Модернизация отечественного высшего физкультурного образования в новых социально-экономических условиях

Образование является одним из основополагающих факторов экономического и социального прогресса, духовного обновления общества. Будущее Отечества в большой мере обусловлено эффективностью работы выпускников вузов педагогического профиля. Педагог - важнейшее действующее звено в процессе обновления общества. Роль педагога физкультурного профиля по мере развития общества, безусловно, будет повышаться. Сфера деятельности выпускников вузов физической культуры предполагает изменения в связи с потребностью общества в расширении и вариативности сферы услуг, оказываемых средствами физкультуры.

Современный этап в развитии общества, характеризующийся динамизмом социальных процессов, обнаружил целый ряд проблем, накопившихся в системе профессионального физкультурного образования. Стабильный социальный заказ на выпускников вузов, государственная система трудоустройства молодых специалистов на протяжении десятилетий обусловливали относительное постоянство структуры и содержания физкультурного образования в стране. К настоящему времени резко сократилась (около 30%) потребность в тренерских кадрах в связи с закрытием спортивных школ и секций в КФК, обществах и ведомствах и возрастает потребность в специалистах по оздоровительной физической культуре. Сохраняется рынок преподавательского труда во всех звеньях системы народного образования. Потребность в преподавателях в обозримом будущем будет стабильной. Учитывая социальную значимость физической культуры в современных условиях, в Государственном образовательном стандарте особо выделена учебная дисциплина "Физическая культура", которая вне зависимости от регионов, специфики учебных заведений и прочих обстоятельств является обязательной для всех учебных заведений, и программа по данному курсу не может быть сокращена, в то время как объем других учебных дисциплин (кроме иностранного языка) может быть уменьшен в объеме решением ученых советов вузов или деканатов.

Физические упражнения в оздоровительных целях применяются для повышения функциональных возможностей основных систем жизнеобеспечения организма и профилактики воздействия на организм отрицательных факторов производственной деятельности. Ощущается необходимость широкого использования средств физической культуры с целью повышения социальной активности лиц, имеющих физические недостатки. Для разработки теории и методики этого направления и подготовки специалистов данного профиля в 1995 г. в Академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта организована кафедра адаптивной физической культуры. На фоне возрастающего интереса населения к нефармакологическим средствам оздоровления наблюдается недостаточное педагогическое обеспечение массовой физкультуры [83, 10].

В современных условиях актуальна проблема вовлечения широких масс населения в сферу физической культуры [19, 22]. В стране сложилась катастрофическая ситуация со здоровьем населения: из 10 призывников 7 непригодны к службе в армии по состоянию здоровья, средняя продолжительность жизни — меньше 60 лет. Возрастает значимость пропаганды здорового образа жизни и физической культуры. В связи с этим наряду с профессиональной компетентностью особую значимость приобретают коммуникативные и организаторские способности специалистов - выпускников вузов физической культуры [42, 32].

В настоящее время студентами становятся молодые люди, имеющие 5-10 [86,3] лет систематических занятий в рамках СШ, спортивных классов, ШИСП и др. В стране сложилась система довузовского "допрофессионального" образования. Это уникальное явление в профессиональном образовании не имеет аналогов, за исключением некоторых направлений в искусстве. На воспроизводство нового поколения физкультурных кадров требуется 12-15 лет, учитывая, что довузовская специализированная подготовка занимает 5-8 лет, вузовский этап - 5 лет и этап становления молодого специалиста - 2-3 года. Традиционно сложившаяся система специального профессионального образования в сфере физической культуры представляет собой совокупность четырех параллельно-последовательных этапов: - общеобразовательный школьный; - специализированный довузовский; - вузовский; - послевузовский.

За редким исключением решение проблемы повышения качества подготовки специалистов связывалось в основном с совершенствованием вузовского этапа образования [83,10]. До - и послевузовские этапы оставались вне поля зрения исследователей или рассматривались как автономные, самостоятельные структуры. Так, например, довузовское специальное образование изучалось преимущественно с позиции профориентации. Сложившаяся многоуровневая система подготовки кадров не является функциональной в силу отсутствия взаимообусловленности отдельных ее этапов, для нее характерны признаки эклектизма. Квалифицированные специалисты-практики (106 человек - тренеры, преподаватели вузов, школ), из которых 77,03% имеют звания заслуженных тренеров, заслуженных учителей, профессоров, доцентов, со стажем работы более 15 лет, отмечают важность всех этапов профессионального образования, при этом особо выделяя способность к критической самооценке и самообразованию после окончания вуза.

С учетом этого правомерно рассматривать уровень подготовленности студентов-выпускников не только как цель образования, но и как средство дальнейшего совершенствования специалиста. Как основные формы самообразования выделяются работа с литературой, участие в научно-методических конференциях и неформальное общение с коллегами. Эффективность самообразования определяется уровнем фундаментальных специальных знаний, коммуникативными качествами и познавательной активностью специалиста.

Формирование познавательной активности и навыков самостоятельной работы студентов рассматривается не с точки зрения соответствия методов обучения методам усвоения знаний, а с позиции признания студента в качестве субъекта процесса образования. "Учись делая" - так сформулировал свое педагогическое кредо J. Dewey. В рамках курса профилирующих учебных дисциплин студентам предоставляется возможность интегрировать знания, полученные по другим учебным дисциплинам, и на их основе добывать специальные знания в естественных условиях педагогического процесса. Для более полного использования возможностей курса профилирующих дисциплин следует усилить их методологическую направленность и организовывать их в виде педагогической практики (включая курс СПС) с последующим анализом по разработанной схеме деятельности студентов, проводящих урок. Такой подход интенсифицирует приобретение студентами профессиональных знаний и умений, способствует развитию их организаторских и коммуникативных возможностей. При обучении двигательным умениям традиционно реализуется методика, сформировавшаяся в 30-е годы, при которой каждый отдельный вид изучается вне связи с другими. Идея об обобщении в обучении не нашла своего отражения в теории и практике подготовки вузовского образования [39]. Исследования, проведенные в Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта показали, что первоначальное изучение общих базовых элементов движений с учетом довузовского опыта позволяет не только сократить (до 30%) время на обучение технике движений группы видов, но и повысить уровень профессиональной подготовленности студентов, расширить их возможности по интеграции предметных знаний и систематизации педагогических фактов [47,2].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: