Основные направления прикладных исследований в социальной психологии

Прикладные исследования в психологии не коренятся, чаще всего, в области теоретической психологии, но являются базой возникновения множества ее концепций. Актуальные прикладные исследования появляются на гребне основных и важнейших современных проблем в области социальной и экономическо-правовой сферы жизни общества. На настоящий момент это прикладные исследования в области:

· Толерантности общества и агрессивности (рост уровня агрессивности; толерантности представителей различных социальных групп; проблема жизненных ценностей).

· Информационных процессов и массовых коммуникаций (влияние средств массовой коммуникации на разновозрастные группы, интерес населения к различным темам и проблемам, особенности формирования стиля жизни с помощью средств массовых коммуникаций, значение информации как основного дефицитного ресурса в современном обществе).

· Образования (содержание образовательных программ, методы обучения и воспитания в современных условиях, рост количества знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения, качество предоставляемых образовательных услуг, проблема преемственности различных уровней образовательной системы, гармонизация теоретического и практического компонента).

· Здравоохранения (исследование степени удовлетворенности потребности населения в медицинской и фармацевтической помощи, уровень здоровья всех слоев населения, уровень психического и психологического здоровья населения; исследование доминирующего стиля жизни, его влияние на уровень здоровья населения, исследование проблемы формирования здорового образа жизни).

· Межэтнического взаимодействия (особенности взаимоотношений между этносами и нациями внутри страны и с ее ближайшими соседями, уровень межнациональной напряженности, купирование межэтнических конфликтов, формирование межэтнической толерантности, наличие этнических стереотипов).· Маркетинга (динамика спроса и сбыта, влияние рекламы на уровень продаж, формирование потребностей всех уровней с помощью рекламы, роль рекламы в формировании ценностей и жизненных стратегий).· Менеджмента (методы и факторы эффективности управленческой деятельности, их соответствие целям организации, отношение к управленческому персоналу, адекватность форм управления индивидуально-психологическим особенностям персонала, влияние руководителей на психологический климат в коллективе, гендерные различия управляющего персонала).· Социальной защиты (определение актуальных потребностей населения в области социальной защиты, формирование правильного понимания роли психологов, социальных работников, занятых в этой сфере, выявления групп населения нуждающихся в социальной защите).

· Правоотношений (исследование особенностей правосознания, отношения населения к основным правовым нормам, особенности когнитивного, поведенческого и эмоционального компонента правосознания граждан).

· Науки (исследование малоизученных или дискуссионных явлений и фактов).

· Семейных отношений (культурные различия семейных отношений, динамика изменения семейных ценностей, особенности межпоколенных связей, роль семьи в психологическом здоровье).· Политики (отношение населения к власти и основным политическим партиям и течениям, механизмы психологического влияния на населения со стороны политических партий и отдельных политиков и последствия такого влияния).· Промышленного производства (исследование динамики и оптимизации производственных процессов, факторы влияющие на производство, контроль качества продукции, уровня удовлетворенности производимым товаром).

Подходы к изучению социально-психологического климата организации

Понятие и сущность социально-психологического климата и его роль в трудовом процессе

Социально-психологический климат в коллективе -- это психологическая атмосфера, которую вдыхают все, но каждый привносит в нее что-то свое.

Руководитель должен изучать и выявлять конкретную основу удовлетворенность (или неудовлетворенности) трудом каждого подчиненного, зная это, он может эффективно воспитывать мотивы к труду, используя различные формы поощрения.

Важнейшими признаками благоприятного психологического климата являются:

- обстановка взаимного уважения, доверия, сотрудничества и требовательности членов организации друг к другу;

- свободное выражение собственного мнения при обсуждении различных вопросов;

- деловая, позитивная критика, носящая созидательный характер (в том числе и в адрес руководителя);

- отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права участвовать в принятии решений;

- регулярная информированность членов коллектива в задачах, проблемах, состоянии дел;

- удовлетворенность принадлежностью к организации;

- терпимость к чужому мнению.

Групповая работа, коллективный труд -- это объективная реальность, определяемая уровнем развития научно-технического прогресса и цивилизации в целом, когда сложность конечного продукта настолько велика, что для его производства необходимы согласованные, скооперированные усилия специалистов в различных областях знаний и умений, причем эти знания и умения должны быть достаточно глубокими.

Элементами группового потенциала являются:

- профессиональные знания, умения и навыки, обусловливающие профессиональную компетентность (квалификационный потенциал). Группа может интегрировать разрозненные знания, умения, навыки в новый мощный потенциал;- работоспособность (психофизиологический потенциал);- интеллектуальные, познавательные способности (творческий потенциал);- способность к сотрудничеству, коллективной организации и взаимодействию с другими группами и людьми со стороны в интересах общих групповых целей (коммуникативный потенциал);-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: