Структура содержания образования по предмету «Физическая культура»

Структура содержания образования по физической культуре отражена в ГОСе и примерной учебной программе.

Авторские и рабочие учебные программы по дисциплине разрабатываются и обосновываются учителями физической культуры, а затем обсуждаются на заседаниях педагогического совета школ, методических объединений учителей физической культуры или научно-методических советов государственных органов исполнительной власти в сфере образования субъектов Федерации (pecпублик, краев, губерний, областей).

В этой работе важно иметь конкретные ориентиры, с опорой на которые может быть выполнена сложная и трудоемкая работа, требующая проявления творчества, например, составления упомянутых документов.

В первую очередь должны быть разработаны конкретные принципы формирования содержания образования: принципы централизации (подчинения всех программ основным ведущим задачам, обусловленным социальным заказом), унификации учебного материала (придания программам определенного единообразия независимо от типа учебного заведения с учетом возрастных особенностей, сроков обучения, получаемой профессии), оптимизации (развивающего обучения), а также учет зоны ближайшего социального и биологического окружения школьников.

Многие считают целесообразной разработку двух- трехступенчатых учебных программ с базовым общероссийским, региональным и местным компонентами. Содержание программы по физической культуре представляется как система знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений, двигательных и морально-волевых качеств, норм и требований, а также видов деятельности по использованию физической культуры и спорта в процессе самостоятельных занятий. Единицы структуры содержания образования именуются блоками.

Понятие блок обогатило теорию образования сравнительно недавно в связи с проникновением информатики в управление познавательными процессами. В отечественных словарях приведено пять значений этого слова. В данном случае блок - структурная единица теоретической модели содержания образования, характеризующая системно упорядоченную совокупность близких по их функциональному назначению элементов.

Блок системы знаний состоит из теоретических положений о физической культуре как элементе общей культуры личности:

– значение физической культуры для нормального роста и развития организма;

– виды деятельности, характеризующие физическую культуру школьника;

– место этих видов в двигательном режиме учащегося в учебном году, на каникулах, в выходные и праздничные дни, на местах отдыха детей;

– знания об использовании физических упражнений в оздоровительно-реабилитационном, морфофункциональном развитии и закаливании организма, профилактике отрицательного воздействия учебной деятельности, малоподвижного образа жизни на формирование и развитие детей, подростков, молодежи;

– использование физической культуры в рекреации (организации здорового досуга), повышении физической и умственной работоспособности, воспитании морально-волевых качеств, обеспечении социальной самозащиты, самоутверждения и в других аспектах.

В содержании общего среднего физкультурного образования может быть материал для закрепления знаний:

– строение организма человека и его функции;

– гигиена личная, общественная и связанная с занятиями физкультурой и спортом;

– режим дня, двигательный режим;

– забота о своей осанке;

– закаливание;

– физические упражнения как средство развития и занятия спортом, индивидуально и в группах.

Важную роль здесь играют:

– знания о самостоятельных занятиях физической культурой (типа самотренировок), самоконтроле, врачебном контроле, оказании первой медицинской помощи при травмах, страховке, помощи и самостраховке;

– теоретические сведения об основных, наиболее популярных среди школьников видах физических упражнений (легкоатлетических, гимнастических, игровых, плавательных, зимних, шахматах и др.).

Блок двигательных навыков и умений, как компонент содержания образования по предмету «Физическая культура», представляет собой совокупность двигательных действий, ориентированных на обогащение двигательной подготовленности учащихся, на базе которой формируется их физкультурная деятельность.

Это основные движения человека («азбука» движений), двигательные действия и их комбинации, составляющие основу типовой техники и тактики наиболее популярных и доступных для
занятий видов спорта, физической культуры школьника, включая подвижные игры и физкультурно-спортивные забавы детей, подростков, юношей, молодежи.

Блок инструктивных навыков и умений – это совокупность навыков и умений, обусловливающих способы, формы, правила и физкультурную деятельность школьника. Это навыки и умения самоорганизации, самоконтроля, саморегуляции, самостоятельные (индивидуальные, парные, групповые) и коллективные занятия физической культурой и спортом, цели и задачи которых
определяются на несколько лет, учебный год, сезон (лето, осень, зима, весна), месяц, неделю,
отдельное занятие. В блоке определены содержание, продолжительность, структура, объем и
интенсивность физической нагрузки, умение страховать, оказать помощь на занятиях, первую
медицинскую помощь при травмах, судить соревнования.

Блок двигательных и волевых качеств, формируемых и развивающихся в процессе занятий физической культурой и спортом, – совокупность социально значимых качеств личности, связанных с преодолением трудностей, развитием выдержки, выносливости, мужества, решительности, воли и самообладания в сочетании с морально-нравственными качествами, принятыми в обществе. В этот блок входят двигательные действия в виде общеразвивающих и подготовительных
физических упражнений, способствующих развитию быстроты, выносливости, силы, ловкости, гибкости, а также социально значимых моральных и волевых качеств личности.

Блок норм и требований. Вначале объясняются термины «норма», «норматив» и «требования». В сфере физического воспитания норма – это конкретные и объективизированные показатели физической подготовленности. Норматив – это показатель, характеризующий относительную величину (степень) использования орудий и предметов труда, “живого” труда, денежных средств и др., их расходов на единицу площади, веса, объема.

Требования – комплекс научно обоснованных или установившихся показателей. В требованиях предписываются этапы усвоения двигательных действий, овладения инструктивными навыками и умениями, уровни сформированности форм организации видов физкультурной деятельности школьников. Формулировки требований должны содержать выражения: «уметь», «выполнить», «знать», «иметь», «достичь» и т.д. Уровень физической подготовленности входит в этот блок как подструктура физического образования. Понятия «физическое образование» и «физкультурное образование», «уровень физической подготовленности» рассматриваются как компоненты общей физкультурной образованности. Отсюда физическая подготовленность – одна из составляющих содержания образования учебного предмета, обеспечивающего общее среднее физкультурное образование. В качестве наиболее информативных, доступных естественных двигательных действий приняты бег на быстроту и выносливость, прыжок в длину с места, челночный бег
3 х 10 м, подтягивание на перекладине (мальчики), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девочки), по которым разработаны нормативы.

Таким образом, блок норм - комплекс научно обоснованных и директивно установленных
величин, выступающих в качестве контрольных упражнений. Блок норм выражается в метрических единицах времени, расстояния (пространства), количествах повторных движений, продолжительности вида деятельности.

Блок двигательных качеств – это совокупность средств, ориентированных на обеспечение преимущественного развития физических качеств (двигательных способностей). Однако в целях придания компонентам содержания образования, реализуемым целостно и комплексно, большей значимости и для лучшего осознания их учителями считаем возможным теоретически представить их дифференцированно.

Описанные блоки условно могут быть сведены в пять блоков: системы знаний; двигательных и инструктивных навыков и умений; двигательных и волевых качеств; норм и требований и видов физкультурной деятельности.

Блок видов деятельности (его состав зависит от условий данной школы):

– утренняя гимнастика в семье (школах-интернатах, детских домах, лагерях труда и отдыха);

– физкультурные минутки и паузы во время самоподготовки дома и в школе;

– самостоятельные занятия общеподготовительного или спортивно-подготовительного характера;

– внеклассные формы организации занятий физической культурой и спортом в школе и во внешкольных организациях;

– физкультурно-массовые и спортивные мероприятия по месту жительства или во внешкольных организациях и др.

Содержание общего среднего физкультурного образования школьников, формы и методы его реализации учитывают специфику среды учебно-воспитательного учреждения физического воспитания населения конкретных регионов такого многонационального государства, как Россия, территория которой занимает огромную площадь с разнообразными рельефом и климатическими
зонами. Как уже отмечалось, данное положение рассматривается в качестве одного из принципов, на основе которого разрабатывается содержание образования по физической культуре, особенно в сельской общеобразовательной школе.

Сельская общеобразовательная школа характеризуется наличием ряда особенностей, обусловливающих специфику учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура». Во многих публикациях эта специфика сведена лишь к скудности учебно-материальной базы сельских школ. Реальное же своеобразие физического воспитания в учреждениях данной категории характеризуется социальными и биологическими факторами. Это и многовековой опыт сельского населения в подготовке здорового, всесторонне физически и психически подготовленного к трудовой (в сельском хозяйстве), бытовой и оборонной деятельности подрастающего поколения, его хозяйственной и бытовой деятельности, и реакция организма сельчан на взаимодействие со средой их обитания, и физкультурные и спортивные интересы и др.

Эффективность такого подхода была подтверждена в экспериментальной работе на базе сельских школ, в ходе которой содержание обучения по предмету «Физическая культура» переработано с учетом их климатогеографических, культурно-исторических, национально-бытовых условий функционирования. В этих условиях содержание образования дополняется традиционными
народными средствами физического воспитания, предварительно переработанными в соответствии с задачами образования и воспитания школьников: российскими и зарубежными, особенно из ближнего зарубежья.

Учеными предприняты попытки теоретически обосновать место и значение национального и интернационального в физическом воспитании учащихся образовательных учреждений на селе. Определено их целесообразное соотношение в содержании обучения по трем ступеням общеобразовательных школ. Рациональными пропорциями установлены 1:1, 1:2, 1:3 соответственно в
начальной, основной и средней школах. Эти рекомендации окажут определенную научно-теоретическую помощь учителям физической культуры при разработке рабочих учебных программ, адаптации типовых программ к условиям конкретных школ, составлении местного компонента содержания обучения по предмету, или авторских программ, основанных на ГОСе по этой дисциплине.

К примеру, экспериментальное содержание образования по физической культуре для начальных классов сельских школ Республики Дагестан включало основы знаний, народные игры дагестанцев, представленные подвижными играми, зимними видами физических упражнений, традиционно бытующих среди детей республики, элементы единоборства и стрельбы из лука.

В разделе «Основы знаний» содержалась элементарная, но конкретная информация о физической культуре как части общей культуры школьника, о традиции горцев по использованию средств физического воспитания в целях развития организма, его закаливания, развития двигательных и волевых качеств; о двигательном режиме, о воспитании красивой осанки, правильном дыхании во время выполнения физических упражнений, об уходе за телом и одежде при занятиях физическими упражнениями, о названиях физических упражнений, об инвентаре, снарядах, терминах, необходимых для постепенного перехода к самостоятельным занятиям физической культурой.

В разделе «Навыки и умения» были представлены разновидности традиционных (гимнастика, легкая атлетика) и нетрадиционных (элементы единоборства, подвижные игры, стрельба из лука, лыжная подготовка) видов физической культуры.

Народные подвижные игры – это игры с элементами бега, прыжков, метаний, лазаний, способствующие развитию быстроты, меткости, координации движений, формирующие моральные и волевые качества школьников.

Лыжная подготовка предусматривала обучение простейшим способам передвижения, спускам со склонов и подъемам на дагестанских «горных лыжах»; ознакомление с изготовлением лыж и уходом за ними.

Элементы единоборства – это игры-упражнения с захватами и способами передвижения, имеющие цель – подготовить учащихся к овладению техникой спортивной борьбы, в последующем формировать у учащихся волевые и развивать двигательные качества. Они могут выполняться детьми в форме игр, состязаний-единоборств.

Элементы стрельбы из лука также представляют собой первоначальные, доступные для учащихся начальных классов игры-упражнения: стойка, держание лука, соединение тетивы со стрелой, техника выпуска стрелы в цель. Эти упражнения направлены на развитие меткости, глазомера, координации движений.

С учетом особенностей, обусловливающих специфику организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре в сельских школах республики, были предложены два ориентировочных варианта учебной программы: один для общеобразовательных школ, расположенных в местах выпадения снега и его залегания, другой – для бесснежных мест, т. е. местностей, где снег не выпадает, а выпав, сразу тает.

Это один из вариантов разработки рабочей программы и регионального компонента содержания образования по предмету «Физическая культура», а также ориентиры по модернизации
содержания образования по данной дисциплине. Объем учебного времени, выделенного на реализацию содержания образования, может быть пересмотрен в плане с учетом возраста учащихся.
В начальной школе, когда закладываются основы общего среднего физкультурного образования учащихся, объем учебного времени нуждается в увеличении еще на 50–100%.

Представляя основные блоки в структуре содержания образования по годам обучения с
соблюдением упомянутых принципов, наиболее приемлемой мы считаем их спиралеобразную форму. В этом случае содержание образования предстает как учебный материал однообразного характера, при переходе из класса в класс усложняются его объем и глубина изучения с учетом особенностей возрастного развития детей школьного возраста. Такая форма традиционна. Она приемлема для модернизации содержания образования по дисциплине на базе современных стандартов.

 

Дополнительное образование по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» является составной частью системы ФВ, объединяющее урочные, внеурочные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями. Основная цель внешкольных форм занятий состоит в создании условий, способствующих реализации не только физических, но и духовных способностей ребенка, самоопределения на основе его интересов и склонностей в области ФК. Это выражается в углублении знаний, расширении арсенала двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта, а также достижении более высокого уровня развития двигательных способностей и нравственных качеств личности. Достижение данной цели возможно при решении задач, направленных на:

- укрепление здоровья, содействие гармоническому ФР;

- расширение и закрепление арсенала двигательных умений и навыков в занятиях «спортом для всех»;

- приобретение необходимых знаний в области ФКиС;

- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, развития физических качеств, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

Отличительной особенностью дополнительного образования по ФВ является абсолютная добровольность при выборе характера и вида деятельности.

Дополнительное образование по ФВ в рамках концепции общего физкультурного образования детей и молодежи осуществляют учреждения дополнительного образования, чьей целью является организация объединений по интересам: кружков, клубов, секций, студий для детей и молодежи. Объединения по интересам могут быть одновозрастными и разновозрастными и создаваться для работы с постоянным и переменным составом учащихся.

В сфере ФВ дополнительное образование учащихся осуществляют:

- Дворцы и Дома детей и молодежи, ЦВР;

- ФСЦДМ, ДЮК;

- ДЮСШ;

- добровольные спортивные общества;

- спортивные базы (стадионы, катки, плавательные бассейны и т.д.);

- детские экскурсионно-туристские станции;

- парки культуры и отдыха;

- городские и загородные лагеря разного типа.

Дворцы и Дома детей и молодежи, ЦВР являются центрами дополнительного образования и осуществляют организацию клубов, секций, студий, мастерских, лабораторий, хоров, ансамблей, театров, кружков, в том числе и в сфере ФК во внеурочное время. Целью работы данных учреждений дополнительного образования ставиться организация досуга детей и молодежи, а также удовлетворение потребностей учащихся в самореализации в той или иной сфере деятельности. Дворцы и дома детей и молодежи проводят туристскую и краеведческую работу, военно-спортивные мероприятия, организуют работу секций по шахматам, шашкам, настольному теннису и др. Детские экскурсионные станции наряду с экскурсиями организуют походы школьников во время летних и зимних каникул.

ФСЦДМ, ДЮК являются учреждением дополнительного образования. Их работа направлена на организацию занятости детей во внеурочное время, укрепление здоровья, всестороннее ФР, формирование у них ЗОЖ. Являясь доступным и профильным учреждением (центры создаются в каждом административном центре и районе), центр предоставляет возможность реализации потребностей в области ФКиС.

В ФСЦДМ организуются кружки по различным видам спорта. Занятия проводятся квалифицированными педагогами и организуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

ДЮСШ, спортивные секции при добровольных спортивных обществах являются учреждениями дополнительного образования и создаются отделами образования и добровольными спортивными обществами. Основная задача этих школ – проведение воспитательной и оздоровительной работы с детьми и молодежью, подготовка юных спортсменов массовых и высших разрядов. Здесь осуществляется подготовка резерва для национальных спортивных команд.

Проблема ДЮСШ и спортивных секций при добровольных спортивных обществах заключается в ранней спортивной специализации, что нередко приводит к одностороннему развитию. Еще в 1938 г. В.В. Гориневский[198] писал: «Всякая ранняя специализация может создать непреодолимые затруднения для дальнейшего правильного развития человека и при попытках достигнуть общего гармонического развития человека она может послужить тормозом. Воспитывая отдельные способности ребенка, мы можем достигнуть более заметных, более блестящих результатов в каком-нибудь направлении, но упустим время для гармонического развития. Это ложный путь в воспитании ребенка, создающий односторонних людей. Специализация в каких-нибудь движениях, да и во всякой работе пригодна для организмов окрепших и уже более или менее гармонично развитых». Исходя из вышесказанного необходимо:

- начальный этап приобщения к спорту начинать по принципу общеразвивающей тренировки, сначала широкая ОФП, затем многоборная тренировка, а уже только затем узкая спортивная специализация;

- на начальном этапе занятий вводить образовательную составляющую;

- соблюдать принцип постепенности наращивания нагрузок и отказаться от достижения максимальных результатов путем форсирования подготовки;

- для различных этапов спортивной специализации в детско-юношеском спорте применять оптимальное соотношение средств ОФП и СФП;

- на начальных этапах спортивной тренировки отказаться от использования интервальных методов и предельных отягощений;

- осуществлять постоянный врачебно-педагогический контроль.

На спортивных базах (стадионах, катках, плавательных бассейнах)организуют работу по оказанию услуг населению в сфере ФК (в том числе и на платной основе) путем организации физкультурно-оздоровительных занятий.

Детские экскурсионно-туристские станции организуют экскурсии и походы школьников во время летних и зимних каникул. Походам предшествует заблаговременная работа по обучению соответствующим умениям, необходимым в походе (умению ставить палатки, разжигать костер, укладывать рюкзак), осуществляется обучение правилам обеспечения безопасной жизнедеятельности: изучение правил питьевого режима, оказание первой помощи, санитарно-гигиенические правила в условиях пребывания на природе. Проводится также работа, направленная на формирование двигательных умений и навыков: умение передвигаться по пересеченной местности, преодолевать препятствия, ориентироваться в пространстве, преодолевать утомление, осуществлять подъем и перемещение тяжестей и т.д.

В парках культуры и отдыха организуют работу спортивных секций для школьников (например, по шахматам и шашкам), проводят различные массовые мероприятия, игры детей на спортивных площадках, а также конкурсы на призы известных спортсменов, занимаются пропагандой ЗОЖ.

Сегодня в рамках организации дополнительного образования по ФВ детей и молодежи существуют разнообразные формы физкультурно-спортивной активности и их престижности. В связи с этим перед молодыми людьми зачастую встает проблема выбора предмета спортивной специализации. Раньше существовала централизованная система отбора. Талантливых детей, участвовавших в районных или городских соревнованиях, отслеживали тренеры по видам спорта и приглашали в спортивные секции для дальнейших занятий. Сейчас данная практика частично утеряна и подростки вынуждены сами определяться с выбором характера физкультурно-спортивной активности. Ситуация осложняется и тем, что переход к рыночной экономике затронул и сферу детско-юношеского спорта, переведя большинство секций на платную основу, что существенно снизило возможности занятий подростков избранным видом физкультурно-спортивной активности.

Городские и загородные лагеря разного типа носят оздоровительную, образовательную, военно-патриотическую и спортивно-тренировочную направленность. В загородных лагерях проживание, отдых, оздоровление и обучение проводится вне дома, в специально созданных заведениях, расположенных за пределами города.

Городские лагеря создаются в городах и населенных пунктах государственными учреждениями образования и учреждениями дополнительного образования.

ФВ в оздоровительном лагере имеет специфические особенности, обусловленные сравнительно коротким периодом пребывания в лагере, разнообразием контингента детей по возрасту, состоянию здоровья, уровню ФР и физической подготовленности.

Работа по ФВ в оздоровительном лагере способствует формированию у детей моральных и волевых качеств, воспитанию любви к Отечеству, чувства патриотизма.

Мероприятия по ФВ являются неотъемлемой частью режима лагеря и организуются:

- в соответствии с возрастом детей (7–8, 9–10, 11–12, 13–14, 15 лет);

- в соответствии с состоянием здоровья (основная, подготовительная и специальная медицинские группы), ФР и уровня физической подготовленности;

- в соответствии с запросами, интересами и потребностями детей;

- в соответствии с материально-техническими возможностями и традициями лагеря.

Общее руководство физкультурно-оздоровительной работой в оздоровительном лагере осуществляет начальник лагеря, ему помогают старший вожатый и врач. Работу по ФВ проводят физкультурный руководитель лагеря, инструктор по плаванию, вожатые и воспитатели отрядов.

Физкультурно-оздоровительная работа в лагере согласуется с врачом и предусматривает следующие мероприятия:

- утренняя гигиеническая гимнастика;

- закаливающие процедуры;

- занятия физкультурой в отрядах и звеньях, секциях, обучение плаванию;

- прогулки, экскурсии и походы с играми на местности;

- спортивные соревнования и праздники.

Утренняя гигиеническая гимнастика проводится ежедневно и включает комплексы общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами: мячами, обручами, скакалками, флажками и т.п. Для создания эмоционального фона используется музыкальное сопровождение.

В небольших оздоровительных лагерях, при незначительной разнице в возрасте детей разных отрядов, утренняя гигиеническая гимнастика проводится одновременно со всеми детьми под руководством инструктора физкультуры. В больших оздоровительных лагерях утренняя гигиеническая гимнастика проводится отдельно по отрядам под руководством вожатых, прошедших соответствующий инструктаж, или по группам отрядов, состоящих из детей младшего, среднего и старшего школьного возраста под руководством инструкторов физкультуры.

Закаливающие процедуры организуется в форме принятия воздушных и солнечных ванн, проводимых ежедневно (если позволяют погодные условия) перед обедом в виде обтираний или обливаний, проводимых в комплексе с утренней гигиенической гимнастикой и купанием. Купание детей дифференцируют на: не умеющих плавать (резвятся в воде и овладевают действиями, приучающими их не бояться воды) и умеющих плавать (овладевают плавательным навыком способа «кроль»).

Занятия физкультурой в отрядах и звеньях, секциях, обучение плаванию: занятия ФК проводятся три раза в неделю по 90 мин под руководством отрядных вожатых или физрука лагеря. Содержанием являются разнообразные подвижные и народные игры, занятия по туризму, обучение плаванию (проводит инструктор по плаванию), занятия бегом, прыжками и метаниями.

Секционная работа по ФКиС осуществляется в форме организации секций по различным видам спорта: настольный теннис, городки, стрельба из лука, игровые виды спорта и т.д. Занятия в секциях проводятся в послеобеденное время.

К занятиям в секциях допускаются дети основной, подготовительной и ПМГ без ограничения в состоянии здоровья.

Прогулки, экскурсии и походы с играми на местности. Туристские походы проводятся один-два раза за каждую смену в соответствии с «Инструкцией по организации и проведению туристских походов и экскурсий с учащимися (утверждена приказом Министерства образования Республики Беларусь 03.12.2002 г. № 50).

Туристские походы могут быть однодневными и многодневными.

В однодневном туристском походе могут участвовать дети, прошедшие соответствующую подготовку и медицинский осмотр. Учитывая возраст детей, рекомендуется следующая длительность пешеходных переходов в течение одного дня и максимальный вес снаряжения (Табл. 11):

Таблица 11. Длина переходов и вес снаряжения для детей в соответствии с возрастом

Дети (лет) Длина перехода (км) Вес снаряжения мальчики/девочки (кг)
6–10 до 6 2/2
11–13 до 12 3/3
14–16 до 15 5/4

Для детей 6–10 лет туристские походы проводят в форме прогулки в лес, на луг, в парк, во время которых проводятся увлекательные подвижные игры, эстафеты.

Для детей 11–16 лет разрабатываются специальные маршруты, после преодоления которых проводятся соревнования по проверке туристских навыков. Программа соревнований составляется из следующих заданий (по выбору):

- укладка рюкзака;

- установка палатки;

- заготовка топлива и разжигание костра;

- хранение снаряжения, одежды;

- охрана природы, умение правильно хранить продукты и др.;

- конкурсы на лучшую туристскую песню, газету, зарисовку, определение погоды;

- элементы спортивного ориентирования, движение по азимуту.

Итоги соревнований по туристским навыкам подводятся руководителем похода на общем собрании, а материалы похода оформляются и вывешиваются на спортивном стенде.

Спортивные соревнования и праздники в оздоровительных лагерях планируются и проводятся на каждую смену. Продолжительность мероприятий для детей 6–10 лет варьируется в пределах одного-двух часов, для детей 11–16 лет в пределах двух-трех часов. При разработке тематик физкультурно-оздоровительных мероприятий учитываются возраст учащихся, климатические и погодные условия, традиции лагеря, наличие спортивных сооружений, оборудования и инвентаря. Акцент делается на массовые игровые виды спорта с целью привлечения возможно большего числа участников.

Для детей 6–10 лет рекомендуется проводить спортивно-массовые мероприятия в виде: «Вас вызывает Спортландия!», «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», а также различные конкурсы и викторины.

Для детей 11–16 лет рекомендуется включать в содержание праздников подвижные, народные и спортивные игры, игры на местности, туристские походы, открытые старты (дни рекордов) на лучшего бегуна, прыгуна, метателя и т.д. В рамках физкультурно-спортивных мероприятий рекомендуется проводить соревнования среди отрядов по упрощенным правилам футбола, баскетбола, пионербола с включением юмористической составляющей, с целью создания шоу-игры. Например «Футбол в юбках», «Баскетбол в мешках», «полотенце-бол» и т.д.

В оздоровительных лагерях спортивные соревнования проводяться в виде спартакиад, фестивалей, спортивных игр (комплексные спортивные соревнования) или чемпионатов. По характеру их проведения могут быть: личные, в которых определяются места, занятые отдельными спортсменами; лично-командные, в которых, помимо личного первенства, определяются места, занятые командами спортсменов; и командные, в которых определяются только места, занятые командами спортсменов. Спортивные соревнования проводятся раздельно среди спортсменов и команд спортсменов по полу и возрастным группам. В отдельных случаях могут быть смешанные команды спортсменов по полу и возрасту, если это предусмотрено правилами соревнований, либо положением о соревновании по виду спорта.

В соответствии со спортивными и общепедагогическими требованиями для проведения спортивных соревнований разрабатывается положение, а для физкультурно-оздоровительных мероприятий – сценарий или сценарный план.

Положение о спортивном соревновании должно включать следующие разделы:

- общие положения;

- время и место проведения соревнований;

- участники соревнований;

- программа соревнований;

- условия проведения соревнований и определения победителей;

- награждение победителей соревнований;

- заявки на участие в соревнованиях.

Сценарии или сценарные планыфизкультурно-оздоровительных мероприятий значительно отличаются от положения о спортивном соревновании. В них указываются:

- описание организации начала мероприятия (например, торжественное построение оздоравливающихся в лагере, подъем флага под гимн Республики Беларусь, вступительное слово представителя администрации лагеря, представление членов жюри, выступления знаменитых спортсменов, родителей, приглашенных и т.п.);

- перечень участвующих команд, их капитаны;

- порядок участия команд в конкурсах и прохождения этапов эстафет;

- место и время показательных выступлений лучших спортсменов лагеря, номера художественной самодеятельности и т.п.;

- описание организации закрытия мероприятия, включающее: торжественное построение, заключительное слово председателя жюри, подведение итогов мероприятия, награждение победителей, призеров, и т.п.















ФВ школьника в семье

Наиболее типичными формами ФВ в семье являются:

- утренняя гигиеническая гимнастика (решает преимущественно гигиенические задачи);

- физкультурные минутки и паузы, практикуемые во время выполнения домашних заданий. Проводятся после 30–35 мин работы с учащимися младших классов и 40–45 мин с учащимися средних и старших классов;

- активный отдых и игры в свободное время на свежем воздухе. В среднем от 1,5 до 3 часов ежедневно. Он может включать катание на велосипеде, роликовых коньках, пешие и лыжные прогулки, игры во дворе и т.д.;

- семейные походы, прогулки, активный отдых на природе. Отличительной особенностью данной формы занятий является активное взаимодействие ребенка и родителей, что способствует созданию благоприятного климата в семье;

- индивидуальные занятия физическими упражнениями в домашних условиях. Предполагается наличие оборудованного спортивного уголка, спортивных снарядов или специально отведенного в доме места для занятий физическими упражнениями;

- закаливающие процедуры и самомассаж.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: