Методические рекомендации по подготовке
КУРСОВЫХ РАБОТ для бакалавров
Курсовое исследование является одной из основных форм самостоятельных письменных работ для студентов 2-3 курсов бакалавриата на факультетах педагогического образования различных профилей подготовки.
Главная цель курсовой работы - становление базовой профессиональной компетенции бакалавра направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»
через формирование и развитие:
Общекультурных компетенций:
- способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);
Общепрофессиональных компетенций:
способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);
готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3).
|
|
Профессиональных компетенций:
готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);
способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9);
способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10).
Курсовая работа призваны помочь студенту самостоятельно добывать дополнительные теоретические знания, овладеть научной методологией и методическими навыками самостоятельного описательного исследования, собрать и творчески освоить теоретический и эмпирический материал по одному из базовых или синтезирующих понятий психологии.
Курсовое исследование должно продемонстрировать наличие у студента базовых умений самостоятельной работы, а именно:
- тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно из рекомендательного списка, уточняется и согласовывается с научным руководителем; студент вправе предложить свои варианты темы, которые по согласованию с научным руководителем должны быть утверждены на заседании учебно-методической комиссии кафедры не позже 1 марта;
- в ходе работы над курсовым исследованием студент должен научиться самостоятельно находить, систематизировать и теоретически осмысливать научную литературу по выбранной теме;
- в работе должно проявляться авторское видение логики ответа на поставленные вопросы;
- текст работы должен демонстрировать хорошее владение автором грамотным, научным стилем изложения и соответствовать библиографическим требованиям оформления сносок и списков литературы.
|
|
Структура курсовой работы:
Логика построения курсовой должна быть максимально приближена к логической схеме научного исследования и обязательно должна включать следующие элементы: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач, определение объекта и предмета исследования, описание процесса исследовательской работы, описание и обобщения найденных результатов, формулирование выводов.
Цель курсовой работы: «Анализ…»
Задачи исследования (2-3, по числу разделов или как пошаговое достижение цели) формулируются в виде перечислений
изучить основные подходы к содержанию понятия…,
познакомиться….
описать виды, формы, периоды и т.п.…,
установить различия подходов российских и зарубежных психологов;
описать современные прикладные исследования по проблеме….
Исследовательская работа студентов 2-3 курсов должна проводиться путем синтеза различных теоретических подходов и последовательного, логического описания эмпирических исследований. Должен быть применен анализ текстов учебной, справочной, энциклопедической литературы (не менее 3), теоретико-прикладных статей из психологических журналов (не менее 2-3), опубликованных в авторитетных источниках материалов – результатов психологических исследований последних 5 лет (не менее 2-3).
В заключении требуется описать процесс собственного исследования (как и что анализировалось, где и как подбирались материалы для обобщения, как была распределена работа по этапам).
Курсовая работа представляется в печатной форме, оформленная по общим правилам письменных работ ГСГУ. Объем в печатном виде от 25 до 30 страниц, включая титульный лист, список использованной литературы, источников. Список источников должен включать не менее 10 пунктов (электронные источники могут входить в это число) и не позднее 2010 года издания. Курсовое исследование проверяется на плагиат, авторство должно быть не менее 50%.
Курсовая работа должна быть в обязательном порядке защищена в любой форме. Результаты защиты курсовой работы обязательно учитываются научным руководителем при выставлении итоговой оценки: отлично – хорошо – удовлетворительно - неудовлетворительно.
Требования к оформлению курсовой работы.
Курсовая работа выполняется на электронном носителе и печатается по требованию преподавателя на стандартном листе белой бумаги в формате А4 (210 х 297 мм). Размер шрифта текста работы - 14 пунктов (кроме заголовков), шрифт Times New Roman. Межстрочный интервал - 1,5 пункта. Страницы рукописи должны иметь поля: левое и нижнее по 25 мм, верхнее - 20 мм, правое - 20 мм. Сноски - внизу страницы.
ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ПСИХОЛОГИИ
1. Цифровая среда и ее влияние на развитие внимания современного ребенка.
2. Развитие восприятия и мышления у представителей поколения Z.
3. Память и воображение и представителей поколения Z.
4. Психолого-педагогические способы и приемы развития мышления ребенка в учебной деятельности.
5. Активные методы обучения в школе.
6. Феномен выученной беспомощности в контексте обучения.
7. Дети в Сети: риски и возможности использования социальных сетей для обучения.
8. Цифровое поколение как образовательный вызов.
9. Особенности обучения детей с РАС.
10. Психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости и их преодоление.
11. Гибкие технологии «agile» в обучении.
12. Конфликты Родитель-Учитель: содержание, особенности, пути разрешения.
13. Исследование видов внимания школьников (дошкольников).
14. Исследование типов памяти школьников (дошкольников).
15. Исследование типов мышления школьников (дошкольников).
16. Эмоциональное выгорание педагога, как социально-психологическая проблема.
17. Исследования процесса школьной адаптации первоклассников.
|
|
18. Способы и приемы управления профессиональной коммуникацией.
19. Формирование имиджа педагога.
20. Психологические причины и факторы формирования зависимости от интернета.
21. Рискованное поведение подростков, причины, проявление, профилактика.
22. Химическая зависимость в подростковом и юношеском возрастах: причины возникновения, пути профилактики.
23. Факторы групповой сплоченности и их роль в обучении.
24. Учет свойств темперамента в обучении.
25. Самоэффективность и самоорганизация в педагогической деятельности.
26. Возможности медиации в образовании.
27. Конфликты в образовательном учреждении и их разрешение.
28. Эмоциональный интеллект как профессиональное качество педагога.
29. Стресс и психологическое здоровье педагога.
30. Общение современных детей как психолого-педагогический вызов.
31. Влияние социальных сетей на развитие личности ребенка.
32. Психологическая природа буллинга и его профилактика.
33. Застенчивый ребенок в школе, особенности взаимодействия.
34. Проблемы обучения одаренных детей.
35. Стили детско-родительских отношений и из влияние на развитие ребенка.
36. Роль игры в развитии ребенка.
37. Возможности использования игр в обучении.
38. Проблемы формирования мотивации учебной деятельности в разных возрастах (на выбор).
39. Психологические проблемы обучения.
40. Теория подкрепления в обучении (возможности и ограничения).
41. Теория подкрепления в воспитании (возможности использования).
42. Профессионализм педагога: содержание, структура, развитие.
43. Цифровое поколение: психологические особенности современных детей.
44. Цифровые навыки и их развитие у современного ребенка.
45. Компетенции XXI века: чему и как учить?
46. Отношение с учителем как фактор мотивации учебной деятельности.
47. Проблема одиночества в подростковом (юношеском возрасте).
48. Суицидальное поведение в подростковом и юношеском возрастах, причины, профилактика.
49. Проблема детской агрессивности.
50. Ребенок и компьютер: возможности и ограничения для психического развития.
|
|