ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура как составная часть общей культуры в высших учебных заведениях является учебной дисциплиной и важнейшим компонентом личностного развития.
В Государственном образовательном стандарте «Физическая культура» относится к циклу «Общие технические, инженерно-экономические и гуманитарные дисциплины».
Необходимость в разработке настоящей программы именно для студентов Рязанского государственного радиотехнического университета продиктована потребностью конкретизировать организацию, формы, направленность учебного процесса, некоторые методологические подходы, средства физического воспитания, зачетные требования применительно к местным условиям с учетом контингента обучающихся, наличия и состояния имеющейся материальной базы и спортивно-технической оснащенности учебного процесса. Кроме того, для более эффективной реализации программы необходимо упорядочить и систематизировать содержание учебного материала по годам обучения и семестрам.
|
|
В программе излагаются цель и задачи физического воспитания студентов, формы организации занятий, порядок распределения обучающихся по отделениям и учебным группам, общая характеристика разделов программы, их направленность, формы и пути реализации в учебном процессе, обязанности студентов. Раскрывается содержание теоретического, практического и контрольного разделов, представлен тематический план занятий, перечисляются основные умения и навыки, которыми должны овладеть студенты в процессе обучения.
Практические занятия в учебных группах проводятся по общей физической подготовке. Они направлены на укрепление здоровья, приобретение возможно широкого круга двигательных умений и навыков, воспитание основных физических качеств.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Цель и задачи физического воспитания студентов
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способностей реализовать ее в учебной, физкультурно-спортивной деятельности, в быту, в семье [1].
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих образовательных, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач:
— понимание роли физической культуры в развитии личности;
— овладение системой знаний, практических умений и навыков, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья, совершенствование физических и личностных качеств, самоопределение в физической культуре;
— формирование мотивационно ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;
|
|
— укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей организма студентов и их работоспособности;
— гармоническое развитие физических качеств и двигательных способностей;
— вовлечение студентов в массовые оздоровительные и спортивные мероприятия;
— совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов.
Организационные формы физического воспитания
Физическое воспитание студентов Рязанского государственного радиотехнического университета осуществляется в следующих формах: учебные, учебно-тренировочные, факультативные, самостоятельные занятия и массовые физкультурно-спортивные мероприятия [1, 2].
Учебные занятия планируются в сетке учебного расписания: для 1, 2, 3, 4 семестра в объеме четырех часов в неделю; для 5, 6, 7, 8 семестра в объеме двух часов в неделю.
Учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях и группах проводятся в свободное от учебы время не реже трех раз в неделю по 2 часа согласно расписанию кафедры физического воспитания со студентами-спортсменами, желающими совершенствовать свое спортивное мастерство. Количество часов и тренировочных дней в неделю планируется в зависимости от уровня квалификации спортсменов в группе и регламентируется документами спорткомитета, федераций по видам спорта, Министерства образования Российской Федерации.
Учебно-тренировочные занятия могут проводиться во время сессии и каникул. Факультативные занятия с оздоровительной направленностью в группах Здоровья или по интересам организуются кафедрой физического воспитания строго по желанию студентов. Они могут оплачиваться за счет средств университета и идти в нагрузку преподавателю или на коммерческой основе в соответствии с существующим законодательством.
Самостоятельные занятия утренней гигиенической гимнастикой, закаливанием, нетрадиционными видами физической культуры, разнообразными физическими упражнениями, не культивируемыми в университете видами двигательной деятельности и туризмом проводятся по инициативе самих студентов. При этом кафедра физического воспитания и спортивный клуб университета оказывают самодеятельному студенческому движению посильную помощь.
Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия проводятся в свободное от учебы время спортивным клубом университета совместно с кафедрой физического воспитания и финансируются из средств университета.
В период экзаменационной сессии и зимних каникул с целью профилактики нарушений состояния здоровья студентов, поддержания их умственной работоспособности, снятия утомления и стрессов кафедра физического воспитания предоставляет всем желающим свою спортивную базу и оказывает консультативную и практическую помощь.
Распределение студентов по учебным отделениям
Распределение студентов по отделениям и учебным группам проводится в начале учебного года после сдачи ими контрольных испытаний. При комплектовании учебных групп учитываются пол, состояние здоровья, уровень физической подготовленности, спортивная квалификация и личное желание студента. За учебной группой закрепляется преподаватель на весь период обучения [6].
В вузе существуют следующие учебные отделения: основное, специальное и спортивное. В основное отделение зачисляются студенты, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам. Практические занятия на этом отделении проводятся по общей физической подготовке. Учебные группы формируются по принципу однородности физической подготовленности. Студенты, показавшие самые низкие результаты физической подготовленности, а также студенты, отнесенные к подготовительной группе с какими-либо ограничениями по состоянию здоровья, зачисляются в подготовительную группу — ОФПП. Численный состав учебной группы ОФП — не менее 15 студентов.
|
|
В специальное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования к специальной медицинской группе. Учебные группы комплектуются по полу и с учетом уровня функционального состояния студентов. Студенты с противопоказаниями к занятиям в холодное время на улице объединяются в группу, занимающуюся в спортивном зале. Студенты, освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья на длительный срок, зачисляются в специальную группу «Б» для освоения доступных им разделов учебной программы. Оптимальное число студентов в специальной группе 10—12 человек.
Перевод студентов из одной учебной группы в другую осуществляется по их желанию только после окончания семестра или учебного года. Перевод студентов в специальное учебное отделение по медицинскому заключению может проводиться в любое время учебного года.
В спортивное отделение зачисляются студенты, показавшие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и желающие углубленно заниматься одним из видов спорта, культивируемых в университете.
Численный состав групп определяется приказом ректора университета по представлению кафедры с учетом спортивной квалификации. Количество и спортивный профиль групп спортивного совершенствования определяется администрацией университета и кафедрой физического воспитания с учетом материальных и штатных возможностей.
В исключительных случаях студенты, имеющие высокие спортивные разряды и звания, по представлению спортивных организаций могут заниматься в городских группах спортивного совершенствования по различным видам спорта, при этом они не освобождаются от сдачи теоретических требований и зачетных нормативов по физической подготовленности.
Студенты, занимающиеся в различных коммерческих группах, секциях и клубах, обязаны посещать учебные занятия по физическому воспитанию.