Нагрузки и напряжения в элементах передач

 

Нагрузка, возникающая в зоне контакта, может вызывать повреждение поверхности и (или) разрушения структуры материала, из которого изготовлен элемент. Ответственной за напряженно - деформированное состояние контактирующих поверхностей является сила Fn вблизи полюсной линии, которая вызывает контактные напряжения и напряжения изгиба.Равнодействующая F n всех удельных сил, действующих по линии контакта в плоскости зацепления, действует по нормали к профилю зуба. Составляющая нормальной силы F n, которая направлена по касательной к начальным поверхностям элементов зацепления, называется окружной силой F t. Окружная сила присутствует во всех видах передач вращения.Составляющая нормальной силы F n, которая направлена к центру вращения колес передачи называется радиальной силой F r. Радиальная сила также присутствует во всех видах передач вращения.Составляющая нормальной силы F n, которая направлена вдоль оси вращения элементов передачи, называется осевой силой F х. Осевая сила присутствует во всех видах передач, кроме прямозубой цилиндрической. Схемы сил в передачах, где элементы, входящие в зацепление, имеют эвольвентный профиль показаны на рисунках 2.25 – 2.28. Схема сил, действующих в цилиндрической передаче показана на рисунке 2.26.

Рисунок 2.25 – Силы в зацеплении цилиндрических колес с эвольвентным профилем зуба

Окружная составляющая F tw (Н) нормальной силы F n (Н) на начальном цилиндре диаметром d w(мм)

F tw=2×103× Т / d w,(2.74)

где Т - вращающий момент, Н×м.

Радиальная составляющая F r(Н) нормальной силы F n(Н)

F r= F tw× tg atw,                                          (2.75)

где atw угол зацепления передачи в торцовом сечении.

Осевая составляющая F х (Н)нормальной силы F n(Н)

F х = F tw× tgb w,                                              (2.76)

где b w – угол наклона линии зуба на начальном цилиндре.

Нормальная сила F n(Н) 

F n =2× Т /(d × cos at× cosb b) = F tw/(cos atw× cosb b),              (2.77)

где b b – угол наклона линии зуба на основном цилиндре.

Схема сил, действующих в конической передаче с прямым зубом показана на рисунке 2.26.

Рисунок 2.26–Силы в зацеплении конических колес с эвольвентным

профилем зуба

 

Окружная составляющая Ftm (Н) нормальной силы F n (Н) на среднем диаметре dm (мм) равна

Ftm= 2×103 ×Тm / d w m. (2.78)

Радиальная составляющая на среднем диаметре Frm (Н) нормальной силы F n(Н) равна

Frm = Ftm ×(tg aw× cos d), (2.79) 

где d - угол конусности.

Осевая составляющая на среднем диаметре F х m (Н)нормальной

силы F n(Н)

F х m = Ftm × tg aw× sin d.     (2.80)

Нормальная сила F n m (Н) на среднем диаметре

Fnm =2× Тmcos aw.                       (2.81)

Схема сил, действующих в червячной передаче с цидиндрическим червяком показана на рисунке 2.27.

Рисунок 2.27 – Силы в зацеплении червячной передачи

 

Окружная составляющая F t2 (Н) нормальной силы F n (Н) на начальном диаметре колеса d w2 (мм) равна осевой составляющей F х1 (Н)нормальной силы F n (Н) на начальномдиаметре червяка d w1

F t2= F х1 =2×103× Т 2/ d w2.                                     (2.82)

Окружная составляющая F t1 (Н) нормальной силы F n (Н) на начальном диаметре червяка d w1 (мм) равна осевой составляющей F х2 (Н)нормальной силы F n (Н) на начальномдиаметре колеса d w2

F t1= F х2 = F t2× tg (g±j¢),           (2.83)

где g - угол подъема линии витков червяка; j¢ - угол трения.

Угол трения j¢вычисляют на основании зависимости

tgj¢= f / cos an¢= f ¢,          (2.84)

где an¢ - угол в нормальном сечении (tgan¢= tgaх×соsg); f и f ¢ - коэффициенты трения.

Нормальная сила в зацеплении F n (Н) 

F n = F t2 cos j¢/ cos an¢× cos (g±j¢).    (2.85)

Радиальная составляющая Fr 1 (Н) нормальной силы F n (Н) на начальном диаметре червяка d w1 (мм) равна радиальной составляющей Fr 2 (Н)нормальной силы F n (Н) на начальномдиаметре колеса d w2.

Fr 1= Fr 2= F n× sin a n¢ = F t2× tg a n¢ / соs g.                      (2.86)

Для установления величины усилий в зацеплении планетарных передач всех типов рассматривают равновесие каждого звена под действием внешних нагрузок

Рисунок 2.28 – Силы в планетарной зубчатой передаче:

a) – распределение усилий между колесами; б) – силы в зацеплении

(F (1)gа, F (2)gа, F (3)gа–силы, действующие между сателлитом и центральным колесом а; F gb – сила, действующая между сателлитом и центральным колесом b; Т а, Т h – моменты вращающие на центральном колесе и водиле соответственно; w a, w h – угловые скорости на центральном колесе и водиле соответственно; F hg – сила, действующая между водилом и сателлитом)

 

Силы в зацеплении сателлита с центральным колесом рассчитывают с учетом коэффициента неравномерности нагрузки К Н по наиболее нагруженному сателлиту. В расчетах опор сателлитов необходимо учитывать центробежную силу. Радиальные составляющие сил, действующих в передаче, которая имеет несколько сателлитов, не учитывают, т.к. они уравновешивают друг друга.

В трехсателлитной передаче (рисунок 2.28) вращающий момент Т а на центральном колесе а уравновешивается силами F (1)gа, F (2)gа, F (3)gа

Т а= rba ×(F (1)gа+ F (2)gа+ F (3)gа,                     (2.87)

где r ba – радиус основной окружности центрального колеса.

В идеальной передаче силы равны и нормальная сила от сателлита F gа

F gа = Т а/(rba ×nw).          (2.88)

 Вслучае передачи с числом сателлитов nw>3 неравномерность рас-пределения нагрузки исключить не удается и это учитывается умножением

силы F gа на коэффициент неравномерного распределения нагрузки К Н. Участие сателлита одновременно в двух зацеплениях приводит к тому, что одновенцовый сателлит не передает вращающий момент и находится в равновесии под действием сил F аg, F bg и F hg со стороны колес a,b и водила h соответственно.

Учитывая, что углы зацепления aw одинаковы, из уравнения равновесия получаем

F hg =2× F аg× К Н× cos aw.(2.89)

Сила F hg необходима при расчете подшипника сателлита и оси водила. Нормальную силу Fn, приходящуюся на единицу длины контактной линии l, называют удельной нагрузкой

 w m = F n/ l.                     (2.90)

Рабочая нагрузка равна произведению удельной нагрузки на корректирующие коэффициенты (коэффициенты режиманагружения, неравномерности распределения нагрузки, динамического влияния и т.п.), которые устанавливаются в каждом конкретном случае с учетом принятых критериев работоспособности. В расчетах оценивают нагрузку, которая вызывает наибольшее опасное напряжение для данного вида повреждения.

Расчет нагрузок, изменяющихся во времени, может быть произведен по одному из нижеприведенных методов (ГОСТ 21354 – 87).

Метод эквивалентных циклов ориентирован на приведениепеременнойнагрузки к величинам, вызывающимнаибольшееповреждениеэлементовпередачи:

 - при расчете на контактную выносливость за исходнуюнагрузку Т принимаютнаибольшую из подводимых к передаче, для которой число циклов перемены напряжений не менее 0,03× N Нlim1; соответствующее этой нагрузке эквивалентное число циклов напряжений N НЕ1

N НЕ1 =mН× N Нlim1 ,                                           (2.91)

где N Нlim1 – базовое число циклов нагружений;mН – коэффициент, учитывающий характер циклограммы.

Для ступенчатой циклограммы mН равен

mН =å(Т 1i / Т )3(N ci/ N Нlim1).                      (2.92)

При плавном характере циклограммы величинаmН

mН =  .                    (2.93)

- при расчете на выносливость при изгибе за исходную расчетную нагрузку Т 1F (или Т 2F) принимают наибольшую длительно действующую с числом циклов перемены напряжений более 5×104; соответствующее

этой нагрузке эквивалентное число циклов напряжений N

N FЕ =mF× N Flim,                                             (2.94)

 где mF – коэффициент, учитывающий характер циклограммы       

mF=å(Т 1i / Т 1F)qF×(N ci/ N Нlim1),                      (2.95)                                                       

где qF –показатель степени кривой выносливости при циклическом изгибе.

Метод эквивалентных моментов предусматривает, что эквивалентный момент учитывает значение и длительность всех уровней нагрузки:

- при расчете на контактную выносливость за исходную расчетную нагрузку Т (или Т) принимают эквивалентный момент                                                      

Т НЕ = Т max[å(T i/ T max)3×(N ci / N K)]1/3.                    (2.96)

- при расчете на выносливость при изгибе за исходную расчетную нагрузку Т1F (или Т 2F) принимают эквивалентный момент 

Т = Т max[å(T i/ T max)3×(N ci / N K)]1/ q F,           (2.97)

  Метод эквивалентных напряжений основан на определении расчетного напряжения для каждой ступени циклограммы:

- при расчете на контактную выносливость эквивалентное напряжениеsНЕ определяют по формуле                                        

s НЕ= К НЕ× s Н1,                                           (2.98)

где s Н1 –расчетное напряжение соответствующее первой ступени циклограммы; К НЕ - коэффициент эквивалентности, который равен:   

К НЕ =[å(s Н i / s Н1)6×(N c i / N Нå)]1/6 при s Н i > s Нlim;           (2.99)

К НЕ =[å(s Н i / s Н1)20×(N c i / N Нå)]1/20 при s Н i £ s Нlim,        (2.100)

 где N Нå – суммарное число циклов всех ступеней циклограммы; s Нi – расчетное напряжение, соответствующее i -й ступени циклограммы (s Нi³0,75× s Нlim); N c i – соответствующее этой ступени число циклов перемены напряжений (N c i ³0,03 × N Нlim);

-при расчете на выносливость при изгибе эквивалентное напряжение s определяют по формуле                                        

s = К × s F1,                                             (2.101)                                                             

где s F1– расчетное напряжение соответствующее первой ступени цик-

лограммы; К - коэффициент эквивалентности

К =[å(s F i / s F1) q F×(N c i / N Få)]1/ q F,                (2.102)

 где N Få - суммарное число циклов всех ступеней циклограммы, принятых в расчете на изгибную выносливость; sF i - расчетное напряжение, соответствующее i -й ступени циклограммы; N c i - соответствующееэтойступени число цикловперемены напряжений; q F – показатель кривой выносливости.

Контактное напряжение sН (МПа) в полюсе зацепления равно

sН =sН0×(К Н)1/2,            (2.103)

где sН0–контактное напряжение без учета дополнительных нагрузок,МПа; К Н – коэффициент неравномерности распределения нагрузки.

Коэффициент нагрузки К Н

К Н = К А× К Нv× К Нb× К Нa,                       (2.104)

где К А – коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку;

К Нv – коэффициент, учитывающий внутреннюю динамическую нагрузку;

К Нb – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий; К Нa – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями.

Величину контактного напряжения sН0 (МПа) в зависимости от: ок-ружного усилия F t(Н) на делительном цилиндре в торцовом сечении,делительного диаметра d 1(мм) ведущего элемента, рабочей ширины bw(мм) венца контактирующих элементов и передаточного числа устанавливают по следующей зависимости

sН0=ZE×ZH×Ze×Zb×[ F t×(u +1)/(bw× d 1× u)]1/2,                  (2.105)

где ZE– коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес

ZЕ={Eпр/[p×(1– m2)]}1/2;                              (2.106)

ZH –коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления (влияние радиусов кривизны боковых поверхностей и переход от окружной силы на делительном цилиндре на нормальную на начальном цилиндре)

ZН=(1/ cos at)×(2× cosb b / sin aw)1/2;                           (2.107)

 Ze – коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий

Ze=(1/ e a)1/2;                                             (2.108)

Zb –коэффициент, учитывающий наклон зуба.

Допускаемое контактное напряжение sНР (МПа) не вызывающее опасной контактной усталости материала при минимальном запасе прочности SHmin

sНР =sНlim×ZL×ZR×Zv×Zw×ZX/SHmin,                     (2.109)

где sНlim – предел контактной выносливости поверхностей зубьев, соответствующий эквивалентному числу циклов напряжений, МПа; ZL – коэффициент, учитывающий влияние вязкости смазочного материала; ZR – коэффициент, учитывающий влияние шероховатости сопряженных поверхностей зубьев; Zv– коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости; Zw – коэффициент, учитывающий влияние перепада твердо-

стей материалов сопряженных поверхностей зубьев; ZX – коэффициент,

учитывающий размер зубчатого колеса.

Предел контактной выносливости sНlim (МПа) равен

sНlim=sНlimb×ZN,                                         (2.110)

где sНlimb – предел контактной выносливости, соответствующий базовому числу циклов напряжений, МПа; ZN – коэффициент долговечности. Коэффициент долговечности ZN

ZN=(N Hlim/ N К)1/q,    (2.111)

где N Hlim – базовое число циклов перемены напряжений, соответству-ющее пределу выносливости при контактных напряжениях; N К–сум-марное число циклов напряжений за весь срок службы (при использовании метода эквивалентных циклов вместо N К подставляют N НЕ); q – показатель степени кривой выносливости при контактных напряжениях.

Допускаемое предельное контактное напряжение (sНРmax), не вызывающее остаточной деформации или хрупкого разрушения поверхностного слоя

sНPmax =sНSt/ S НStmin,                          (2.112)

где sНSt – предельное контактное напряжение при действии максимальной(пиковой) нагрузки; SНStmin – минимальный коэффициент запаса прочности по максимальным контактным нагрузкам.

Нагрузочная способность поверхности зубьев обеспечивается при выполнении любого из критериев:

 - критерия напряжений

sН£sНP, (2.113)                                                        

sНmax£sНРmax;                    (2.114)

- критерия безопасности

SН³SНmin, (2.115)

SНSt³SНStmin;         (2.116)

- критерияресурса

NL³NK,                                                   (2.117)

sНmax£sНРmax;                                       (2.118)

- критериявероятностибезотказнойработы

Р Н(NL ³ NKР Нmin,                              (2.119)

Р НSt(sНSt³sНmaxР НStmin.                  (2.120)

В этих формулах SН – расчетныйкоэффициентзапасапрочности для предотвращения опасной контактной усталости; SНSt – расчетный коэффициент запаса прочности для предотвращения опасных разрушений поверхностного слоя при максимальной нагрузке; sНmax – максимальное контактное напряжение за весь срок службы; NL – число циклов напряжений в соответствии с расчетным сроком службы; NK – число циклов напряжений в соответствии с заданным сроком службы; Р Н – вероятность безотказной работы в течении заданного срока службы; Р Нmin – минимальное регламентированное значение Р Н; Р НSt – вероятность безотказной работы при расчете по максимальным контактным нагрузкам;

Р НStmin – минимальное регламентированное значение Р НSt.

Напряжение изгиба sF (МПа) в опасном сечении на переходной поверхности контактирующих элементов в зависимости от окружной си-

лы F t(Н) на делительном диаметре (в торцовом сечении), ширины bw(мм)

венца зубчатого колеса и нормального модуля m n устанавливаютпо

следующей формуле

sF = F t× K F×YFS×Yb×Ye/(bw× m n),                           (2.121)

где YFS – коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений (зависит от количества зубьев на колесе и величины смещения инструмента при нарезании зуба); Yb – коэффициент, учитывающий влияние угла наклона зуба; Ye – коэффициент, учитывающий влияния перекрытия зубьев; K F – коэффициент нагрузки.

Коэффициент нагрузки

K F = К А× К Fv× К Fb× К Fa,      (2.122)

где К А – коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку; К Fv – коэффициент, учитывающий внутреннюю динамическую нагрузку; К Fb – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий; К Fa – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями.

Допускаемое напряжение изгиба s(МПа) на переходной поверхности, не вызывающее усталостного разрушения материала при минимальном коэффициенте запаса прочности SFmin

s =sFlimb×YN×YR×YX×Yd/SFmin,                             (2.123)

где sFlimb– пределвыносливостизубьев при изгибе, МПа;YN – коэффициент долговечности; YR – коэффициент, учитывающий влияние шероховатости переходной поверхности; YX – коэффициент, учитывающий размер колеса; Yd –коэффициент, учитывающий чувствительность материала к концентрации напряжений и градиенту напряжений (опорный коэффициент).

Пределвыносливостизубьев при изгибеsFlimb

sFlimb=s0Flimb× К,                                  (2.124)

где s0Flimb – предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому  числу циклов напряжений, МПа; К – коэффициент, учитывающий технологию изготовления, способ получения заготовки, влияние шлифования, деформационного упрочнения и реверсивность (при одностороннем приложении нагрузки К»1).

Коэффициент долговечности YN

YN=(N Flim/ N К)1/q,                                     (2.125)

где N Fhlim – базовое число циклов перемены напряжений, соответствующее пределу выносливости материала при изгибе; N К – суммарное число циклов напряжений за весь срок службы (при использовании метода эквивалентных циклов вместо N К подставляют N ).

Фактические значения контактных напряжений и напряжений изгиба не должны превышать допускаемых величин, что является основанием

для установления геометрических параметров передачи.

Проектный расчет закрытых передач ведут по допускаемым контактным напряжениям с последующей проверкой по напряжениям изгиба.Расчет открытых передач производят по допускаемым напряжениям с последующей проверкой по контактным напряжениям. Допускаемое напряжение изгиба в опасном сечении (smax), не вызывающее остаточной деформации, хрупкого излома или первичных трещин равно

sFpmax=(sFSt/SFstmin)×(YdSt/YdStT), (2.126)

где sFSt – предельное напряжение изгиба при действии максимальной

нагрузке; SFstmin – минимальный коэффициент запаса прочности по максимальным нагрузкам; YdSt – опорный коэффициент при максимальной нагрузке; YdStT– опорный коэффициент испытываемого зубчатого колеса при максимальной нагрузке.

Нагрузочная способность зуба при изгибе обеспечивается при выполнении любого из критериев:

- критерия напряжений

sF£sFP,                               (2.127)

sFmax£smax;                 (2.128)

- критерия безопасности

SF³SFmin,                                            (2.129)

SFSt³SFStmin;                                  (2.130)

- критерия ресурса

NL³ NK,                                                  (2.131)

sFmax£smax;                                 (2.132)

- критерия вероятности безотказной работы

Р F(NL³NKР Fmin,  (2.133)                                      

Р FSt(sFSt³sFmaxР FStmin.   (2.134)

В этих формулах SF–расчетный коэффициент запаса прочности для предотвращения усталостного разрушения материала;SFSt – расчетный коэффициент запаса прочности для предотвращения опасных повреждений при максимальной нагрузке;sFmax – максимальное местное напряжение от изгиба в опасном сечении за весь срок службы; NL – число циклов напряжений в соответствии с расчетным сроком службы; NK – число циклов напряжений в соответствии с заданным сроком службы; Р F– вероятность отсутствия повреждений в течении заданного срока службы; F Нmin – минимальное регламентированное значение Р F; Р FSt – вероятность отсутствия хрупкого излома или остаточной деформации при максимальной нагрузке; Р FStmin –минимальное регламентированное значение Р FSt.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: