Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представленийфонематический анализ

Конструктивный праксис

Логопед использует приемы:
• складывание пирамидки;
• складывание доски Сегена;

• складывание разрезных картинок из 2, 3 частей, разрезанных по вертикали, затем по горизонтали. Если ребенок выполнит эти задания, можно предложить сложить картинку, разрезанную по диагонали.
• складывание фигурок из 2—4 палочек по образцу; при выполнении этих заданий предложить складывание фигурок по памяти. Логопед складывает фигуру, просит ребенка посмотреть и запомнить, затем убирает палочки, и ребенок воспроизводит фигуру по памяти.




Динамический праксис

Применяется воспроизведение ритмов:
простых— / / /;//, //,//;/ //;// /. и т.п.

сложных / // /, /// /; / // //; / /// /; // /// //; /// / // и т. п.
• Кулак — ребро — ладонь.
Исследование моторики
Общая моторика. Ребенку
предлагается выполнить следующие задания:
• пройти по начерченной на полу линии;
• попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;
• попрыгать попеременно на одной ноге и на другой;
• ударять ладонью по мячу об пол;
• повернуться туловищем вправо — влево.










Ручная моторика.

- сжать кулаки — разжать;
- похлопать в ладоши;
- сжать кулак правой руки и ударять им по ладони левой рука, затем наоборот;
- согнуть руки в локтях, поставив их перед собой, и выполнять круговые вращательные движения кистями рук наружу, затем вовнутрь.
Пальчиковая моторика.
- показать 2-й и 3-й пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках;
- показать 2-й и 5-й пальцы, последовательность выполнения та же;
- сложить все пальцы в кольцо таким образом, чтобы 2-й, 3-й, 4-й и 5-й пальцы касались первого;
- попеременно соединять все пальцы с 1-м, начиная со 2-го на правой руке, затем то же повторить в обратной последовательности;
- застегнуть пуговицу: сначала большого, затем среднего и, наконец, маленького размера;
- завязать бантик.
Отметить координацию движений рук, ног: правильная, неправильная, отсутствует; чувство равновесия: есть, нет; осанку: правильная, сутулость; объем движений: полный, неполный; переключение движений: своевременное, замедленное, отсутствует; самостоятельность выполнения: полная, с помощью логопеда; сопутствующие движения: есть, нет; леворукость: есть, нет.
Исследование зрительной памяти
Задание: запомнить и найти З—4 изображения однородных предметов: фруктов, овощей, мебели.
Ребенку предлагается запомнить 3—4 изображения предметов, затем они выкладываются в ряду с другими изображениями (не более 10). Логопед просит ребенка показать те картинки, которые он ранее запомнил.
Задание: запомнить и показать, что изменилось в ряду из 2, 3, 4, 5 предметов. Инструкция: «Посмотри на эти игрушки: это зайка, это ежик. Покажи сам, где зайка, где ежик. Отвернись». Логопед меняет местами игрушки, просит ребенка посмотреть и поставить игрушки так, как они стояли. При увеличении ряда логопед меняет местами первую и последнюю игрушки (феномен края). Если ребенок выполняет заданий с игрушками, можно предложить выполнить подобные с предметными картинками.
Задание: сравнить две игрушки и найти в них сначала сходство, затем различие с помощью вопросов логопеда. Например, показать двух кукол, одетых в одинаковые платья, туфельки, но с бантами разного цвета в волосах.
Состояние интеллекта
Предложить ребенку разложить З (если выполнит, то 4) картинки в последовательности изображенных на них событий. Логопед может оказать помощь ребенку в определении первой картинки. Последующее самостоятельное выполнение задания ребенком оценивается как правильное.
Исследование импрессивной речи
Приводимые ниже задания предлагаются детям с алалией в возрасте 5 лет и старше.
Понимание связной речи. Логопед эмоционально читает ребенку небольшой рассказ, сказку и проводит беседу с ребенком; беседа сопровождается показом сюжетных и предметных картинок, помогающих ребенку понять содержание прочитанного.
Понимание распространенных предложений по сюжетным картинкам: «Покажи девочку, которая ловит бабочку», «Покажи девочку, которая держит мяч», «Покажи бабушку, которая вяжет носки», «Покажи маму, которая стирает белье», «Покажи папу, который читает газету».
Понимание различных грамматических форм:
- конструкций с различными падежными формами с использованием простых сюжетных картинок: «Покажи, чем девочка ловит бабочку», «Кого ловит девочка?», «Кто ловит бабочку?»;
- предложных конструкций с предлогами НА, В, ПОД, ЗА, НАД, ИЗ, ОКОЛО и др. Инструкция: «Положи мяч под стол», «Возьми кубик из ящика», «Посади куклу на стул», «Нарисуй дерево около дома»;
- дифференциация единственного и множественною числа существительных: «Покажи, где на картинке мяч, где мячи?», «..., где чашка, где чашки?» и т. д.;
- дифференциация глаголов с различными приставками. Ребенку предлагается показать на картинках, где мальчик вышел из дома, перешел через улицу, подошел к дому, вошел в дом и т. д.
Понимание сложноподчинённых предложений. Показать на картинках: «Лена потеряла карандаш, который был у Коли. Чей это был карандаш?» Ответить на вопрос: «Дети пошли в лес за грибами после того, как прошел дождь. Когда дети пошли за грибами: до дождя или после дождя?»
Исследование пассивного словаря
Понимание обобщающих слов с деталями: для детей 5 лет: части тела, детали одежды; для детей 6 лет: детали мебели, транспорта.
Понимание названий детенышей домашних и диких животных (для подготовительной группы). Логопед раскладывает перед ребенком изображения животных и их детенышей и называет: «У кошки котенок» (ребенок показывает и т. д.). «У лошади жеребенок», «У собаки щенок», «У коровы теленок», «У белки бельчонок», «У тигра тигренок», «У Медведя медвежонок» и т.д..
Понимание слов с противоположным значением (для подготовительной группы). Процедура та же: логопед называет, ребенок показывает на картинках:

Входит – выходит    открывает – закрывает  влетает – вылетает

Подходит – отходит стоит – идёт                   большой – маленький

Длинный – короткий широкий – узкий           высокий - низкий

Объем пассивного словаря: соответствует ли возрастной норме (для этого логопед ориентируется на данные исследователей, изучавших развитие словаря у детей в раннем и дошкольном возрасте, например, на работы А. Н. Гвоздева).
Исследование экспрессивной речи
Общая характеристика речи
: есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами или фразовая.
Исследование звукопроизношения можно проводить только у детей с эфферентной моторной алалией, у которых относительно сохранна кинестетическая основа речи. Логопед учитывает желание ребенка называть (или не называть) картинки на определенные звуки по логопедическому альбому. У детей с афферентной моторной алалией состояние звукопроизношения не исследуется, поскольку у них к 5 годам еще не сформирована кинестическая основа речи. Логопед может отметить состояние звукопроизношения у детей на основе тех образцов речи, которые имеются у ребенка, или в отраженной речи, если у ребенка имеется желание повторять слова за логопедом.
Строение артикуляторного аппарата: губ, зубов, челюстей, неба, языка определить визуально и отметить имеющиеся отклонения.
Состояние речевой моторики исследуется дифференцированно: у детей с моторной афферентной алалией не проверяется способность выполнения отдельных артикуляторных

движений, так как у них не сформирована кинестетическая основа речи. По подражанию логопеду им предлагается ряд (серия) движений типа: для губ — вытянуть вперед — улыбнуться — губы хоботком и подвигать ими вправо влево. Для языка — открыть рот — показать широкий язык поднять его на верхнюю губу — опустить на нижнюю губу — убрать в рот — закрыть рот. Для мягкого неба — широко открыть рот — покашлять с открытым ртом — закрыть рот:
У детей с моторной эфферентной алалией не проверяется способность выполнения серии артикуляторных движений, так как у них не сформирована кинетическая основа речи. По подражанию логопеду им предлагаются отдельные артикуляторные движения, типа: для губ — выдвинуть губы вперед — покой. Для языка, — показать широкий язык или показать узкий язык.
Состояние слухо-произносительной дифференциации фонем:
-фонетически резко различающихся: [Р] — [С], [Л] — [П], [З] - [Т]
-фонетически близких: [М] - [Н], [П] [Б], [Т] — [Д], [К] — [Г].
Методика общепризнанная: с данными фонемами ребенку предлагается повторить слоги.
Исследование активного словаря
Состояние предикативного словаря по указанным нижезаданиям выявляется у детей в возрасте 5 лет и старше. Обследование начинается с выяснения состояния глагольного словаря. Это обусловлено тем, что логопед в процессе коррекционнойработы прежде всего развивает и обогащает глагольныйсловарь. Глагол является основой фразы и способствует развитию внутренней речи, которая, по мнению Л. С. Выготского, предикативна. Внутренняя речь является особым психологическим состоянием, которое занимает промежуточное положение между мыслью и внешним высказыванием. Формирование внутренней речи оказывает положительное влияние на развитие мышления и экспрессивной речи.

Задание. Назвать действие по предъявленному предмету. Логопед использует предметные картинки. «Что делают ручкой?» Ответ ребенка (или с помощью логопеда): «Пишут». «Ножом?».. (с продолжающейся интонацией), ребенок: «Режут». Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), кистью красят, топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют и т. д.
Задание. Сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка —..., кузнечик—.., змея—..., лошадка—.., собака—., корова-..., самолет —.,.. Используются предметные картинки, на которых изображены соответствующие действия. Подобрать антонимы к следующим словам:
входит —...                     закрывает —
встает —...                      поднимается —
ползет —...                      бежит —
улетает —...                    ложится —
плачет —
Состояние номинативного словаря. Задание. Назвать предметные картинки по темам: игрушки, семья, посуда, мебель, одежда, обувь, части тела, животные, растения,, люди разных профессий, картины природы, транспорт.
Задание. Назвать предметы по описанию: «Как называется предмет, которым расчесывают волосы?» «Как называется предмет, которым намыливают руки?» «Как называется предмет, которым вытирают руки и лицо после умывания?» «... предмет, которым рисуют красками?» «... предмет, который лежит под головой, когда человек спит?» «... предмет, которым вышивают?» «... предмет, по которому смотрят фильмы и передачи?» «... предмет, на котором любят качаться дети?» «... предмет, которым мальчики играют в футбол?» и т. д.
Задание. Подобрать родственные однокоренные слова к следующим словам: земля, лес, поле, вода, радость, след, скорость, зима и др.
Состояниеатрибутивного словаря. Задание. Подобрать определения к словам: туча, море, небо, город, дорога, трава, тигр, слон, зайчик, машина, ягода, окно, сад, компот, лимон, ножик и др.
Задание. Подобрать антонимы к следующим словам: холодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, тупой, робкий, сухой, тесный, черный, кислый, высокий и т. д.
Отметить: точность употребления слов, дать характеристику активного словаря: звукоподражания, лепетные слова. Наличие глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных исследуется в том случае, если ребенок выражает желание говорить по подражанию.
Способность воспроизведения речевого материала (ряда звуков, слогов и слов) проверяется у детей с афферентной моторной алалией, у которых относительно сохранна кинетическая мелодия речи (по А. Р. Лурия).
Предъявляемые слова при исследовании слоговой структуры слова и звуконаполняемости:

Пуговица      простокваша      лекарство

Помидоры     сквозняк             телевизор

Сковорода     температура       свисток

Скворечник   милиционер        аквариум

Предъявляемые предложения: «Ребята слепили снеговика. Волосы подстригают в парикмахерской. Милиционер едет на мотоцикле. В аквариуме плавают рыбки».
Логопед записывает ответ ребенка транскрипцией.
Исследование грамматического строя речи
Исследование способностей словоизменения
Изменение слова по падежам. Логопед показывает ребенку карандаш и говорит: «У меня карандаш (ребенок повторяет самостоятельно или с помощью логопеда). У меня нет... (с продолжающейся интонацией)». Ответ ребенка: «Карандаша», И далее: «Я протягиваю руку к... (карандашу). Я беру в руки... (карандаш). Я рисую домик... (карандашом). Я мечтаю о красном... (карандаше)».
Преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное. Логопед показывает ребенку предметные картинки, на которых изображены один предмет и несколько предметов:

стол — столы                        ухо — уши
лист — листья                      пень — пни
кукла – куклы                       рот — рты
глаз — глаза                         стул — стулья
дерево — деревья                рукав — рукава
окно — окна                         воробей — воробьи
Образование форм родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе. Логопед показывает предметные картинки с изображением различного количества предметов, ребенок называет их. Затем логопед убирает картинку, на которой несколько предметов, и осторожно побуждает ребенка сказать слово, стоящее в родительном падеже множественного числа:
шар — шара — шаров; мяч - ….- ….; дерево — ... - …; окно — окна — окон; дом - …-…; шапка — ... — …
Согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде:
шар — голубой; чашка — голубая; платье — голубое; мяч —; машина —; ведро -.

Согласование числительных «два» и «пять» с существительными: дом, жук, ведро, рыбка, шар, вишня, огурец, яблоко, крыша, ботинок, шапка, арбуз.

Исследование способности словообразования
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Логопед использует предметные картинки с изображениями предметов разной величины.
стол — столик, ложка — ложечка, кукла — куколка, ковер — коврик, окно — окошечко, кровать — кроватка.

 Образование прилагательных от существительных (подготовительная группа). Логопед: «Стол из дерева. Какой стол?» и сам отвечает: «Деревянный». И далее предлагает ребенку следующие словосочетания:
шуба из меха — (меховая)
стаканчик из бумаги — (бумажный)
мяч из резины — (резиновый)
кувшин из стекла — (стеклянный)
платье из шелка — (шелковое)
замок из железа — (железный)
платок из шерсти — (шерстяной)
кофточка из кружев — (кружевная)
Образование глаголов движения с помощью приставок ПРИ, У, ДО, ПЕРЕ,. ВЫ, ОБ, С (подготовительная группа). Слова для предъявления: ходить — ...; бежать —...; летать
Исследуя характер употребления предложенных конструкций, показать, а затем спросить у ребенка, где лежит карандаш (на столе, в коробке, под книгой); произнести фразу без предлога и предложить ребенку вставить необходимый предлог: «Лампа висит — ... столом. Мяч упал — ... пол. Птичка слетела - …ветки. Игрушки висят — ... елке».





















































































Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представленийфонематический анализ

Выделение звука на фоне слова по картинкам и на слух (после показа логопедом). Инструкция: «Слышишь ли звук [Ш] в слове ШШУБА?» (логопед произносит звук в изолированном положении и в слове интонированно, т. е. более продолжительно). И далее: «Слышишь ли звук [Р] в слове ПАРР? звук [Ж] в слове ЖЖУК? звук [Ч] в слове МЯЧ? звук [Щ] в слове ЩЩЕПКА? звук [Л] в слове ЛЛАМПА?.
Выделение на слух ударного гласного из начала слова. Слова для предъявления: Аня, Оля, утка, Ира, окна.
Определение места, последовательности и количества звуков в слове (подготовительная группа). Например, определение места звука в слове (глобально: в начале слова и в конце).

Инструкция: «Какой звук слышишь в начале слова ШАПКА?, Какой звук слышишь в конце слова ДУШ?».
Фонематический синтез
Логопед предлагает ребенку составить слово из звуков произнесенных логопедом в ненарушенной последовательности: [С], [Ы], [Р]; [Н], [О], [С]; [О], [С], [А]; [Л], [А], [П], [А].
Фонематические представления
Логопед предлагает ребенку выбрать и отложить картинки, в названиях которых есть звук [С] или другой заданный логопедом звук, затем подобрать слово с заданным логопедом звуком (если у ребенка есть в речи отдельные слова).
При обследовании речевой активности следует отметить: самостоятельно вступает в контакт, с помощью, стремится к общению, негативен.
По окончании обследования логопед записывает уточненный диагноз.

Отличие моторной (экспрессивной) алалии от сенсорной алалии. При экспрессивной алалий: сохранно восприятие речи на перцептивном уровне; соответствующее возрасту понимание речи; понимание возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции; хорошее слуховое внимание; отсутствие эхолалии; в некоторых случаях невозможность повторения (дети с импрессивной алалией, как правило, многое повторяют, но не понимают повторенного); стремление к языковой (вербальной и невербальной) коммуникации; использование мимико-жестикуляторной речи, мелодики, звукоподражания, «звуковых жестов» как компенсаторных средств; намного лучше динамика в усвоении языка при его спонтанном и направленном формировании.
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от слухонемоты.
При экспрессивной алалии: сохранность слуховой функции; возможность (правда, ограниченная и в целом дефектно-про- являющаяся) спонтанного усвоения языка; наличие даже в тяжелых случаях элементарной звуковой речи (отдельных слов-корнёй, псевдослов, звукоподражаний). У глухого йе вне специального обучения речь не проявляется; сохранна просодия (мелодика, ритм, паузация, ударение), у глухих она нарушена; мимико-жестикуляторная речь обычно сопровождается словами (если они у ребенка имеются) и невербальными вокализациями, чего не наблюдается у глухих.
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от задержки речевого развития. При экспрессивной алалии: имеется не только задержка темпа нормального усвоения языка, но, прежде всего, патологическое развитие языка — нарушение структур- но-функциональной стороны языка; выражены нарушения в синтаксической, морфологической, лексической и фонематической подсистемах языка, которые не в полной мере соответствуют специфике детской речи на ранних этапах ее развития; дети с задержкой речевого развития нередко спонтанно, вне специального обучения, полноценно овладевают языком, чего обычно не наблюдается у детей с алалией.
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от фонематической дислалии. При фонематической дислалии основными симптомами являются непостоянные и разнообразные замены, пропуски и перестановки звуков. Они выступают как частичные расстройства языковой системы.
Для алалии характерно расстройство всей системы языка (фонематической, грамматической и лексической подсистем). У части детей с алалией отмечается преимущественное расстройство какой-либо из них. На поздних этапах развития алалии, когда в речи некоторых детей выявляются только фонематические нарушения, а расстройства других подсистем языка могут отсутствовать или же быть невыраженными, возникают трудности в различении фонематической дислалии и алалии. В таких случаях решающее значение для дифференциального диагноза имеет анамнез.
Отличие моторной (экепрессивной) алалии от анартрии и дизартрии. У детей с алалией моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет им осуществлять артикуляционный акт.
У детей с анартрией и дизартрией нарушение артикуляционного компонента речи составляет суть их патологии. При алалии расстраивается вся система языка, при анартрии и дизартрии — только одна из его подсистем, фонетическая (это не исключает того, что у некоторых из этих детей одновременно может быть и алалия). При алалии расстройства произношения звуков являются следствием нарушения производства фонематических операций — выбора и комбинирования единиц. У детей же с анартрией и дизартрией расстройства произношения звуков вызваны прежде всего нарушениями фонетических (моторных) операций.
В последующем сравнении сопоставляются алалия и дизартрия. При алалии многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам, повторениям и перестановкам), имеют одновременно правильное произношение; при дизартрии только единичные звуки имеют одновременно правильное произношение. При алалии преобладают разнотипные нарушения произношения звуков (сосуществование его искажения, замены, пропуска и пр.), при стертой дизартрии преобладают однотипные нарушения (либо только искажение, либо замена, либо пропуск и т. д.). При алалии в нарушениях произношения доминируют замены звуков, при стертой дизартрии доминируют искажения. При алалии наблюдаются искажения небольшого количества звуков, при стертой дизартрии преобладают искажения звуков.
При алалии искажаются преимущественно сложные по артикуляции звуки, при стертой дизартрии происходит искажение как сложных, так и простых по артикуляции звуков; при алалии может быть и искаженное, и правильное произношение одних и тех же звуков, при стертой дизартрии для всех искаженных звуков характерно постоянное искажение; при алалии наблюдаются замены артикуляторно сложных и артикуляторно сложных и простых звуков, при стертой дизартрии — замены преимущественно артикуляторно сложных звуков; при алалии преобладают непостоянные и постоянные замены звуков, как правило, разнообразные, при стертой дизартрии — однообразные замены.
При алалии взаимозамены звуков достаточно часты, при стертой дизартрии — сравнительно редки; при алалии преобладают непостоянные пропуски звуков, при стертой дизартрии — постоянные пропуски; при алалии наблюдаются пропуски и артикуляторно сложных, и простых звуков, при стертой дизартрии — преимущественно артикуляторно сложных звуков.
При моторной алалии повторения звуков довольно часты, при стертой дизартрии относительно редки; то же относится к перестановкам.

При алалии произношение звука в составе слогов полностью или относительно сохранно, а в составе слов часто нарушено, при стертой дизартрии — нарушение звука и в слогах, и в словах.
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от детской моторной афазии. Отличие в анамнезе: действие патологических факторов при алалии наблюдается в пренатальный и ранний постнатальный (до 3-х лет) периоды, при детской афазии — после 3-х лет. При алалии имеется недоразвитие речи как системы, при детской афазии наблюдается большая избирательность поражения какой-либо подсистемы (лексической, грамматической, фонематической). При алалии необходимо целенаправленное коррекционное развитие речевой функциональной системы, при детской афазии возможно спонтанное восстановление речи. -
При детской афазии ярче выражены симптомы локальных поражений головного мозга.
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от органической (механической) дислалии. При алалии неправильно функционируют все языковые подсистемы, при органической дислалии неправильно функционирует прежде всего фонетическая подсистема. При алалии наблюдаются непостоянные и разнообразные замены, пропуски, перестановки и повторения звуков при сохранной, как правило, просодии. Причем эти симптомы у детей с алалией обусловлены не сенсомоторными расстройствами, а расстройствами структурно-функциональной стороны языка, и поэтому могут быть квалифицированы как фонематические (в отличие от сенсомоторных — фонетических). При органической дислалии в основном характерны искажения произношения звуков и нарушения просодики.
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от афонии. При алалии имеются невербальные вокализации: мелодика, звукоподражания. При афонии обязательно фониатрическое обследование и лечение.

Отличие моторной (экспрессивной) алалии от нарушения развития речи, обусловленного умственной отсталостью. Ала лия это форма патологии речевой деятельности, которая возникает в результате избирательного, парциального расстройства психической деятельности, а имен но результат не усвоения в онтогенезе структурно-функциональных закономерностей языка при полной или относительной сохранности у детей неязыковых психических процессов. Нарушения развития речи, обусловленные умственной отсталостью, являются результатом патологии познавательной деятельности.
При алалии лучше понимание речи, особенно при восприятии сложных синтаксических конструкций, выражающих сложные отношения между фактами действительности. При алалии имеется попытка выражать в речи причинно следственные связи доступными детям языковыми средствами. Такие попытки имеются даже у детей с самой тяжелой степенью расстройства языковой системы, если принимать во внимание ситуацию, контекст высказывания и невербальные языковые средства (интонацию, псевдослова, звукоподражания, «звуковые жесты», кинетическую речь). Умственно отсталые либо вовсе не выражают в речи причинно-следственные связи, либо выражают только самые элементарные из них.
При алалии имеются формально-языковые нарушения речи, которые проявляются в аграмматизме (на уровне синтаксиса связного текста и отдельные высказываний, на морфологическом уровне), а также в трудностях поиска слов, выбора фонем и установления порядка их следования. У умственно отсталых речь логически бедная или даже алогичная может быть правильной в формально-языковом, в частности, в грамматическом отношении.
дети с алалией обладают довольно большим запасом так называемых «предметных знаний», но часто не могут актуализировать их в речи. У детей с умственной отсталостью запас этих знаний предельно ограничен, а нарушений их актуализации в речи может и не быть.
У детей с моторной алалией в большинстве случаев сохранно невербальное мышление (классификация, исключение 4-го лишнего, сравнение); степень обучаемости при моторной алалии выше, чем при наличии умственной отсталости.
У детей с моторной алалией имеется критичное отношение к своей речи.
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от детского аутизма (синдром Каннера). У детей с моторной алалией имеется сохранность постоянных реакций на обращенную речь, дети с аутизмом не реагируют на обращенную речь. У детей с алалией отсутствуют типичные для детей с аутизмом психопатологические симптомы.
дети с алалией обладают экспрессивной речью, и они в большинстве ситуаций активно используют зачатки речи (вербальной и невербальной), а также хорошо развитую у них мимико-жестикуляторную речь. У детей с моторной алалией отсутствуют непосредственные и отставленные во времени эхолалии.
У детей с аутизмом имеется одновременное употребление «лепетных» и сложно организованных, правильных по языковой структуре высказываний; своеобразное нарушение просодии (чрезмерное замедление темпа, скандированное и рифмованное произношение).
При моторной алалии имеется стремление к контактам, за исключением случаев речевого негативизма у детей с моторной алалией наблюдается интерес к новому; адекватность эмоций.
У детей с алалией отсутствуют стереотипии в движениях и действиях.

Источник:

Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб., 2003.


































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: