Европы 1949 г. «любое европейское государство, которое рассматривается как способное и стремящееся соответствовать положениям статьи 3, может быть приглашено Комитетом министров стать членом Совета Европы». Статья 3 Устава Совета Европы гласит: «Каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами и искренне и активно сотрудничать во имя достижения цели Совета, определенной в главе I».
В 2005 г. данная организация планирует рассмотреть вопрос о членстве в ней кавказских государств (Грузии, Армении, Азербайджана), в 2010 г. — среднеазиатских государств (Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана). Соответствует ли действующему международному праву ситуация, когда членами международной региональной организации являются государства, не относящиеся к данному региону? Еще ранее критике за нарушение принципа регионализма в советской юридической литературе подвергалось НАТО в связи с членством в данной организации государств, не относящихся к Северо-Атлантическому бассейну (Турция, Греция).
12. В начале марта 2001 г. в Швейцарии состоялся общенациональный референдум, на котором 77% населения страны высказалось против немедленного начала переговоров с Европейским Союзом относительно вступления в эту организацию.
Какие существуют аргументы за и против вступления Швейцарии в Европейский Союз? Возможно ли в ближайшее время вступление Российской Федерации в эту организацию? Целесообразно ли членство РФ в Европейском Союзе?