Войны с Литвой и Ливонским орденом

После покорения непокорной Казани, Россия направила силы на взятие Ливонии.     Исследователи выделяют две основных причины Ливонской войны: необходимость торговли русского государства на Балтике, а также расширение владений. Борьба за господством над Балтийскими водами шла между Россией и Данией, Швецией, а также Польшей и Литвой.
Повод для начала военных действия (Ливонская война)
Главным поводом для начала военных действий послужило то, что Ливонский орден не уплатил дань, которую оно должно было уплачивать по мирному договору пятьдесят четвёртого года. Русское войско вторглось в Ливонию в 1558 году. В первое время (1558-1561 гг.) были взяты несколько замков и городов (Юрьев, Нарва, Дерпт).
Однако вместо продолжения успешного наступления московское правительство предоставляет ордену перемирие, одновременно с этим снарядив военную экспедицию против Крыма. Ливонские рыцари, воспользовавшись поддержкой собрали силы и нанесли поражение московским войскам за месяц до окончания перемирия.
Против Крыма Россия не добилась положительного результата от военных действий. Также был упущен благоприятный момент для победы в Ливонии. Магистр Кетлер в 1561 году подписывает договор, согласно которому орден переходит под протекторат Польши и Литвы.
После заключения мира с Крымским ханством Москва сосредоточила силы на Ливонии, однако теперь вместо слабого ордена приходилось столкнуться сразу с несколькими мощными претендентами. И если в первое время удалось избежать войны с Данией и Швецией, то война с Польско-литовским королём была неизбежной.
Самым большим достижением российский войск во втором этапе Ливонской войны было взятие Полоцка в 1563 году, после чего было множество бесплодных переговоров и неудачных битв, в результате которых даже крымский хан решил отказаться от союза с московской властью.
Завершающий этап Ливонской войны (1679-1683) – военное вторжение польского короля Батория в Россию, которая одновременно вела войну со Швецией. В августе Стефан Баторий взял Полоцк, а уже спустя год были взяты Великие Луки и небольшие города. Девятого сентября 1581 года Швецией была взята Нарва, Копорье, Ям, Ивангород, после чего борьба за Ливонию перестала быть актуальной для Грозного. Так как было невозможно вести войну с двумя врагами царь заключает перемирие с Баторием.

Итогом данной войны стало заключение совершенно не выгодных для России двух договоров, а также потеря многих городов.

 

 








Вопросы к зачёту

Языческие верования древних словян

Язычество - религия, основанная на веровании в нескольких богов одновременно, а не в одного Бога-создателя, как, например, в христианстве.

Понятие язычества

Сам термин «язычество» является не совсем точным, так как включает в себя несколько понятий. Сегодня язычество понимается не столько как религия, сколько как совокупность религиозных и культурных убеждений, а веру в нескольких богов обозначают как «тотемизм», «политеизм» или «этническая религия».

Язычество древних славян - это термин, который используют для обозначения комплекса религиозных и культурных воззрений на жизнь древних славянских племен до того, как они приняли христианство и перешли в новую веру. Существует мнение, что сам термин в отношении древней религиозной и обрядовой культуры славян произошел не от понятия политеизма (множества божеств), а от того, что древние племена, хоть и жили разрозненно, имели в основе один язык. Так, Нестор-летописец в своих записях говорит об этих племенах как о язычниках, то есть имеющих один язык, общие корни. Позднее этот термин постепенно стали относить к славянским религиозным воззрениям и употреблять для обозначения религии.

Возникновение и развитие язычества на Руси

Славянское язычество начало формироваться примерно во 2-1-м тысячелетии до н.э. под влиянием индоевропейской культуры, когда славяне стали из нее выделяться в самостоятельные племена. Перемещаясь и занимая новые территории, славяне знакомились с культурой своих соседей и перенимали у них определенные черты. Так, именно индоевропейская культура принесла в славянскую мифологию образы бога грозы, бога скота и образ матери-земли. Немалое влияние на славянские племена оказали и кельты, которые также обогатили славянский пантеон и, кроме того, принесли славянам само понятие «бог», ранее не использовавшееся. Славянское язычество имеет немало общего с германо-скандинавской культурой, оттуда славяне взяли образ мирового древа, драконов и многих других божеств, которые позднее трансформировались в зависимости от условий проживания и особенностей славянской культуры.

После того как славянские племена сформировались и начали активно заселять новые территории, уходить друг от друга и разъединяться, трансформировалось и язычество, в каждом племени появились свои особенные ритуалы, свои названия для богов и сами божества. Так, к 6-7-му вв. религия восточных славян довольно ощутимо отличалась от религии западных славян.

Следует отметить, что часто верования верхушки общества сильно отличались от верований низших слоев и то, во что верили в крупных городах и поселениях, не всегда совпадало с убеждениями мелких деревень.

С того момента как славянские племена стали объединяться, начало формироваться единое централизованное государство, стали развиваться внешние связи славян с Византией, постепенно язычество начало подвергаться гонениям, в старых верованиях стали сомневаться, появились даже поучения против язычества. В итоге после Крещения Руси в 988 г., когда христианство стало официальной религией, славяне начали постепенно отходить от старых традиций, хотя отношения язычества и христианства были непростые. По некоторым сведениям, на многих территориях язычество сохраняется до сих пор, а на Руси оно еще довольно долго существовало, вплоть до 12-го в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: