Нагрузка, возникающая в зоне контакта, может вызывать повреждение поверхности и (или) разрушения структуры материала, из которого изготовлен элемент. Ответственной за напряженно - деформированное состояние контактирующих поверхностей является сила Fn вблизи полюсной линии, которая вызывает контактные напряжения и напряжения изгиба.Равнодействующая F n всех удельных сил, действующих по линии контакта в плоскости зацепления, действует по нормали к профилю зуба. Составляющая нормальной силы F n, которая направлена по касательной к начальным поверхностям элементов зацепления, называется окружной силой F t. Окружная сила присутствует во всех видах передач вращения.Составляющая нормальной силы F n, которая направлена к центру вращения колес передачи называется радиальной силой F r. Радиальная сила также присутствует во всех видах передач вращения.Составляющая нормальной силы F n, которая направлена вдоль оси вращения элементов передачи, называется осевой силой F х. Осевая сила присутствует во всех видах передач, кроме прямозубой цилиндрической. Схемы сил в передачах, где элементы, входящие в зацепление, имеют эвольвентный профиль показаны на рисунках 2.25 – 2.28. Схема сил, действующих в цилиндрической передаче показана на рисунке 2.26.
Рисунок 2.25 – Силы в зацеплении цилиндрических колес с эвольвентным профилем зуба
Окружная составляющая F tw (Н) нормальной силы F n (Н) на начальном цилиндре диаметром d w(мм)
F tw=2×103× Т / d w,(2.74)
где Т - вращающий момент, Н×м.
Радиальная составляющая F r(Н) нормальной силы F n(Н)
F r= F tw× tg atw, (2.75)
где atw угол зацепления передачи в торцовом сечении.
Осевая составляющая F х (Н)нормальной силы F n(Н)
F х = F tw× tgb w, (2.76)
где b w – угол наклона линии зуба на начальном цилиндре.
Нормальная сила F n(Н)
F n =2× Т /(d × cos at× cosb b) = F tw/(cos atw× cosb b), (2.77)
где b b – угол наклона линии зуба на основном цилиндре.
Схема сил, действующих в конической передаче с прямым зубом показана на рисунке 2.26.
Рисунок 2.26–Силы в зацеплении конических колес с эвольвентным
профилем зуба
Окружная составляющая Ftm (Н) нормальной силы F n (Н) на среднем диаметре dm (мм) равна
Ftm= 2×103 ×Тm / d w m. (2.78)
Радиальная составляющая на среднем диаметре Frm (Н) нормальной силы F n(Н) равна
Frm = Ftm ×(tg aw× cos d), (2.79)
где d - угол конусности.
Осевая составляющая на среднем диаметре F х m (Н)нормальной
силы F n(Н)
F х m = Ftm × tg aw× sin d. (2.80)
Нормальная сила F n m (Н) на среднем диаметре
Fnm =2× Тm /× cos aw. (2.81)
Схема сил, действующих в червячной передаче с цидиндрическим червяком показана на рисунке 2.27.
Рисунок 2.27 – Силы в зацеплении червячной передачи
Окружная составляющая F t2 (Н) нормальной силы F n (Н) на начальном диаметре колеса d w2 (мм) равна осевой составляющей F х1 (Н)нормальной силы F n (Н) на начальномдиаметре червяка d w1
F t2= F х1 =2×103× Т 2/ d w2. (2.82)
Окружная составляющая F t1 (Н) нормальной силы F n (Н) на начальном диаметре червяка d w1 (мм) равна осевой составляющей F х2 (Н)нормальной силы F n (Н) на начальномдиаметре колеса d w2
F t1= F х2 = F t2× tg (g±j¢), (2.83)
где g - угол подъема линии витков червяка; j¢ - угол трения.
Угол трения j¢вычисляют на основании зависимости
tgj¢= f / cos an¢= f ¢, (2.84)
где an¢ - угол в нормальном сечении (tgan¢= tgaх×соsg); f и f ¢ - коэффициенты трения.
Нормальная сила в зацеплении F n (Н)
F n = F t2 cos j¢/ cos an¢× cos (g±j¢). (2.85)
Радиальная составляющая Fr 1 (Н) нормальной силы F n (Н) на начальном диаметре червяка d w1 (мм) равна радиальной составляющей Fr 2 (Н)нормальной силы F n (Н) на начальномдиаметре колеса d w2.
Fr 1= Fr 2= F n× sin a n¢ = F t2× tg a n¢ / соs g. (2.86)
Для установления величины усилий в зацеплении планетарных передач всех типов рассматривают равновесие каждого звена под действием внешних нагрузок
Рисунок 2.28 – Силы в планетарной зубчатой передаче:
a) – распределение усилий между колесами; б) – силы в зацеплении
(F (1)gа, F (2)gа, F (3)gа–силы, действующие между сателлитом и центральным колесом а; F gb – сила, действующая между сателлитом и центральным колесом b; Т а, Т h – моменты вращающие на центральном колесе и водиле соответственно; w a, w h – угловые скорости на центральном колесе и водиле соответственно; F hg – сила, действующая между водилом и сателлитом)
Силы в зацеплении сателлита с центральным колесом рассчитывают с учетом коэффициента неравномерности нагрузки К Н по наиболее нагруженному сателлиту. В расчетах опор сателлитов необходимо учитывать центробежную силу. Радиальные составляющие сил, действующих в передаче, которая имеет несколько сателлитов, не учитывают, т.к. они уравновешивают друг друга.
В трехсателлитной передаче (рисунок 2.28) вращающий момент Т а на центральном колесе а уравновешивается силами F (1)gа, F (2)gа, F (3)gа
Т а= rba ×(F (1)gа+ F (2)gа+ F (3)gа, (2.87)
где r ba – радиус основной окружности центрального колеса.
В идеальной передаче силы равны и нормальная сила от сателлита F gа
F gа = Т а/(rba ×nw). (2.88)
Вслучае передачи с числом сателлитов nw>3 неравномерность рас-пределения нагрузки исключить не удается и это учитывается умножением
силы F gа на коэффициент неравномерного распределения нагрузки К Н. Участие сателлита одновременно в двух зацеплениях приводит к тому, что одновенцовый сателлит не передает вращающий момент и находится в равновесии под действием сил F аg, F bg и F hg со стороны колес a,b и водила h соответственно.
Учитывая, что углы зацепления aw одинаковы, из уравнения равновесия получаем
F hg =2× F аg× К Н× cos aw.(2.89)
Сила F hg необходима при расчете подшипника сателлита и оси водила. Нормальную силу Fn, приходящуюся на единицу длины контактной линии l, называют удельной нагрузкой
w m = F n/ l. (2.90)
Рабочая нагрузка равна произведению удельной нагрузки на корректирующие коэффициенты (коэффициенты режиманагружения, неравномерности распределения нагрузки, динамического влияния и т.п.), которые устанавливаются в каждом конкретном случае с учетом принятых критериев работоспособности. В расчетах оценивают нагрузку, которая вызывает наибольшее опасное напряжение для данного вида повреждения.
Расчет нагрузок, изменяющихся во времени, может быть произведен по одному из нижеприведенных методов (ГОСТ 21354 – 87).
Метод эквивалентных циклов ориентирован на приведениепеременнойнагрузки к величинам, вызывающимнаибольшееповреждениеэлементовпередачи:
- при расчете на контактную выносливость за исходнуюнагрузку Т 1Нпринимаютнаибольшую из подводимых к передаче, для которой число циклов перемены напряжений не менее 0,03× N Нlim1; соответствующее этой нагрузке эквивалентное число циклов напряжений N НЕ1
N НЕ1 =mН× N Нlim1 , (2.91)
где N Нlim1 – базовое число циклов нагружений;mН – коэффициент, учитывающий характер циклограммы.
Для ступенчатой циклограммы mН равен
mН =å(Т 1i / Т 1Н)3(N ci/ N Нlim1). (2.92)
При плавном характере циклограммы величинаmН
mН = . (2.93)
- при расчете на выносливость при изгибе за исходную расчетную нагрузку Т 1F (или Т 2F) принимают наибольшую длительно действующую с числом циклов перемены напряжений более 5×104; соответствующее
этой нагрузке эквивалентное число циклов напряжений N FЕ
N FЕ =mF× N Flim, (2.94)
где mF – коэффициент, учитывающий характер циклограммы
mF=å(Т 1i / Т 1F)qF×(N ci/ N Нlim1), (2.95)
где qF –показатель степени кривой выносливости при циклическом изгибе.
Метод эквивалентных моментов предусматривает, что эквивалентный момент учитывает значение и длительность всех уровней нагрузки:
- при расчете на контактную выносливость за исходную расчетную нагрузку Т1Н (или Т2Н) принимают эквивалентный момент
Т НЕ = Т max[å(T i/ T max)3×(N ci / N K)]1/3. (2.96)
- при расчете на выносливость при изгибе за исходную расчетную нагрузку Т1F (или Т 2F) принимают эквивалентный момент
Т FЕ = Т max[å(T i/ T max)3×(N ci / N K)]1/ q F, (2.97)
Метод эквивалентных напряжений основан на определении расчетного напряжения для каждой ступени циклограммы:
- при расчете на контактную выносливость эквивалентное напряжениеsНЕ определяют по формуле
s НЕ= К НЕ× s Н1, (2.98)
где s Н1 –расчетное напряжение соответствующее первой ступени циклограммы; К НЕ - коэффициент эквивалентности, который равен:
К НЕ =[å(s Н i / s Н1)6×(N c i / N Нå)]1/6 при s Н i > s Нlim; (2.99)
К НЕ =[å(s Н i / s Н1)20×(N c i / N Нå)]1/20 при s Н i £ s Нlim, (2.100)
где N Нå – суммарное число циклов всех ступеней циклограммы; s Нi – расчетное напряжение, соответствующее i -й ступени циклограммы (s Нi³0,75× s Нlim); N c i – соответствующее этой ступени число циклов перемены напряжений (N c i ³0,03 × N Нlim);
-при расчете на выносливость при изгибе эквивалентное напряжение s FЕ определяют по формуле
s FЕ= К FЕ× s F1, (2.101)
где s F1– расчетное напряжение соответствующее первой ступени цик-
лограммы; К FЕ - коэффициент эквивалентности
К FЕ =[å(s F i / s F1) q F×(N c i / N Få)]1/ q F, (2.102)
где N Få - суммарное число циклов всех ступеней циклограммы, принятых в расчете на изгибную выносливость; sF i - расчетное напряжение, соответствующее i -й ступени циклограммы; N c i - соответствующееэтойступени число цикловперемены напряжений; q F – показатель кривой выносливости.
Контактное напряжение sН (МПа) в полюсе зацепления равно
sН =sН0×(К Н)1/2, (2.103)
где sН0–контактное напряжение без учета дополнительных нагрузок,МПа; К Н – коэффициент неравномерности распределения нагрузки.
Коэффициент нагрузки К Н
К Н = К А× К Нv× К Нb× К Нa, (2.104)
где К А – коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку;
К Нv – коэффициент, учитывающий внутреннюю динамическую нагрузку;
К Нb – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий; К Нa – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями.
Величину контактного напряжения sН0 (МПа) в зависимости от: ок-ружного усилия F t(Н) на делительном цилиндре в торцовом сечении,делительного диаметра d 1(мм) ведущего элемента, рабочей ширины bw(мм) венца контактирующих элементов и передаточного числа устанавливают по следующей зависимости
sН0=ZE×ZH×Ze×Zb×[ F t×(u +1)/(bw× d 1× u)]1/2, (2.105)
где ZE– коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес
ZЕ={Eпр/[p×(1– m2)]}1/2; (2.106)
ZH –коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления (влияние радиусов кривизны боковых поверхностей и переход от окружной силы на делительном цилиндре на нормальную на начальном цилиндре)
ZН=(1/ cos at)×(2× cosb b / sin aw)1/2; (2.107)
Ze – коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий
Ze=(1/ e a)1/2; (2.108)
Zb –коэффициент, учитывающий наклон зуба.
Допускаемое контактное напряжение sНР (МПа) не вызывающее опасной контактной усталости материала при минимальном запасе прочности SHmin,
sНР =sНlim×ZL×ZR×Zv×Zw×ZX/SHmin, (2.109)
где sНlim – предел контактной выносливости поверхностей зубьев, соответствующий эквивалентному числу циклов напряжений, МПа; ZL – коэффициент, учитывающий влияние вязкости смазочного материала; ZR – коэффициент, учитывающий влияние шероховатости сопряженных поверхностей зубьев; Zv– коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости; Zw – коэффициент, учитывающий влияние перепада твердо-
стей материалов сопряженных поверхностей зубьев; ZX – коэффициент,
учитывающий размер зубчатого колеса.
Предел контактной выносливости sНlim (МПа) равен
sНlim=sНlimb×ZN, (2.110)
где sНlimb – предел контактной выносливости, соответствующий базовому числу циклов напряжений, МПа; ZN – коэффициент долговечности. Коэффициент долговечности ZN
ZN=(N Hlim/ N К)1/q, (2.111)
где N Hlim – базовое число циклов перемены напряжений, соответству-ющее пределу выносливости при контактных напряжениях; N К–сум-марное число циклов напряжений за весь срок службы (при использовании метода эквивалентных циклов вместо N К подставляют N НЕ); q – показатель степени кривой выносливости при контактных напряжениях.
Допускаемое предельное контактное напряжение (sНРmax), не вызывающее остаточной деформации или хрупкого разрушения поверхностного слоя
sНPmax =sНSt/ S НStmin, (2.112)
где sНSt – предельное контактное напряжение при действии максимальной(пиковой) нагрузки; SНStmin – минимальный коэффициент запаса прочности по максимальным контактным нагрузкам.
Нагрузочная способность поверхности зубьев обеспечивается при выполнении любого из критериев:
- критерия напряжений
sН£sНP, (2.113)
sНmax£sНРmax; (2.114)
- критерия безопасности
SН³SНmin, (2.115)
SНSt³SНStmin; (2.116)
- критерияресурса
NL³NK, (2.117)
sНmax£sНРmax; (2.118)
- критериявероятностибезотказнойработы
Р Н(NL ³ NK)³ Р Нmin, (2.119)
Р НSt(sНSt³sНmax)³ Р НStmin. (2.120)
В этих формулах SН – расчетныйкоэффициентзапасапрочности для предотвращения опасной контактной усталости; SНSt – расчетный коэффициент запаса прочности для предотвращения опасных разрушений поверхностного слоя при максимальной нагрузке; sНmax – максимальное контактное напряжение за весь срок службы; NL – число циклов напряжений в соответствии с расчетным сроком службы; NK – число циклов напряжений в соответствии с заданным сроком службы; Р Н – вероятность безотказной работы в течении заданного срока службы; Р Нmin – минимальное регламентированное значение Р Н; Р НSt – вероятность безотказной работы при расчете по максимальным контактным нагрузкам;
Р НStmin – минимальное регламентированное значение Р НSt.
Напряжение изгиба sF (МПа) в опасном сечении на переходной поверхности контактирующих элементов в зависимости от окружной си-
лы F t(Н) на делительном диаметре (в торцовом сечении), ширины bw(мм)
венца зубчатого колеса и нормального модуля m n устанавливаютпо
следующей формуле
sF = F t× K F×YFS×Yb×Ye/(bw× m n), (2.121)
где YFS – коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений (зависит от количества зубьев на колесе и величины смещения инструмента при нарезании зуба); Yb – коэффициент, учитывающий влияние угла наклона зуба; Ye – коэффициент, учитывающий влияния перекрытия зубьев; K F – коэффициент нагрузки.
Коэффициент нагрузки
K F = К А× К Fv× К Fb× К Fa, (2.122)
где К А – коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку; К Fv – коэффициент, учитывающий внутреннюю динамическую нагрузку; К Fb – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий; К Fa – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями.
Допускаемое напряжение изгиба sFР (МПа) на переходной поверхности, не вызывающее усталостного разрушения материала при минимальном коэффициенте запаса прочности SFmin
sFР =sFlimb×YN×YR×YX×Yd/SFmin, (2.123)
где sFlimb– пределвыносливостизубьев при изгибе, МПа;YN – коэффициент долговечности; YR – коэффициент, учитывающий влияние шероховатости переходной поверхности; YX – коэффициент, учитывающий размер колеса; Yd –коэффициент, учитывающий чувствительность материала к концентрации напряжений и градиенту напряжений (опорный коэффициент).
Пределвыносливостизубьев при изгибеsFlimb
sFlimb=s0Flimb× К, (2.124)
где s0Flimb – предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов напряжений, МПа; К – коэффициент, учитывающий технологию изготовления, способ получения заготовки, влияние шлифования, деформационного упрочнения и реверсивность (при одностороннем приложении нагрузки К»1).
Коэффициент долговечности YN
YN=(N Flim/ N К)1/q, (2.125)
где N Fhlim – базовое число циклов перемены напряжений, соответствующее пределу выносливости материала при изгибе; N К – суммарное число циклов напряжений за весь срок службы (при использовании метода эквивалентных циклов вместо N К подставляют N FЕ).
Фактические значения контактных напряжений и напряжений изгиба не должны превышать допускаемых величин, что является основанием
для установления геометрических параметров передачи.
Проектный расчет закрытых передач ведут по допускаемым контактным напряжениям с последующей проверкой по напряжениям изгиба.Расчет открытых передач производят по допускаемым напряжениям с последующей проверкой по контактным напряжениям. Допускаемое напряжение изгиба в опасном сечении (sFрmax), не вызывающее остаточной деформации, хрупкого излома или первичных трещин равно
sFpmax=(sFSt/SFstmin)×(YdSt/YdStT), (2.126)
где sFSt – предельное напряжение изгиба при действии максимальной
нагрузке; SFstmin – минимальный коэффициент запаса прочности по максимальным нагрузкам; YdSt – опорный коэффициент при максимальной нагрузке; YdStT– опорный коэффициент испытываемого зубчатого колеса при максимальной нагрузке.
Нагрузочная способность зуба при изгибе обеспечивается при выполнении любого из критериев:
- критерия напряжений
sF£sFP, (2.127)
sFmax£sFрmax; (2.128)
- критерия безопасности
SF³SFmin, (2.129)
SFSt³SFStmin; (2.130)
- критерия ресурса
NL³ NK, (2.131)
sFmax£sFРmax; (2.132)
- критерия вероятности безотказной работы
Р F(NL³NK)³ Р Fmin, (2.133)
Р FSt(sFSt³sFmax)³ Р FStmin. (2.134)
В этих формулах SF–расчетный коэффициент запаса прочности для предотвращения усталостного разрушения материала;SFSt – расчетный коэффициент запаса прочности для предотвращения опасных повреждений при максимальной нагрузке;sFmax – максимальное местное напряжение от изгиба в опасном сечении за весь срок службы; NL – число циклов напряжений в соответствии с расчетным сроком службы; NK – число циклов напряжений в соответствии с заданным сроком службы; Р F– вероятность отсутствия повреждений в течении заданного срока службы; F Нmin – минимальное регламентированное значение Р F; Р FSt – вероятность отсутствия хрупкого излома или остаточной деформации при максимальной нагрузке; Р FStmin –минимальное регламентированное значение Р FSt.