Для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе

Гистология, эмбриология, цитология

 

СБОРНИК

 МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВНЕАУДИТОРНОЙ (САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ) РАБОТЕ

для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения)

 

 

Красноярск

2013

 

 

УДК 611-018/.1+611-013(07)  

ББК 28.86

С 23

 

Гистология, эмбриология, цитология: сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе для специальности 060103 – Педиатрия(очная форма обучения) / сост. Н.Н. Медведева, Е.А. Хапилина, Л.Е. Сухова [и др.]. – Красноярск: тип. КрасГМУ, 2013. – 200 с.

 

 

Составители: д.м.н., профессор Медведева Н.Н.,

                    к.м.н., доцент Хапилина Е.А.,

                    доцент Сухова Л.Е.,

                    старший преподаватель Стрелкович Н.Н.

                                                                                                                       

 

 

Сборник методических указаний предназначен для внеаудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО (2011 г.) по специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2011 г.) и СТО СМК 4.2.01-11. Выпуск 3.

 

 

                                                                  

 

 Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________20__).

 

 

КрасГМУ

2013 г.

                                      Содержание

Занятие № 1 Определение и содержание гистологии. Принципы и правила работы на кафедре анатомии и гистологии человека. Гистологическая и микроскопическая техника. Правила зарисовки препаратов и ведение альбома. Деонтология в медицине____________________________________6

Занятие №2 Цитология. Определение клетки. Общий план строения. Плазмолемма. Ядро. Органеллы цитоплазмы__________________________14

Занятие№3 Цитология. Включения цитоплазмы. Виды межклеточных соединений. Неклеточные и постклеточные структуры. Жизненный цикл клетки. Возрастные особенности клеток______________________________20

Занятие №4 Общая гистология. Понятие о тканях. Классификация тканей по морфофункциональному признаку. Ткани внутренней среды. Кровь, лимфа: источник развития, морфофункциональная характеристика. Лейкоцитарная формула. Возрастные особенности___________________________________28

Занятие№5 Соединительные ткани: рыхлая, плотная и со специальными свойствами. Морфофункциональная характеристика. Возрастные особенности______________________________________________________46

Занятие №6 Скелетные соединительные ткани: хрящевые и костные. Строение хряща и кости как органа, их рост и регенерация______________59

Занятие № 7 Диагностика гистологических препаратов № 1_____________71

Занятие №8 Эпителиальные ткани. Признаки эпителиальных тканей. Однослойный эпителий: виды, локализация, источники развития, строение. Возрастные особенности___________________________________________72

Занятие №9 Многослойный эпителий: виды, локализация, источники развития, строение. Возрастные особенности. Железистый эпителий. Классификация экзокринных желез__________________________________78

Занятие №10 Мышечные ткани. Гистофизиология гладкой, скелетной и сердечной мышечных тканей. Источники развития. Морфофункциональная характеристика, регенерация. Механизм мышечного сокращения. Возрастные особенности______________________________________________________84

Занятие №11 Нервная ткань: нейроны, нейроглия,нервные волокна, нервные окончания. Морфофункциональная характеристика. Строение периферического нерва. Возрастные особенности______________________91

Занятие №12 Диагностика гистологических препаратов № 2____________99

Занятие №13 Частная гистология. Источники развития нервной системы. Спинной мозг, спинальный ганглий: источники развития, строение.Возрастные особенности.Соматическая рефлекторная дуга____________100

Занятие №14 Головной мозг, его отделы. Общий план строения. Кора больших полушарий. Мозжечок. Возрастные особенности. Вегетативная нервная система. Вегетативный ганглий. Вегетативная рефлекторная дуга: короткая и длинная_______________________________________________109

Занятие №15 Органы чувств. Понятие об анализаторе. Классификация органов чувств. Орган зрения, обоняния, слуха, равновесия, вкуса: источник развития, строение. Возрастные особенности_________________________116

Занятие №16 Сердечно – сосудистая система. Общая характеристика, источники развития, регенерация. Артерии. Микроциркуляторное русло. Возрастные особенности__________________________________________122

Занятие №17 Сердечно – сосудистая система. Вены. Сердце. Проводящая система сердца. Возрастные особенности____________________________130

Занятие № 18 Диагностика гистологических препаратов №3___________137

Занятие № 19 Органы кроветворения и иммунной защиты. Источники развития и морфофункциональная характеристика красного костного мозга, тимуса. Возрастные особенности___________________________________138

Занятие № 20 Органы кроветворения и иммунной защиты: лимфатический узел, селезенка. Источники развития и морфофункциональная характеристика. Возрастные особенности____________________________145

Занятие № 21 Эндокринная система. Понятие о гормонах, клетках-    мишенях. Классификация желез внутренней секреции. Нейросекреторные ядра гипоталамуса, гипофиз, эпифиз. Гипоталамо-гипофизарная система. Возрастные особенности__________________________________________152

Занятие № 22 Эндокринная система. Периферические органы: щитовидная железа, надпочечники, околощитовидные железы. Источники развития, строение, гормоны. Возрастные особенности_________________________159

Занятие № 23 Пищеварительная система. Принцип строения стенки пищеварительной трубки. Особенности строения слизистой оболочки ротовой полости. Крупные слюнные железы. Миндалины. Возрастные особенности_____________________________________________________166

Занятие № 24 Пищеварительная система. Пищевод, желудок: строение, тканевый состав оболочек и их источники развития. Переход пищевода в желудок. Возрастные особенности _________________________________176

Занятие № 25 Пищеварительная система.Тонкая и толстая кишка: особенности строения, тканевой состав оболочек и их источники развития. Возрастные особенности _________________________________________185

Занятие № 26 Пищеварительная система. Поджелудочная железа: источники развития, особенности строения экзокринного и эндокринного отделов. Печень: источники развития, строение структурно-функциональной единицы. Кровоснабжение печени. Возрастные особенности___________193

Занятие №27 Органы дыхания: классификация, источники развития. Воздухоносные пути и респираторный отдел. Альвеолы. Аэрогематический барьер. Кожа. Морфофункциональные особенности тонкой и толстой кожи. Возрастные особенности_________________________________________200

Занятие №28 Диагностика гистологических препаратов № 4__________209

Занятие №29 Мочевыделительная система. Почка: источники развития, строение, функции. Кровоснабжение почки. Нефрон. Эндокринный аппарат почки. Возрастные особенности. Мочевой пузырь, мочеточник: строение, функции_______________________________________________________210

Занятие №30 Мужская половая система: морфофункциональная характеристика. Сперматогенез. Семенник, придаток семенника, предстательная железа, семенные пузырьки, бульбоуретральные железы: строение, функции. Возрастные особенности_______________________217

Занятие №31 Женская половая система. Овогенез. Яичник: строение, функция. Желтое тело: стадии образования, разновидности, строение, функция. Яйцевод: строение, функция. Возрастные особенности_______229 Занятие №32 Женская половая система. Матка: строение, функция. Возрастные особенности. Овариально-менструальный цикл: фазы, особенности строения эндометрия матки___________________________237

Занятие №33 Эмбриология человека. Этапы эмбриогенеза. Прогенез. Первая неделя развития: оплодотворение, дробление. Особенности и хронология процессов. Зигота. Морула. Бластоциста. Начало 1-й фазы гаструляции. Имплантация__________________________________________________248

Занятие № 34 Эмбриология человека. Вторая неделя развития. Гаструляция: гипобласт, эпибласт, желточный и амниотический пузыри, первичная полоска, первичный узелок, зародышевая мезодерма и энтодерма, внезародышевая мезодерма______________________________________256

Занятие №35 Эмбриология человека. Третья неделя развития. Дифференцировка зародышевой мезодермы. Образование хорды. Формирование нервной трубки и нервных гребней. Туловищная складка, образование первичной кишки. Зачаток первичного сердца. Закладка предпочки, легкого_____________________________________________262

Занятие №36 Эмбриология человека. Четвертая неделя развития. Образование рта, формирование позвоночного столба. Закладка аденогипофиза, щитовидной и околощитовидной желез, желудка, печени, поджелудочной железы. Эмбриональный органогенез. Внезародышевые органы. Плацента: строение, функции_____________________________269

Занятие №37 Диагностика гистологических препаратов № 5_________275

Рекомендуемая литература ____________________________________276

 

Занятие №1.

Тема: «Назначение и содержание гистологии, эмбриологии, цитологии. Методы изготовления препаратов для световой микроскопии техника микрокопирования. Принципы и правила работы на кафедре гистологии, эмбриологии, цитологии. Ведение альбома и правила зарисовки препаратов. Деонтология в медицине».

2.Формы работы:

-подготовка к практическим занятиям;

-подготовка материалов по НИРС.

3.Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия с учетом ОК и ПК:

знать конструкцию биологического микроскопа, усвоить назначение его оптических, механических частей и свойств линз. Ознакомиться с основными методами гистологического исследования неживых и живых объектов, а также основными этапами изготовления препаратов для световой и электронной микроскопии, правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологических лабораториях с реактивами, приборами, животными,

уметь работать с микроскопом, используя различные источники освещения, объективы и окуляры на основании «Правил пользования микроскопом»,

владеть медико-аналитическим понятийным аппаратом, навыками микрокопирования и окраски гистологических препаратов.

 

1. Назовите основные этапы изготовления гистологического препарата.

2. Что такое «фиксация» и в чем ее сущность?

3. Какие наиболее употребляемые в гистологической практике простые и сложные химические фиксаторы Вы знаете?

4. Какие плотные среды используются для объектов с целью последующего изготовления гистологических препаратов?

5. Укажите последовательность заливки в парафин.

6. Назовите приборы для изготовления срезов. Их типы, преимущества и недостатки.

7. Какие гистологические структуры называются оксифильными, базофильными и нейтрофильными?

8. Общая характеристика и классификация гистологических красителей.

9. В чём заключается основной принцип окраски?

10.  Назовите специальные красители.

11. Что означает термин «депарафинирование»?

12.  Алгоритм окраски гематоксилин-эозин (г.+э.).

13. Что такое аргентофильные клетки и аргирофильные структуры?

14.  В чем сущность метода импрегнации?

15.  В чем значение гистохимии?

  4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы (тестовые задания с эталонами ответов).

Выбрать один правильный ответ.

1. УКАЖИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ГИСТОЛОГИЧЕСКИХ ЭТАПОВ

1) фиксация, уплотнение, приготовление среза;

2) приготовление среза, фиксация, окраска, уплотнение;

3) окраска, приготовление среза, заливка, обезвоживание;

4) фиксация, промывка, обезвоживание, уплотнение, заливка, приготовление среза, окраска, заключение.

2. ЦЕЛЬ ФИКСАЦИИ

1) изменение структурного состава;

2) сохранение структур соответственно прижизненному состоянию;

3) удаление воды;

4) уплотнение тканей.

3. В ПРОЦЕССЕ ФИКСАЦИИ ПРОИСХОДИТ

1)  необратимая коагуляция белка;

2)  обратимая коагуляция белка;

3)  синтез белка;

4)  расщепление белка до аминокислот.

4. ПОСЛЕ ФИКСАЦИИ СЛЕДУЕТ ЭТАП

1) окраска;

2) обезвоживание;

3) промывка;

4) заливка.

5. ПРОМЫВКУ ОБЪЕКТА ЧАЩЕ ВСЕГО ПРОВОДЯТ

1) проточной водой;

2) спиртом;

3) кислотой;

4) щелочью.

6. ОБЕЗВОЖИВАНИЕ ПРОИЗВОДЯТ

1) в вытяжном шкафу;

2) в термостате;

3) через проведение в спирте возрастающих концентраций;

4) через замораживание.

7. ПРОЦЕСС ДЕПАРАФИНИРОВАНИЯ ПРОВОДЯТ В

1) ксилоле;

2) спирте;

3) формалине;

4) воде.

8. ОПТИМАЛЬНАЯ ТОЛЩИНА СРЕЗОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОЙ МИКРОСКОПИИ, РАВНА

1) 30-50 нм;

2) 0,4-0,7 нм;

3) 15-20 нм;

4) 8-15 нм.

9. ОКРАШИВАНИЕ СРЕЗОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОЙ МИКРОСКОПИИ, ПРОВОДЯТ

1) гематоксилином;

2) эозином;

3) суданом;

4) солями тяжелых металлов.

10. УПЛОТНЕНИЕ И ЗАЛИВКУ МАТЕРИАЛА ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОЙ МИКРОСКОПИИ ПРОИЗВОДЯТ

1) парафином;

2) целлоидином;

3) желатином;

4) эпоксидной смолой.

11. К ОПТИЧЕСКИМ ЧАСТЯМ МИКРОСКОПА ОТНОСЯТСЯ

1) объектив, окуляр, зеркало, конденсор;

2) объектив, зеркало, револьвер;

3) объектив, окуляр, тубусодержатель;

4) конденсор, револьвер, макровинт, микровинт.

12. К МЕХАНИЧЕСКИМ ЧАСТЯМ МИКРОСКОПА ОТНОСЯТСЯ

1) объектив, окуляр, зеркало, конденсор;

2) объектив, зеркало, револьвер;

3) объектив, окуляр, тубусодержатель;

4) револьвер, тубусодержатель, макровинт, микровинт.

13. ОПТИМАЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ПРЕПАРАТА ОБЕСПЕЧИВАЕТ

1) объектив;

2) зеркало;

3) конденсор;

4) микровинт.

14. МИКРОВИНТОМ ФОКУСИРУЮТ ОБЪЕКТ НА

1) большом увеличении;

2) малом увеличении;

3) большом и малом увеличении;

4) среднем увеличении.

15. МАКРОВИНТОМ ФОКУСИРУЮТ ОБЪЕКТ НА:

1) большом увеличении;

2) малом увеличении;

3) большом и малом увеличении;

4) среднем увеличении.

16. НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБЛЯЕМЫЙ В ГИСТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ФИКСАТОР:

1) формалин;

2) спирт;

3) уксусная кислота;

4) осмиевая кислота.

17. СУТЬ МЕТОДА ТКАНЕВЫХ КУЛЬТУР ВНЕ ОРГАНИЗМА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В:

1) выращивании клеток и тканей в искусственно созданных условиях;

2) имплантации клеток и тканей в организм;

3) выращивании клеток и тканей в искусственно созданных условиях, имплантации клеток и тканей в организм;

4) фиксации тканей и клеток.

18. ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИНАМИКИ РАЗЛИЧНЫХ БИОСИНТЕЗОВ, ПЕРЕМЕЩЕНИИ ВЕЩЕСТВ В ПРЕДЕЛАХ КЛЕТОК, ТКАНЕЙ ПРИМЕНЯЮТ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ:

1) гистохимический;

2) фракционирование;

3) радиография;

4) культивирования.

19. ПО ХИМИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ ОСНОВНЫЕ КРАСИТЕЛИ ЭТО:

1) основные соли;

2) кислые соли;

3) кислоты;

4) ферменты.

    

 20. ПО ХИМИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ КИСЛЫЕ КРАСИТЕЛИ ЭТО:

1) основные соли;

2) кислые соли и кислоты;

3) кислоты;

4) ферменты.

 

Таблица правильных ответов на тестовые задания.

№ вопроса Правильный ответ № вопроса Правильный ответ
1. 4 11. 1
2. 2 12. 4
3. 1 13. 3
4. 3 14. 1
5. 1 15. 2
6. 3 16. 1
7. 1 17. 1
8. 1 18. 3
9. 4 19. 1
10. 4 20 2

5. Самоконтроль по ситуационным задачам (ситуационные задачи с эталонами ответов).

1. Врач должен срочно получить ответ о состоянии органа после его резекции или удаления. Каким методом можно быстро приготовить гистологический срез?

2. Необходимо выявить наличие жира в клетках. Какой краситель можно использовать?

3. Получен материал, фиксированный спиртовым фиксатором. Какие этапы обработки можно исключить?

4. При исследовании клеток в люминесцентном микроскопе после окрашивания акридиновым оранжевым обнаружено зеленое и красное свечение структур. Каков их химический состав?

5. Дан срез аорты. Какой краситель можно использовать для выявления эластических мембран и волокон?

6. Способность структур окрашиваться не в тон красителю называется?

7. Структуры, проявляющие кислые свойства, а окрашивающиеся основным красителем, называются?

8. Структуры, проявляющие основные свойства, а окрашивающиеся кислым красителем, называются?

9. На занятии студент изучил микропрепарат при малом увеличении микроскопа, а затем хотел рассмотреть интересующие его структуры при большом увеличении, но несмотря на попытки сфокусировать изображение, четкости он не добился. Какая ошибка была допущена при изучении микропрепарата?

10. Исследователю предстоит изучить структуры клетки размером меньше 0,2 мкм. Какой метод исследования следует ему рекомендовать?

11. Известно, что в состав клетки входят различные органические вещества. Какими известными Вам методами можно определить:

а) их качественный состав;

б) их количественный состав.

12. На препарате (окраска гематоксилин-эозином) видны клетки, цитоплазма которых:

    а) базофильна;

б) оксифильна.

Какие вещества, присутствующие в цитоплазме, обуславливают эти свойства?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: