Методические указания
По составлению
Бизнес-плана реализации инвестиционного проекта
Условные обозначения
БДДС – бюджет движения денежных средств.
БП – бизнес-план реализации инвестиционного проекта.
ЖЦП – жизненный цикл проекта.
КПЭ – ключевой показатель эффективности.
Курсивом обозначаются используемые в тексте примеры.
СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
Бизнес-план инвестиционного проекта содержит следующие разделы.
Резюме
Цель раздела: предоставление ключевой информации о проекте в сжатом виде.
Структура раздела:
а) суть проекта: производство или дистрибуция, указание продукции / услуг, рынок сбыта;
б) цели и задачи проекта;
в) руководитель проекта;
г) обобщенный сетевой график, который в укрупненном виде отражает стадии реализации проекта;
д) уже реализованные подготовительные мероприятия: заключенные контракты, полученные лицензии, обученный персонал и т. п.;
е) размер и источники финансирования:
Направление финансирования | Собственные средства | Заемные средства |
Ремонт помещеня | 40 | 0 |
Приобретение оборудования | 320 | 200 |
Получение разрешительной документации | 20 | 0 |
и т. д. |
ж) ожидаемые показатели эффективности реализации проекта.
Резюме разрабатывается после того, как были окончены все остальные разделы бизнес-плана.
Предыстория и основная идея проекта
Цель раздела: описание предпосылок возникновения проекта, его целей и изложение его коммерческо-финансовой идеи.
Структура раздела:
а) предпосылки разработки проекта: экономические, демографические, культурные, политические и т. п. события и тенденции в мире / в Украине, свидетельствующие о востребованности продукции / услуг проекта в обозримой перспективе;
б) цели проекта, например:
- выведение на рынок Украины (Харькова) уникального и потенциально востребованного продукта;
- сокращение рисков снижения прибыли компании в среднеценовом сегменте косметики за счет выведения на украинский рынок нового альтернативного бренда со схожим позиционированием, с возможностью в будущем полностью заменить существующие бренды;
- охват смежных ценовых сегментов за счет выведения на рынок Украины нового товара (продуктовой линейки) в элитном (бюджетном) сегменте;
- повышение уровня многофункциональности при обслуживании клиентов за счет расширение комплекса предоставляемых услуг;
- повышение уровня удовлетворенности существующих клиентов и привлечение новых за счет замещения предлагаемых товаров (услуг) более современными, эффективными и доступными;
- возврат вложенных инвестиционных средств в течение 2-х лет с начала реализации проекта и получение в дальнейшем чистой прибыли в сумме не менее ХХХ тыс. грн. в год (на основе критериев приемлемости инвестиций, утвержденных в ГК «Эввива»).
в) задачи проекта, например:
- получение эксклюзивных прав на ввоз реализацию продукции проекта (указать – какой именно) на территории Украины (Харьковской области);
- организация системы оптовой и розничной торговли продукцией проекта на территории Украины;
- продвижение и популяризация использования совместно с производителем продукции проекта на территории Украины;
- обеспечение ежемесячных объемов сбыта продукции проекта на сумму не менее ХХХ тыс. грн. в год (согласно с условиями Соглашения с производителем).
г) коммерческая идея проекта: краткое описание
- путей получения дохода (продажа оборудования с последующей поставкой расходных материалов; предоставление оборудования в аренду; предоставление услуг на закупаемом оборудовании; комиссионный доход и т. п.);
- формы взаимодействия с поставщиком (совместное предприятие, франчайзинг, эксклюзивный договор) и соответствующих платежей поставщику;
- условий поставки;
- условий платежа при закупке и при сбыте продукции (услуг);
- расходов, финансируемых поставщиком, схем финансирования;
Коммерческую идею проекта целесообразно проиллюстрировать с помощью бизнес-модели «Канва».
д) принятая в расчетах продолжительность жизненного цикла проекта (чаще всего – 5 – 7 лет).
2.3. Характеристика продукции (услуг) проекта:
Цель раздела: предоставление детальной характеристики продукции (услуг), производство (реализация, предоставление) которых являются предметом проекта
Структура раздела:
а) предназначение, область использования;
б) технические (потребительские) характеристики: в форме таблицы с перечнем характеристик (определяется предназначением продукции проекта) и их значением:
Характеристика | Значение |
Производительность, кг / ч | 60 |
Вес, кг | 22 |
и т. д. |
в) сравнительные преимущества относительно аналогов (в форме списка или таблицы).
Характеристика | Товар (услуга), предлагаемый в рамках проекта | Аналог 1 | Аналог 2 |
Удобство эксплуатации | Высокое | Среднее | Среднее |
Портативность | Да | Нет | Нет- |
Стоимость расходных материалов, грн. | 60 | 20 | 35 |
и т. д. |
Информация предоставляется производителем / поставщиком продукции проекта и подтверждается результатами проводимого тестирования и заключениями экспертов. Если результаты тестирования и/или заключения экспертов однозначно свидетельствуют о том, что продукция проекта уступает существующим аналогам или не соответствует требованиям стандартов, проект отклоняется.
Анализ рынка сбыта
Цель раздела: оценка перспектив спроса на продукцию проекта, а также интенсивности конкуренции на целевом рынке.
Структура раздела:
а) географические границы рынка сбыта (если рынок сбыта предполагается поэтапно расширять, указать это);
б) характеристика потребителей продукции проекта. Для потребительских товаров / услуг указываются:
- пол потребителя (или примерное гендерное соотношение потребителей, например: 20% - мужчины, 80% - женщины);
- возрастная группа;
- уровень образования;
- социальный статус;
- уровень дохода;
- размер семьи;
- специфические с точки зрения предлагаемого товара характеристики (например, проблемная кожа или наличие определенной нозологии);
- психологические установки, помогающие / препятствующие приобретению продукции проекта;
- предпочтительный канал приобретения товара (интернет, супермаркет, аптека и т. п.);
- склонность к использованию дополнительных услуг (доставка, упаковка, порезка и т. п.);
- частота покупок;
- средний чек.
Для товаров / услуг производственного назначения указываются:
- отрасль предприятия-клиента;
- форма собственности клиента;
- размер предприятия-клиента (доход, численность сотрудников, число обслуживаемых клиентов);
- периодичность / сезонность закупок;
- средний чек;
- принципиальные требования к продукции проекта (например, безотказность, минимальная производительность, точность, стабильность поставки расходных материалов, наличие сервисного центра и т. п.);
- каналы приобретения товара;
- склонность к использованию дополнительных услуг (доставка, упаковка, порезка и т. п.);
- способы организации закупок, возможности повлиять на выбор поставщика.
Если доступны статистические или экспертные данные, по каждой из характеристик следует представить распределение потребителей по категориям, например:
Рис. 1. Распределение потребителей по возрастным группам
Для получения информации о профиле потребителя используются следующие источники (в порядке приоритетности):
1) результаты специальных маркетинговых исследований (в том числе опубликованных в открытых источниках);
2) статистические отчеты о сбыте аналогичных продуктов / услуг компаниями ГК «Эввива»;
3) данные официальной статистики;
4) оценки экспертов отрасли;
5) результаты собственного исследования (опроса, анкетирования) с участием не менее 200 респондентов (для клиентов – физических лиц).
Если в нескольких заслуживающих доверия источниках приводятся различные данные, следует приводить и в интервальной форме (например, 3 – 5%).
в) тенденции развития спроса на продукцию проекта, факторы, которые его определяют. О потенциальном росте (сокращении) спроса могут свидетельствовать:
- изменение числа потребителей продукции проекта в будущем, например: сокращение численности населения, «старение» населения, рост числа предприятий в отрасли-потребителе;
- рост потребности отдельных потребителей в продукции проекта (например, рост заболеваемости, экономический рост в отрасли-потребителе);
- изменение реальных доходов населения (так, их рост приводит к росту потребления элитном сегменте и возможному сокращению – в бюджетном);
- нереализованный потенциал среднедушевого потребления продукции проекта (если в Украине среднедушевое потребление товаров категории, к которой относится продукция проекта, существенно ниже, чем в странах Восточной Европы);
- отложенный спрос на продукцию проекта (для товаров длительного пользования), который выражается низкой обеспеченностью потребителей этой продукцией или ее высоким износом вследствие недофинансирования ее приобретения / ремонта в прошлом;
- государственные программы стимулирования отрасли-потребителя;
- рост экспорта в отрасли – производителе продукции проекта.
Наличие упомянутых (или иных) факторов роста спроса определяется на основе тех же источников информации, что и в п. 2.4.б.
г) статистика фактических продаж и ценовая ситуация на рынке, оценка емкости рынка (потенциала продаж). Фактические продажи по товарной категории, к которой принадлежит продукция проекта, целесообразно представить в динамике за последние 5 – 10 лет одновременно с динамикой средней цены на продукцию проекта (или на ближайший аналог). Если продукцией проекта является продуктовая линия, динамика цен представляется в индексной форме как темп роста цен на товары соответствующей категории.
Если изменение объемов продаж и цен имеет выраженную сезонность, ее также следует отобразить.
На основе статистики фактических продаж и факторов развития спроса на продукцию проекта (п. 2.4.в) прогнозируется будущий спрос. По возможности его следует представить в разрезе потребительских сегментов.
Источники информации по статистике цен и объемов продаж:
1) результаты специальных маркетинговых исследований (в том числе опубликованных в открытых источниках);
2) данные официальной статистики;
3) оценки экспертов отрасли.
д) законодательное регулирование рынка:
- регулирование процессов ценообразования;
- государственная поддержка производителей или потребителей продукции проекта;
- ограничение импорта / экспорта, ставки соответствующих пошлин;
- технические / санитарно-гигиенические требования к продукции проекта;
- прочие важные ограничения и стимулы для продукции проекта со стороны законодательства и органов исполнительной власти;
е) анализ конкурентной ситуации на рынке (включая товары-заменители): предоставляется характеристика основных конкурентов по следующей форме:
ж)
№ | Продукт | Фирмы-конкуренты на рынке сбыта | Цена конкурентов | Сильные | Слабые стороны конкурента | |
Дистриб. | Конечный пользоват. | |||||
К основным конкурентам относятся наиболее успешные (или наиболее известные) производители (продавцы) товаров, которые в сознании потребителя могут заменить продукцию проекта, включая заменители (например, альтернативные методики лечения того же заболевания);
з) инфраструктура рынка – анализ производится по следующей форме:
№ п/п | Характеристика инфраструктуры | Описание |
1. | Доля продаж товарной категории, к которой относится продукция проекта, в разрезе каналов сбыта, %: | |
1.1 | Розничные сети | |
1.2 | Интернет | |
… | … | |
2. | Оптовые посредники (наличие, активность, возможность сотрудничества) | |
3. | Складские мощности (наличие, доступность, пригодность) | |
4. | Транспортные мощности (наличие, доступность) | |
5. | Возможности потребительского кредитования |
При отсутствии количественной информации об инфраструктуре рынка она заменяется качественными характеристиками, рейтингом и т. п.
План маркетинга
Цель раздела: разработка стратегии и тактических мероприятий по обеспечению целевой доли рынка.
Структура раздела:
а) выбор целевого сегмента (то есть относительно однородной по ряду признаков группы потребителей): целевой сегмент выбирается в соответствии с такими критериями:
- достаточная емкость сегмента, то есть достаточный объем покупок в рамках сегмента для обеспечения целевого уровня доходов;
- тенденция роста емкости сегмента;
- высокая покупательская способность представителей сегмента;
- допустимый уровень конкуренции в сегменте;
- соответствие преимуществ продукции проекта потребностям сегмента, чем обеспечивается востребованность этой продукции.
б) маркетинговая стратегия кратко описывает ключевые цели в области маркетинга (общие и в разрезе 4 Р) и способы их достижения;
в) конкурентные преимущества включают сравнительные преимущества продукции проекта относительно аналогов, а также другие преимущества, обусловленные выбранной маркетинговой стратегией, например:
- наличие эксклюзивного контракта на поставку товара, не имеющего аналогов в Украине;
- известность бренда;
- удобное расположение торговой точки;
- существенно более низкая цена по сравнению с аналогами;
- налаженные контакты с лицами, принимающими решение на уровне предприятий-клиентов;
- интенсивная рекламная кампания и т. п.
Также необходимо сформулировать уникальное торговое предложение (УТП), отражающее ценность, которую получает потребитель
г) прогноз продаж строится на весь ЖЦП с такой детализацией:
- 1 год – помесячно;
- 2 год – поквартально;
- последующие годы – в годовом измерении.
Прогноз должен учитывать сезонность спроса и тот факт, что выход на запланированные объемы сбыта обычно возможен не ранее, чем через 6 – 9 месяцев после начала продаж. При построении прогноза продаж принимаются во внимание такие факторы:
- емкость рынка и тенденции ее изменения (п. 2.4.г);
- статистика продаж аналогичных товаров / услуг компаниями ГК «Эввива»;
- заключенные контракты на поставку товаров клиентам, предварительные договоренности (например, на выставках);
д) комплекс маркетинга: характеристика конкретных предложений и мероприятий в течение ЖЦП в разрезе 4 Р:
- товар: уникальное товарное предложение, то есть краткое описание основных возможностей товара, упаковки и дополнительных услуг (доставка, сервис, информационная поддержка, поставка расходных материалов и т. п.);
- цена: определение первоначальной цены для вхождения на рынок (как правило, цена должна быть проникающей, то есть заметно ниже цены существующих аналогов) по следующей форме:
№ | Продукт | Ценовое предложение партнера | Фирмы-конкуренты на рынке Украины | Цена конкурентов | Предложение по ценообразованию | Результаты переговоров по ценообразованию | Примечания | ||||
Дистриб. | Конечный пользователь | Дистриб. | Конечный пользоват | Дистриб. | Конечный пользователь | Дистриб. | Конечный пользоват | ||||
Кроме того, представляется план изменения цены в будущем, например, по следующей форме:
Период | Цена, грн. / ед. |
1.01.14 – 31.03.14 | 500 |
1.04.14 – 31.03.14 |
Если продукцией проекта является продуктовая линия, приводится средний планируемый процент увеличения (снижения) цены по отношению к предыдущему периоду. Если цену планируется изменять различными темпами для различных товарных категорий, следует отразить изменение цены в разрезе таких категорий.
В этом же пункте описывается принятая система скидок и вознаграждений.
- продвижение: разрабатывается план продвижения. Детальный план разрабатывается на первый квартал, для остальных периодов указывается планируемая сумма затрат на продвижение. При этом для таких периодов отдельно желательно указать размер скидок в рамках планируемых акций (% и абсолютной суммой).
В первые 6 месяцев затраты на продвижение должны быть существенно более интенсивными, чем в последующие периоды, и их отношение к объему продаж может многократно превышать установленный норматив (7%).
- распределение: дается характеристика выбранным каналам сбыта по следующей форме:
№ п/п | Канал сбыта | Ожидаемая доля общих продаж через канал, % | Характеристика канала | Примечание |
описываются условия сотрудничества с представителями канала | например, наличие договоренностей с конкретными операторами | |||
е) маркетингово-сбытовой бюджет: учитывает, помимо расходов на продвижение:
- заработную плату сотрудников маркетинговой и сбытовой служб с отчислениями;
- комиссионные платежи, плата за направляемость (если не включена в план продвижения);
- представительские расходы;
- расходы на доставку продукции;
- прочие расходы, связанные со сбытом.
Операционный план
Цель раздела: планирование основной деятельности по предоставлению услуг (реализации товаров).
Структура раздела:
а) форма взаимоотношений с партнером (поставщиком) (совместное предприятие, франчайзинг, заключение эксклюзивного соглашения и т. п.);
б) регламент основного бизнес-процесса (согласно утвержденной структуры регламента). Оформляется приложением;
в) потребность в помещениях, оборудовании, транспорте согласно следующих форм:
для помещений:
№ п/п | Вид помещения | Площадь, м2 | Обеспеченность | Арендная ставка, грн./м2 | Потребность в ремонте |
|
|
| например, собственное или аренда / договор заключен или аренда / помещение не найдено | нет, косметический, капитальный | |
|
|
|
|
|
|
для оборудования, мебели, инвентаря:
№ п/п | Вид оборудования, мебели | Кол-во, ед. | Обеспеченность | Цена за ед., грн. | Поставщик | Стоимость, грн. |
|
|
| например, собственное или лизинг / договор заключен или покупка / поставщик не найден | Наименование, страна, контактные данные | (Кол-во * Цена) | |
|
|
|
|
|
|
г) потребность в закупаемых товарах, комплектующих, материалах, энергоносителях, характеристика и контактные данные поставщиков, наличие договоров;
№ п/п | Вид товаров, материалов, энергоносителей | Единица измерения | Среднемесячная потребность | Неснижаемый запас | Обеспеченность | Цена за ед., грн. | Поставщик | Условия поставки и оплаты | Примечание |
|
|
| например, договор заключен или поставщик не найден | Наименование, страна, контактные данные | Например, потребность в сертификации | ||||
|
|
|
|
|
|
д) условия поставки (импорта) продукции проекта
№ п/п | Условие | Описание |
1. | Минимальная партия поставки | |
2. | Принятая оптимальная партия поставки | |
3. | Срок поставки | |
4. | Механизм ввоза | |
5. | Необходимые разрешительные документы | |
6. | Ставка импортной пошлины |
е) план и бюджет производства / поставок строится на основе плана сбыта с учетом потребности в неснижаемом товарном запасе с той же детализацией, что и прогноз продаж (п. 2.4.г):
№ п/п | Показатель | 01.14 | 02.14 | 03.14 | 04.14 | 05.14 |
1 | Объем продаж, ед. | 0 | 100 | 150 | 200 | 200 |
2 | Норма запаса, ед. | 0 | 50 | 50 | 50 | 50 |
3 | Потребность в заказе материалов с учетом длительности поставки 1 мес., ед. | |||||
3.1 | Товар А | 150 | 150 | 200 | 200 | … |
3.2 | Товар Б | 300 | 300 | 400 | 400 | … |
… | … | |||||
4 | Стоимость материалов, тыс. грн. | 600 | 600 | 800 | 800 | … |
5 | Транспортные расходы, тыс. грн. | 90 | 90 | 120 | 120 | … |
6 | Расходы на таможенную очистку, тыс. грн. | 60 | 60 | 80 | 80 | … |
7 | Итого бюджет поставок, тыс. грн. | 750 | 750 | 1000 | 1000 | … |
В случае значительного процента возврата некачественных материалов или их порчи в процессе продажи / оказания услуг он также учитывается в плане поставок.
Если продукция проекта (товар, услуга) изготавливается предприятием, то предоставляется бюджет производства в разрезе статей калькуляции себестоимости.
Организационный план
Цель раздела: описание организационных особенностей проекта и планирование основных мероприятий на предэксплуатационной фазе.
Структура раздела:
а) организационно-правовая форма реализации проекта: создание нового предприятия (ООО, ЧП) или реализация проекта в рамках действующего предприятия (какого);
б) система налогообложения и отчетности: общая или упрощенная. Плановые суммы основных налогов;
в) сетевой график реализации проекта на предэксплуатационной фазе (старт-ап): строится по утвержденной в ГК «Эввива» форме, с указанием мероприятий, необходимых для реализации проекта до момента первой продажи, например:
- заключение контракта с поставщиком;
- проведение обучающих тренингов по ДЕМО
- вывоз Демо, согласно процедуре «временного ввоза»;
- переводы инструкций, технического описания;
- апробация Демо на базе диагностической лаборатории Института общей неотложной хирургии;
- регистрация продукции проекта;
- аренда торговых и складских площадей;
- ремонт помещения;
- закупка торгового оборудования;
- подбор и обучение персонала (согласно плану подбора и обучения);
- продвижение продукции проекта (согласно плану продвижения);
- закупка первой партии;
- открытие торговой точки.
Сетевой график обязательно должен содержать объемы финансирования;
г) оценка способности управленческого персонала возглавить проект:
Должность | ФИО претендента | Недостающие знания / навыки | Вывод |
Руководитель проекта | Обучить, нанять со стороны на постоянной / временной основе | ||
Коммерческий директор | |||
Финансовый директор | |||
Маркетолог | |||
Логист |
д) организационная структура и штатное расписание проекта;
е) система мотивации команды проекта должна охватывать все позиции в штатном расписании и включать не только оклады, но и переменную часть, зависящую от достигаемых ключевых показателей эффективности (пример приведен в Приложении 2);
ж) требования к персоналу, должностные инструкции;
з) план подбора и обучения персонала по следующей форме:
Должность | Срок окончания подбора | Недостающие знания / навыки | Потребность в обучении | Место и срок окончания обучения | Финансирование | Ответственный |
или ФИО имеющегося кандидата | Недостающие знания / навыки |
и) режим работы
Финансовый план
Цель раздела: оценка потребностей в финансовых ресурсах, планирование потоков денежных средств и оценка финансовой эффективности проекта.
Структура раздела:
а) источники, условия и график финансирования:
Условия финансирования:
Сумма собственных средств | |
% за использование собственных средств | |
Сумма заемных средств | |
% за использование заемных средств | |
Срок и график погашения кредита | |
Комиссии, страховые и прочие платежи |
График финансирования:
Показатель | 01.14 | 02.14 | 03.14 |
Остаток собственных средств на начало периода | |||
Поступление собственных средств | |||
Процент по собственным средствам начисленный | |||
Процент по собственным средствам выплаченный | |||
Остаток заемных средств на начало периода | |||
Поступление заемных средств | |||
Процент по заемным средствам начисленный | |||
Процент по заемным средствам выплаченный | |||
Погашение заемных средств |
б) структура затратпроекта (начиная со второго года реализации проекта, т. к. в первый год доходы и затраты резко возрастают и стабильной структуры придерживаться невозможно) согласно утвержденной в ГК «Эввива» форме;
в) бюджет доходов и расходов составляется с учетом прогноза продаж (п. 2.5.г), утвержденной структуры затрат (п.2.8.б), бюджета на маркетинг и сбыт (п. 2.5.е), бюджета поставок (п. 2.6.е), прочих затрат, предусмотренных операционным, организационным и финансовым планом. При этом будущие доходы и расходы формируются с учетом средних темпов роста цен и затрат на материалы, оплату труда и т. п., которые рассчитываются по статистическим данным компании как среднее геометрическое за последние 5 лет;
г) БДДС;
д) точка безубыточности;
е) показатели эффективности проекта:
− чистая текущая стоимость проекта (NPV);
− среднегодовая чистая прибыль;
− индекс доходности (PI);
− внутренняя норма рентабельности (IRR);
− дисконтированный срок окупаемости инвестиций (DPP);
− обычный срок окупаемости инвестиций (Ток).
Показатели эффективности инвестиционного проекта должны быть рассчитаны с учетом фактора времени в соответствии с международными стандартами. Учет фактора времени предполагает приведение всех доходов и расходов инвестиционного проекта к одному моменту времени – к началу проекта. Для этого применяется процедура дисконтирования, то есть умножения доходов и расходов инвестиционного проекта на понижающий коэффициент (фактор дисконта), который ежемесячно уменьшается из расчета уменьшения на величину нормы дисконта (то есть на 10%) в год.
Показатель чистой текущей стоимости характеризует суммарный экономический эффект от реализации проекта для предприятия. Его можно расценивать как прирост стоимости собственного имущества предприятия к концу реализации проекта по сравнению со случаем, когда этот проект не был бы реализован. В случае, если NPV>0, проект следует принять, в противном случае его необходимо отклонить.
Расчетная формула имеет следующий вид:
где n - длительность реализации проекта, периодов (годы, кварталы);
PVt – приведенный денежный поток в t-том периоде;
Idt – приведенные инвестиции в t-том периоде.
где ЧПt – сумма чистой прибыли в t-том периоде;
Аt – амортизация инвестиций в t-том периоде;
ВИt – высвобождение инвестиций в t-том периоде;
d – норма дисконта за период, %.
где It – размер инвестиций в t-том периоде.
Значение NPV равно сумме по графе «Приведенный чистый денежный поток». В денежный поток включается сумма чистой прибыли, амортизации капитальных вложений, стоимости высвобожденных оборотных средств и остаточная стоимость капитальных вложений (только в последний год).
Произведем расчет NPV на следующем примере: