Так, И. Ю. Бобылева длительным сроком лишения свободы считает 8—15 лет, А. С. Михлин и И. Шмаров — 8—10 лет, В. В. Нико-лайченко — 5—10 лет, А. Д. Чернов и А. Л. Дзигарь — 12—15 лет1 и т. д.
1 Бобылева И. Ю. Длительные сроки лишения свободы. Учебное пособие. М., 1992. С. 17; Михлин А. С, Шмаров И. Длительные сроки лишения свободы // Бюллетень Верховного Суда СССР, 1991. № 11. С. 15; Николайгенко В. В. Длительные сроки лишения свободы. Уголовно-правовые, исправительно-трудовые аспекты: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Саратов. 1991. С. 13; Чернов А. Д. Лишение свободы как вид уголовного наказания (уголовно-правовые и уголовно-исполнительные аспекты): Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1998;ДзигаръА.Л. Уголовные наказания: эволюция и перспективы. Краснодар, 2001. С. 13 и др.
668 Глава IV
По нашему мнению, длительным сроком лишения свободы следует считать 10—15 лет, сверхдлительным — 15—20 лет.
Некоторые ученые являются сторонниками лишения свободы на длительные сроки (С. И. Дементьев, А. Д. Чернов и др.).1
Однако наиболее распространенной является позиция, согласно которой лишение свободы на длительные сроки целесообразно только в исключительных случаях. Также большинство исследователей полагает, что необходимо снизить максимальный предел лишения свободы, установленный УК РФ. В обоснование этого приводят следующие доводы.
Во-первых, по мнению многих ученых, исправительно-вос-питательный процесс на столь длительное время рассчитан быть не может.2
Еще в начале XX в. известный русский юрист С. Мокринский писал о том, что «удерживать в целях исправления долее 5 лет нет основания: не исправив субъекта в течение этого срока, учреждение достаточно ясно обнаружило свое бессилие исправить его».3
Во-вторых, длительное лишение свободы приводит к привыканию лица к условиям места лишения свободы.4
В-третьих, в случае длительного лишения свободы, осужденный теряет прежние социальные связи, что существенно осложняет его адаптацию после освобождения.5
1 Дементьев С. И. Лишение свободы: уголовно-правовые и исправительно-трудовые
аспекты. Ростов-на-Дону, 1981. С. 12—15; Чернов А. Д. Лишение свободы как вид уго
ловного наказания (уголовно-правовой и уголовно-исполнительный аспекты): Дис....
канд. юрид. наук. М., 1998. С. 134-136 и др.
2 Михлин А. С., Шмаров И. Длительные сроки лишения свободы // Бюллетень Вер
ховного Суда СССР. 1991. № 11. С. 14; БажановМ. И. Назначение наказания по совет
скому уголовному праву. Киев, 1980. С. 146; Бобылева И. Ю. Длительные сроки
лишения свободы. Учебное пособие. М., 1992. С. 14 и др.
3 Мокринский С. Наказание, его цели и предположения. М., 1902. С. 139.
4 Бобылева И. Ю. Длительные сроки лишения свободы. Учебное пособие. М., 1992.
С. 38—44; Бажанов М. И. Назначение наказания по советскому уголовному праву.
Киев, 1980. С. 146 и др.
5 Бажанов М. И. Назначение наказания по советскому уголовному праву. Киев, 1980.
С. 146; Николапгенко В. В. Длительные сроки лишения свободы. Уголовно-правовые,
исправительно-трудовые аспекты: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 1991.
С. 18-19.
Назнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития.,. 669
Наконец, назначение длительных сроков лишения свободы с точки зрения общего и специального предупреждения преступлений не является необходимым.1
На наш взгляд, следует согласиться с мнением А. С. Михлина и И. Шмарова, И. Ю. Бобылевой и других ученых, что 8—10 лет лишения свободы — вполне достаточный для исправления преступников срок. Как отмечает И. Ю. Бобылева, «анализ исправительно-трудовой характеристики осужденных, их отношение к назначенному наказанию дают основание полагать, что существует определенный психологический предел восприятия карательно-воспитательного воздействия, равный 8—10 годам отбытого срока лишения свободы, за которым основные показатели исправления и перевоспитания не только не улучшаются, но порой и ухудшаются».2
Как представляется, по указанным выше причинам лишение свободы на срок от 10 до 15 лет должно назначаться лишь в случаях повышенной общественной опасности самого совершенного преступления и личности преступника. Следует также внести изменения в УК РФ и снизить максимальный предел наказания в виде лишения свободы с 20 до 15 лет. Необходимым представляется и снижение максимальных пределов назначения наказания по совокупности преступлений и приговоров до 20 лет и 25 лет соответственно.
Наш вывод подтверждается и тем, что на практике длительные (от 10 до 15 лет) и сверхдлительные (от 15 до 20 лет) сроки лишения свободы назначаются весьма редко (равно как и краткие — до 1 года — сроки лишения свободы).
Так, в 2003 г. в г. Омске и Омской области всего было осуждено к лишению свободы 4569 человек (32,5% от общего числа осужденных). Изучение сроков лишения свободы, назначенных осужденным, позволило составить следующую таблицу (см. табл. 102).
Как свидетельствуют данные, представленные в табл. 102, чаще всего судами назначается лишение свободы на срок от 3-х до 5 лет (31,7%) и от 2 до 3 лет (22,9%). Лишение свободы на длительные сроки судами назначается относительно редко (2,8%). Лишение
1 Михлин А. С, Шмаров И. Длительные сроки лишения свободы // Бюллетень Вер
ховного Суда СССР. 1991. № 11. С. 15; Бобылева И. Ю. Длительные сроки лишения
свободы. Учебное пособие. М., 1992. С. 56-58.
2 Бобылева И. Ю. Длительные сроки лишения свободы. Учебное пособие. М., 1992.
С. 57.
670
Глава IV
Таблица 102 Осужденные к различным срокам лишения свободы судами г. Омска и Омской области в 2003 г. | ||
Сроки лишения свободы | Количество осужденных (чел.) | Количество осужденных (% от общего числа) |
До 1 года включительно | 257 | 5,6 |
Свыше 1 г. до 2 лет вкл. | 786 | 17,2 |
Свыше 2 лет до 3 лет вкл. | 1050 | 22,9 |
Свыше 3 лет до 5 лет вкл. | 1449 | 31,7 |
Свыше 5 лет до 8 лет вкл. | 651 | 14,2 |
Свыше 8 лет до 10 лет вкл. | 201 | 4,3 |
Свыше 10 лет до 15 лет вкл. | 128 | 2,8 |
Свыше 15 лет до 20 лет вкл. | 39 | 0,8 |
Свыше 20 лет до 25 лет вкл. | 6 | ОД |
Свыше 25 лет до 30 лет вкл. | 2 | 0,04 |
ИТОГО | 4569 | 100 |
свободы на сверхдлительные сроки (от 15 лет и выше) суды практически не назначают (от 0,04 до 0,08%).
Таким образом, в целях совершенствования законодательной регламентации лишения свободы как вида уголовного наказания, на наш взгляд, представляется необходимым повысить минимальный предел лишения свободы до 6 мес, снизить максимальный предел до 15 лет, по совокупности преступлений — до 20 лет, а по совокупности приговоров — до 25 лет. Необходимо исключить наказание в виде лишения свободы из всех санкций, предусматривающих ответственность за преступления небольшой тяжести и сократить число санкций, которые предусматривают лишение свободы за совершение преступлений средней тяжести. Следует также дополнить санкции, предусматривающие лишение свободы, альтернативными наказаниями.
Лишение свободы должно восприниматься судами как действительно «крайняя мера» и назначаться лишь тогда, когда совершенное преступление и личность преступника представляют повышенную опасность. Необходимо также отказаться от краткосрочного лишения свободы.
Назнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития... 671
Эти предложения могли бы привести к сокращению доли лишения свободы в общей структуре назначаемых судами наказаний.
Наказанием, связанным с ограничением или лишением свободы, является также пожизненное лишение свободы.
Как уже отмечалось, в последние годы наметилась тенденция к росту числа осужденных к этому виду наказания. Абсолютное большинство из них совершили умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах.
По своей юридической природе и по строгости данный вид наказания близок к смертной казни, хотя и является более мягким.
В теории уголовного права отдельные ученые высказываются против закрепления УК РФ данного вида наказания. Так, С. И. Кузьмин в обоснование своей позиции пишет о том, что «миллионы наших сограждан не только пострадали от преступников, но и принуждаются государством еще и отрывать от себя, от своих детей часть заработной платы на содержание преступников. Наказывая матерого преступника пожизненным заключением, мы тем самым наказываем всех остальных членов сообщества».1
А. Л. Дзигарь отмечает, что результаты опросов, проводимых среди населения, свидетельствуют: пожизненное лишение свободы неоправданно не только с экономической и морально-этической точек зрения. Ссылается данный автор и на исследования психологов исправительных учреждений, по мнению которых через десять, максимум пятнадцать лет человек, отбывающий наказание в одиночной камере, перестает быть психически нормальным человеком, он настолько физически и умственно деградирует, что без посторонней помощи жить уже не может.2
Аналогичной позиции придерживается И. И. Карпец. По его мнению, пожизненное лишение свободы означает фактически пожизненное мучение осужденного, узаконивать которое государство не вправе, ибо это безнравственно.3
1 Кузьмин С. И. Пожизненное лишение свободы: взгляд со всех сторон: Обзор мнений
на научно-теоретическом семинаре // Человек: преступление и наказание. 1995. № 2.
СП.
2 Дзигарь А. Л. Уголовные наказания: эволюция и перспективы: Автореф. дис.... канд.
юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2001. С. 24.
3 Карпец И. И. Польза или зло? // Смертная казнь: за и против. М., 1989. С. 361.
672 Глава IV
На наш взгляд, аргументы, выдвигаемые противниками такого вида наказания, как пожизненное лишение свободы, достаточно весомы и убедительны. Но в то же время не следует забывать, что пожизненное лишение свободы предусмотрено уголовным законом за совершение особо тяжких преступлений. До принятия Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ» от 21.07.2004 г. пожизненное лишение свободы устанавливалось за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь. Сейчас этот вид наказания предусмотрен и за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности. Представляется, что с указанной позицией законодателя можно согласиться. В связи с тем, что высшая мера наказания — смертная казнь — сейчас не применяется, за совершение отдельных особо тяжких преступлений должно применяться пожизненное лишение свободы как один из самых суровых видов наказания.
Между тем, на наш взгляд, вряд ли существует необходимость расширять применение этого вида наказания в УК РФ. По мнению С. Ф. Милюкова, пожизненное лишение свободы было бы вполне справедливым и в санкции такого состава, как особо крупное (или сверхкрупное) хищение.1 Однако представляется, что столь суровое наказание нельзя устанавливать за совершение преступлений, не связанных с посягательством на жизнь человека и общественную безопасность.
В то же время с С. Ф. Милюковым можно согласиться в том, что пожизненное лишение свободы имеет существенный конструктивный недостаток: будучи назначено виновному, оно делает его «неуязвимым» для уголовной репрессии в случае совершения им новых преступлений (за исключением тех, которые караются смертной казнью). И это лишь один из недостатков данного вида наказания.
Несмотря на ряд присущих пожизненному лишению свободы и отмеченных нами недостатков, данный вид наказания все-таки должен быть предусмотрен в уголовном законодательстве — за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также особо тяжких преступлений против общественной безопасности. В случае же отмены смертной казни пожизненное лишение свободы должно стать наиболее тяжким видом наказания.
Милюков С. Ф. Российская система наказаний. СПб., 1998. С. 12—13.
Назнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития... 673
Анализ видов наказаний, связанных с ограничением или лишением свободы, позволяет сделать вывод, что в целях снижения доли этих наказаний (в первую очередь, лишения свободы) в общей структуре наказаний, назначаемых судами, необходимо внести изменения в законодательную регламентацию этих видов наказаний. Следует также отметить, что, несмотря на ряд несомненных достоинств ограничения свободы и ареста, перспективы реального применения этих видов наказаний (особенно ареста) представляются нам весьма небольшими.
Одним из видов наказаний, предусмотренных УК РФ, является смертная казнь.
УК РФ 1996 г., в отличие от ранее действовавшего законодательства, включает смертную казнь в систему наказаний. С другой стороны, в УК РФ 1996 г. законодателем существенно сокращено число составов преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь (с 33 до 5). Все эти составы связаны с посягательством на жизнь человека и являются по своему характеру особо тяжкими преступлениями (ч. 2 ст. 105, ст. 277,295,317 и 357 УК РФ).
УК РФ 1996 г. по сравнению с прежним законодательством расширил круг лиц, к которым смертная казнь применяться не может. В соответствии со ст. 59 УК РФ высшая мера наказания не может применяться к женщинам, к лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, к мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65 лет.
Следует также отметить, что во всех санкциях смертная казнь предусмотрена законодателем только как альтернативная мера наряду с лишением свободы на определенный срок и пожизненно.
В ч. 1 ст. 59 УК РФ законодатель определяет смертную казнь как «исключительную меру наказания». Представляется, что исключительный характер смертной казни обусловлен следующими свойствами этого вида наказания: 1) это единственное наказание, состоящее в лишении лица, осужденного по приговору суда, самого ценного блага — жизни; 2) это единственный необратимый вид наказания; 3) смертная казнь не имеет градации в зависимости от степени тяжести содеянного; 4) она не порождает судимости; 5) в соответствии с ч. 2 ст. 20 Конституции РФ смертная казнь рассматривается законодателем как мера исключительная, вынужденная и временная.
22 Зак. 3290
674
Глава IV
Исключительный характер смертной казни обусловливает узкие пределы применения этого вида наказания. Применение смертной казни обусловливается особыми обстоятельствами, отягчающими вину преступника, а также его исключительной опасностью. При этом назначение смертной казни обязательно должно быть мотивировано в приговоре.
С начала 90-х годов XX в. резко сократилось как число осужденных к смертной казни, так и число фактически казненных, о чем можно судить по следующим статистическим данным (см. табл. ЮЗ).1
Таблица 103