Выбор темы выпускной работы

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

(НИУ «МЭИ»)

 

Инженерно-экономический институт

Кафедра Финансов, бухгалтерского учета и налогообложения

    УТВЕРЖДЕНО
    на заседании кафедры
    протокол № ____ от «__» февраля 2018г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА

для студентов, обучающихся

по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (бакалавры)
по профилям

«Финансы и кредит»

«Бухгалтерский учет, анализ, аудит»

«Налоги и налогообложение»

«Финансовый менеджмент»

 

 

МОСКВА – 2018

 

Содержание

 

1. Цель и задачи выпускной работы.. …….3

2. Выбор темы выпускной работы.. …5

3. Составление плана и требования к содержанию работы.. 7

4. Оформление выпускной работы.. 13

5. Подготовка к защите выпускной работы.. 17

6. Процедура защиты выпускной работы.. 18

Приложения. 20

 




Цель и задачи выпускной работы

 

Выполнение и защита выпускной работы бакалавра является завершающим этапом учебного процесса.

Выпускная работа бакалавра (далее –Работа) должна представлять собой профильную, законченную научно-практическую работу, исполненную на примере избранной в качестве объекта исследования организации (предприятия). Работа должна содержать разработку экономической проблемы, связанной с управлением финансами, организацией бухгалтерского учета, анализа и аудита, налоговой политикой в современных условиях. Работа обязательно включает в себя как теоретическую часть, где студент должен продемонстрировать знания экономической теории, и специальных дисциплин по разрабатываемой проблеме, так и практическую часть, в которой необходимо показать умение использовать методы изученных финансовых дисциплин для решения поставленных в работе задач. Практическая часть должна охватывать вторую и третью главы Работы.

Цель написания Работы состоит в том, чтобы студент выпускного курса показал умение глубоко и самостоятельно разрабатывать конкретную проблему; обобщать полученные знания по соответствующему профилю экономических знаний; систематизировать и анализировать экономическую и финансово-кредитную информацию; разрабатывать предложения и рекомендации по решению выявленных в ходе анализа недостатков; осуществлять экономическое обоснование разработанных предложений и рекомендаций.

Задачами выполнения Работы являются:

· систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний в области финансов; денежного обращения и кредита; бухгалтерского учета, анализа и аудита налогов и налогообложения;

· применение полученных знаний и навыков при решении конкретных экономических, научных и производственных задач;

· умение применять методологические разработки и инструментарий для оценки конкретных финансовых проблем организаций;

· развитие навыков ведения самостоятельной работы и применения методик исследования при решении разрабатываемых в дипломной работе проблем и вопросов;

· выяснение степени подготовки студента к самостоятельной работе в области экономики в современных условиях.

Основные требования к Работе:

· высокий теоретический уровень изложения материала, что достигается путем глубокого изучения теоретических исследований российских и зарубежных авторов, законодательных и нормативных документов;

· критическое осмысление взглядов экономистов по теоретическим и практическим вопросам, умение высказывать и обосновывать собственное мнение;

· творческий подход к изучаемому фактическому материалу, направленный на выявление резервов максимизации прибыли хозяйствующего субъекта; выявление и использование резервов экономического роста в той или иной сфере предпринимательской деятельности; повышение эффективности и производительности труда; улучшение финансовой работы в организации (предприятии); совершенствования организации учета и анализа, оптимизации системы налогообложения;

· использование статистической информации, ее обработка и подготовка для анализа и оценки;

· самостоятельная разработка направлений совершенствования деятельности организаций по рассматриваемой проблеме;

· обобщение опыта, накопленного в отечественной и зарубежной практике, и на его основе выявление возможных путей решения исследуемой проблемы;

· проведение самостоятельного анализа публичной и внутренней финансовой информации организации (предприятия) с обоснованием причин сложившейся ситуации;

· литературное изложение и оформление дипломной работы с соблюдением предъявляемых требований.

Студент-выпускник, претендующий на получение степени «бакалавр» по направлению 38.03.01 «Экономика» должен хорошо излагать свои мысли, аргументировать предложения, правильно пользоваться специальной экономической терминологией. Написание Работы имеет большое значение для углубления навыков исследовательской и аналитической работы.

Выполненная на высоком научном уровне Работа является обязательным условием для рекомендации выпускника в магистратуру.

Работа должна быть написана студентом самостоятельно. Научный руководитель помогает студенту: разобраться в понимании изучаемой проблемы, подборе литературы, выборе правильного направления исследования, формулировании цели и задач, выделении наиболее важных и актуальных теоретических и практических вопросов при проведении исследования, а также обоснованности предложений по результатам проведенного анализа.

Выбор темы выпускной работы

При выборе темы Работы необходимо учитывать следующее:

1. Выпускные работы бакалавра могут носить характер теоретического или прикладного исследования. При этом выбор темы по макроэкономическому регулированию финансово-кредитной деятельности предполагает особые требования к работе студента над дипломом: он должен проанализировать различные подходы к рассматриваемой проблеме на макроуровне, изучить современные научные российские и зарубежные издания и периодику, сделать анализ соответствующих статистических данных и адекватные выводы, предложить оригинальный взгляд на проблему, рассматриваемую в рамках исследования. Такие Работы должны носить исследовательский характер, поэтому необходим тщательный отбор студентов по данной тематике. Данные Работы должны составлять не более 10% от общего объёма Работ группы.

2. Большинство предложенных тем Работ посвящено непосредственно управлению финансами на микроуровне и предполагает проведение исследования на примере конкретных предприятий и организаций (ПАО, АО, ООО, и др. организаций), а также отдельных регионов (субъектов РФ или муниципальных образований) России. Необходимо обратить внимание на то, чтобы особенности функционирования предприятия данной организационно-правовой формы позволили достаточно полно раскрыть выбранную тему исследования. Так, жесткая регламентация деятельности государственных бюджетных учреждений затруднит разработку рекомендаций по совершенствованию отдельных направлений их финансовой деятельности, например, управление прибылью и т.п.

3. Не рекомендуется брать в качестве базы исследования недавно созданное предприятие, так как в дипломной работе требуется проведение анализа в динамике, как минимум в течение последних 3-х лет. Если в силу ряда обстоятельств Вы вынуждены использовать в качестве примера данные по сравнительно новому предприятию, проведите анализ поквартально (помесячно), чтобы показать изменение показателей и выяснить его причины.

4. Если формулировка выбранной Вами темы не совпадает ни с одной из предложенных тем в «Примерной тематике…», то следует обратить особое внимание на то, что самостоятельно сформулированная Вами тема должна:

- быть связана с особенностями практической работы студента,

- быть актуальной и носить проблемный характер,

- соответствовать выбранному профилю по кафедре Финансов, бухгалтерского учета и налогообложения,

- иметь теоретическую значимость и/или научно-практическую направленность.

Примерная тематика выпускных работ (Приложение 1) разрабатывается кафедрой Финансов, бухгалтерского учета и налогообложения (далее – кафедра). Студент выбирает тему Работы самостоятельно с учетом своих научно-практических интересовв начале восьмого семестра. Студент имеет право изменить ранее выбранную тему дипломной работы, заявив об этом заблаговременно (до утверждения тем дипломных работ на заседании кафедры) в письменном виде на кафедру. Не допускается выбор одной и той же темы дипломной работы студентами, обучающимися в одной группе и имеющими одну базу практики, за исключением работы над комплексной темой, включающей ряд подтем.

Тема Работы закрепляется за студентом приказом ректора НИУ «МЭИ» на основании личного заявления (Приложение 2). Заведующий кафедрой назначает научного руководителя дипломной работы из числа профессорско-преподавательского состава кафедры и высококвалифицированных специалистов – практиков.

Уточнение и изменение утвержденной темы Работы производится только в порядке исключения и утверждается приказом ректора.

Составление плана и требования к содержанию Работы

Подготовка к написанию Работы начинается с подбора студентом литературы по выбранной теме и составления плана. Для поиска литературы необходимо пользоваться библиографическими справочниками, компьютерными каталогами библиотек, информационно-поисковыми системами Интернета. Параллельно с подбором теоретических источников необходимо собирать материалы публичной и внутренней финансовой отчетности организаций (в том числе базы практики) для выполнения практической части исследования. Список литературы и план Работы, а также цель и задачи исследования согласовываются с научным руководителем и утверждаются им.

План должен быть разработан в срок не позднее двух недель после получении задания и согласован с руководителем. Один экземпляр плана должен находиться у руководителя, второй — у студента. В дальнейшем план может уточняться в зависимости от наличия теоретического и фактического материала.

 Согласованный и утвержденный научным руководителем план Работы, цель и задачи не могут быть изменены студентом в одностороннем порядке.

План Работы составляется исходя из необходимости раскрытия темы, а также с учетом сформулированной цели и задач исследования. В названиях глав отражаются ключевые вопросы темы, в названиях параграфов — более конкретные вопросы. Каждая глава и параграф должны иметь свое название и нумерацию. Названия глав не должны дублировать название темы, а названия параграфов — название глав. Формулировки должны четко и ясно, без дублирования отражать суть рассматриваемой проблемы. Названия параграфов в плане и по тексту работы не подразделяются и не конкретизируются. По мере написания Работы названия глав и параграфов могут уточняться, не изменяясь принципиально.

В Работе план оформляется в виде «Содержания». Лист «Содержание» является пятой страницей дипломной работы и первой нумеруемой страницей (после титульного листа, 2-х листов задания и аннотации).

План Работы должен быть тщательно продуман и обоснован. Он включает: Введение, Главы 1,2,3, состоящие из параграфов, Заключение, Список использованной литературы, Приложения.Как правило, Работа должна состоять из трех глав, каждая из которых включает по два-три параграфа.

План Работы должен быть разработан в срок не позднее двух недель после получении задания и согласован с руководителем.

Кроме плана Работы студент составляет:

1. Задание на выпускную работу бакалавра(приведено на официальном сайте НИУ «МЭИ» в разделе Обучающимся / Бланки для оформления выпускных работ, дипломных проектов, магистерских диссертаций / Задание на выпускную работу бакалавра).

2. Аннотацию дипломной работы (0,3-0,5 стр.)

Титульный лист (приведен на официальном сайте НИУ «МЭИ» в разделе Обучающимся / Бланки для оформления выпускных работ, дипломных проектов, магистерских диссертаций / Титульный лист для оформления выпускной работы бакалавра) и задание на Работу должны быть подписаны научным руководителем и сданы студентом на кафедру не позднее двух недель после утверждения темы Работы.

Титульный лист и задание оформляются в двух экземплярах, один экземпляр сдается на кафедру, второй – остается у студента.

Содержание Работы

 

Общий объем Работы обычно составляет от 60 до 75 страниц машинописного текста, напечатанного на одной стороне листа формата А4, 14-м шрифтом TimesNewRoman через полтора интервала. Объем Работы включает материал от ее начала  по Заключение включительно. Поля страницы: слева — 3 см; справа 1,5 см; сверху и снизу по 2 см. На странице — 28-29 строк, 60 позиций в строке.

Работа (текстовая часть) выполняется в соответствии с требованиями ГОСТа с использованием текстового редактора не старше MicrosoftWord для Windows. Иллюстративный материал (графики, диаграммы, рисунки) выполняются в Excel, соответствующих графических пакетах (AutoCAD.Компас-График и др.) с последующей вставкой в документ Word.

Введение. Объем — не менее трех страниц. Проект введения пишется до начала работы над главами Работы. Введение должно давать достаточно полное представление об изучаемых вопросах и проблемах темы исследования. Во введении обосновывается выбор темы исследования: должно быть четко сформулировано в чем состоит ее актуальность, определена степень разработанноститемы. Затем, формулируются цель и задачи Работы, объект и предмет исследования, дается раздельный перечень из 6-10 отечественных и зарубежных авторов, чьи труды использованы в Работе в качестве теоретической и методологической базы исследования. Фамилии отечественных и зарубежных авторов, приводимые во введении, должны подкрепляться наличием трудов этих ученых в списке литературы. Далее указывается, что послужило информационной базой при разработке Работы, данные бухгалтерской и другой отчетности исследуемого предприятия за конкретный отчетный период, статистические и иные данныеоб источниках фактического материала, который использован в работе, а также о законодательных и производных нормативных актах, которые послужили юридически-правовой основой Работы.

Цель Работы должна вытекать из необходимости раскрытия формулировки темы Работы, задачи – из названий глав и параграфов. Объект исследования – конкретная исследуемая организация, предмет исследования – исследуемое направление деятельности этой организации (процесс, отношения, организация, эффективность и т.п.).

 Далее дается краткая характеристика состава работы. Отмечается, что Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и какого количества приложений. Потом кратко, в пределах одного абзаца на главу, говорится о содержании каждой из глав.

Во введении студент только определяет цель и задачи исследования, а не дает оценку самому себе о достижении цели исследования и выполнении поставленных задач.

Первая глава. В первой главе работы рассматриваются теоретические аспекты темы исследования, в частности, экономическая природа, сущность, формы проявления, классификации, исторический аспект, дискуссионные вопросы. При написании главы недостаточно ограничиться только описанием точек зрения разных авторов по рассматриваемой проблеме. Задача заключается в том, чтобы на основе их изучения сформулировать авторскую позицию. Поскольку Работа является самостоятельным исследованием, плагиат не допускается. При использовании авторских положений, цитат, цифрового материала необходимо делать ссылки на источник информации с указанием в квадратных скобках в конце абзаца.

- номера источника по списку литературы (если изложен общий смысл отдельных положений источника),

- номера источника в списке литературы и конкретной страницы печатного труда (если приведена дословная цитата из источника).

Для написания первой главы студент должен глубоко изучить все положения, раскрывающие теорию вопроса: сущность, классификацию, роль, содержание, задачи, принципы, методы и методики исследования, способы обработки информации, наличие корреляционных связей.

В конце главы должны быть сформулированы теоретические выводы и обобщения по исследуемой проблеме.

Вторая глава. В отличие от первой – теоретической главы, вторая глава коротко может быть определена как аналитическая.

В качестве первого параграфа второй главы рекомендуется рассмотреть комплекс вопросов, связанных с технико-экономическими особенностями объекта исследования и их отражением в организации и управлении финансами, системы учета и отчетности. Дать краткую характеристику с использованием фактических данных по следующим вопросам: особенности состава и структуры текущих денежных затрат; состава, структуры и источников формирования оборотных средств; ценообразование и формирование выручки; формирование и распределение прибыли; фонды и резервы; формы оперативного и годового финансового планирования (бюджетирования); организационная структура управления финансами. Рассмотрение в Работе этих вопросов должно показать знание студентом специфики объекта исследования, а также особенностей управления на нем денежным оборотом и финансами.

Во втором/третьемпараграф е (ах) работы на основе изучения данных различной отчетности анализируемой организации с использованием различных методологических приемов и подходов проводится анализ объекта и предмета исследования, а также оценка полученных результатов. Анализ должен проводиться за период не менее 3-х лет. Такой ретроспективный анализ позволяет: изучить динамику исследуемых процессов; выявить тенденции и закономерности развития; дать им объективную оценку; выявить причины сложившегося положения; определить пути устранения недостатков. Практическая часть Работы должна содержать самостоятельно проведенные студентом расчеты, составленный иллюстративный материал: рисунки (графики, диаграммы, схемы), таблицы. Весь иллюстративный материал должен быть проанализирован и использован для подтверждения выводов по исследуемой проблеме. Во второй главе проводится анализ исследуемой в Работе проблемы по направлениям, выбранным автором и в полном соответствии с и утвержденным научным руководителем планом. Главадолжна заканчиваться выводами по результатам проведенного анализа. При этом в выводах обязательно должны найти отражение нарушения, недостатки, «узкие места» вскрытые в ходе анализа.

Третья глава. В третьей главе Работы на основе обработанного практического материала и вскрытых в ходе анализа недостатков предлагаются конкретные пути решения проблемы, обосновываются выводы, оригинальные предложения, эффективность предлагаемых мер и финансовые последствия их практической реализации. Основные предложения по совершенствованию (решению) исследуемой проблемы должны иметь экономическое обоснование в виде экономических расчетов и прогнозов, подтверждающих, что в прогнозном периоде финансовые показатели деятельности предприятия будут лучше фактических показателей, анализируемых во второй главе. Данная глава может содержать выводы не только по практической части работы, но и предлагать теоретические разработки (определения, классификации и т.д.), развивающие теорию вопроса.

Заключение. Объем 3-5 страниц. В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формулируются и кратко обосновываются выводы и предложения автора по всей Работе.

Необходимо обратить особое внимание на то, что заключение пишется по итогам всех (трех) глав. Заключение представляет собой итог всей Работы, где студент призван показать свой квалификационный уровень, как в теории, так и в практически значимых вопросах управления финансами.

Заключение обязательно должно давать неформальные ответы на следующие принципиальные вопросы по выдвигаемой на защиту Работе:

- к каким теоретическим и практически значимым выводам пришел студент в результате исследования темы; 

- какие тенденции, пропорции, соотношения, процессы, нарушения и недостатки выявлены в исследуемой области в результате проведенного анализа фактического материала;

- какие предложения и рекомендации с кратким их экономическим обоснованием разработаны в Работе в ходе рассмотрения вопросов темы на примере объекта исследования.

В заключении студент не дает оценку самому себе о достижении поставленной цели и выполнении поставленных задач исследования.

Заключение должно давать полное представление о результатах исследования и авторских предложениях и рекомендациях. Работа, являясь авторским трудом, является трудом коллективным – автора и научного руководителя, в связи с чем, выводы, рекомендации и предложения делаются не от первого лица, а от авторского коллектива (не «предлагаю …», а «предлагаем …».

Все составные части Работы, как комплексного исследования темы, должны быть логически связаны между собой и содержать объяснение перехода от одного рассматриваемого вопроса к другому, от одной главы — к другой. Достоинством Работы является профессиональный, грамотный и простой стиль изложения, без стилистических и грамматических ошибок.

Сроки представления отдельных глав дипломной работы устанавливаются кафедрой. Процесс написания Работы студентом находится под постоянным контролем кафедры. На заседаниях кафедры регулярно заслушиваются сообщения научных руководителей о ходе подготовки Работ, а при необходимости — студентов о проделанной работе. Итоги обсуждения хода написания Работ студентами представляются в дирекцию ИнЭИ для принятия в случае необходимости мер по ликвидации отставания. При грубом нарушении сроков написания Работы по представлению научного руководителя кафедра вправе,отказать студенту в принятии Работы на проверку и допуску ее к защите. 

Список использованной литературы. Для написания Работы студент должен использовать не менее 20-30 источников литературы. Порядок оформления использованной литературы рассмотрен в разделе «Оформление выпускной работы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: