На каждой станции кроме промежуточных разрабатывается технологический процесс с учетом особенностей и условий её работы. Технологическим процессом называется система организации работы станции, основанное на применении прогрессивных, ресурса-сберегающих методов труда и предусматривающая наиболее рациональное использование технического комплекса ЖД транспорта, целесообразный порядок и последовательность обработки поездов и вагонов при соблюдении норм времени на выполнение операции.
Технологический процесс содержит:
1. Технико-эксплуатационную характеристику станции
2. Структуру управления эксплуатационной работы станции и систему организации труда
3. Порядок планирования поездной и грузовой работы
4. Организацию обработки поездной информации и перевозочных документов, работу станционного технологического центра (стц)
5. Технологию обработки транзитного вагонопотока
6. Диспетчерское руководство расформированием и формированием поездов
7. Организацию местной работы
8. Организацию контроля выполнения технологического процесса и анализ работы станции.
9. Организацию работы станции в зимних условиях
10. Приложение, которые включают перечень справок, и технологических документов, получаемых из АСУ станции.
11. Расчёт продолжительности расформирования и формирования составов
12. Определение норм времени нахождения вагонов на станции
13. Перечень работников, имеющих право в получении информации из перевозочных документов на вагоны и т.д.
Руководством для составления технологических процессов для конкретных станций являются типовые технологические процессы.
Вагоно и поездо-потоки
Вагонопотоки, проходящие через станции делятся на транзитные без переработки, транзитные с переработкой и местные.
• Транзитными без переработки называют вагоны, проходящие станцию в организованных поездах, имеющих стоянки для смены локомотивов и локомотивных бригад, ТО, и коммерческого осмотра вагонов
• Транзитными с переработкой считаются вагоны, пребывающие поезда, поступающих в расформирование, а также вагоны, отцепляемые от поездов по различным причинам.
• К местным относятся вагоны, с которыми на данной станции производятся грузовые операции (погрузка, выгрузка, перегрузка, сортировка)
Структура проходящего вагонопотока зависит от функционального назначения и объема работы станции. Так, через участковые станции в основном проходит транзитный вагонопоток без переработки и только 20-30% составляют транзитные с переработкой и местные вагонопотоки. На сортировочных станциях транзит с переработкой может составлять 70 и более %.
Поездопотоки, в зависимости от выполняемых с ними операций, подразделяются на транзитные, транзитные с частичной переработкой, и поступающие в переработку.
Разработка технологического процесса
Разработкой технологических процессов осуществляется главным инженером станции с учётом её особенностей:
1. Наличием локомотивного и вагонного депо, дистанции пути, сигнализации, связи и вычислительного центра; участка электроснабжения; механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ.
Начинается она с детального анализа работы станции с учётом изменяющихся условий, связанных с возникновением новых экономических связей. Размеров и направлений грузо и вагоно потоков. Технического оснащения, изменение плана формирования поездов.
В основе технологических процессов лежат следующие принципы:
1. Максимальное совмещение технологических операций по обработке вагонопотоков; обеспечение поточности и непрерывности их выполнения
2. Обеспечение тесного взаимодействия между системами станций и их элементами
3. Выполнение нормативов, действующих ГДП и плана формирования с учётом передового опыта работы станции, рекомендации типовых технологических процессов, и действующих приказов, и указаний.
Последовательность разработки
Для уточнений норм времени на выполнение технологических операций производится аналитический расчёт или хронометраж. Затем определяется наиболее рациональная специализация путей, границы маневровых районов, порядок обслуживания грузовых пунктов и разрабатывается график обработки поездов разных категорий.
Для проверки правильности расчетов, согласования работы всех элементов станции, определение норм простоя вагонов всех категорий, расчета потребности в маневровых средствах, определение узких мест в работе станции, одновременно с разработкой текстовой части технологического процесса составляется суточный план-график работы станции.
Схема в лекциях.
На сортировочных станции следующие подсистемы:
1. Подсистема приема и обработки по прибытию
2. Подсистема расформирования
3. Подсистема формирования и перестановка в парк отправления
4. Система подготовки к отправлению и отправление
Кроме того, принято выделять 5 технологических линий по числу типа вагонопотока.