Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредотачивается на том, что он делает.
В каждый отдельный момент времени наше сознание направлено на те предметы, которые являются для нас наиболее значимыми и важными.
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте.
Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением. Внимание способствует любой деятельности как составляющий элемент различных психических и двигательных процессов. Внимание с одной стороны является психическим познавательным процессом, с другой, психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей. За вниманием всегда стоят интересы, желания, установки, потребности, направленность личности [13, с. 108]. Происхождение (природа) внимания до конца не выяснена.
Н.Н. Ланге выделил следующие подходы к проблеме природы внимания:
1. Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода считают, что внимание не возможно без мускульных движений.
2. Внимание как результат ограниченности объёма сознания. К примеру, сторонники этой теории И. Герберт и У. Гамильтон считали, что наиболее интенсивные представления вытесняются менее интенсивными.
3. Внимание как результат эмоций. Эта теория развита в ассоциативной психологии. Она указывает на зависимость внимания от интересности представления.
4. Внимание как результат апперцепции, т.е. результат жизненного опыта индивида.
5. Внимание как особая активная способность духа. Некоторые психологи принимают его за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.
6. Внимание как усиление нервного раздражителя. Согласно этой гипотезе внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.
7. Теории нервного подавления. Согласно данной теории, преобладание одного представления над другим объясняется тем, что лежащий в основе физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания [12, с. 189].
Основные функции внимания:
а) Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов;
б) Отбор и организация поступающей в организм человека информации в соответствии с его актуальными потребностями;
в) Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
Существуют несколько классификаций внимания. Классификация по признаку произвольности является наиболее часто встречающейся:
а) произвольное;
б) непроизвольное;
в) послепроизвольное.
Непроизвольное – не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым раздражителем (свойственно человеку и животным). Основная функция непроизвольного внимания – в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольшее жизненное или личностное значение [13, с. 109].
Произвольное внимание – свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями. Произвольное внимание возникает в случаях, когда человек в своей деятельности ставит перед собой определённую цель, задач и сознательно вырабатывает программу действий. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно “извлекать из памяти” нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять планы, возникающие в деятельности [13, с. 110].
Послепроизвольное внимание – обнаруживается в тех случаях, когда человек чем-либо заинтересовывается, например «с головой уходит в работу». Этот вид внимания характеризуется сосредоточением волевой деятельности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности [13, с. 111].
Если классифицировать внимание по критерию опосредованности объектами или явлениями, то внимание бывает:
Непосредственное внимание – это то, которое порождается, удерживается и регулируется напрямую только тем объектом, на который оно непосредственно направлено. Между соответствующим объектом и сознанием человека в данном случае нет никаких других объектов, с помощью которых это внимание регулируется [6, с. 102].
Опосредованным внимание – такое внимание, которое привлекается и регулируется не тем объектом, на который оно направлено, а чем-то другим [6, с. 103]. Например, мы можем нарисовать стрелку направленную в определённую сторону (указывающую путь куда-либо) и внимание человека, проходящего мимо привлечёт этот указатель.
Внимание характеризуется такими пятью основными свойствами, как: устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение, объём [6, с. 100].
Устойчивость внимания – это способность длительно задерживать восприятие на определённых объектах окружающей действительности. Т.е. устойчивость проявляется во времени, в течении которого человек может быть непрерывно сосредоточен на одном объекте. Отвлекаемость – свойство, противоположное устойчивости.
Распределение внимания – это способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для длительной деятельности [13, с. 112].
Сосредоточенность внимания – это удержание внимания на одном объекте или одних действиях при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания зависит от возраста и опыта работы (с годами повышается), а также от состояния нервной системы (при небольшой нервно-психической напряжённости несколько повышается, а при высокой – понижается) [4, с. 120].
Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо объект или действие.
Сосредоточенное внимание отличается высокой степенью интенсивности, что делает его необходимым условием успешности выполнения отдельных важных для человека видов деятельности.
Концентрация внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы [13, с. 112].
Устойчивость внимания – это длительность сосредоточения на объекте или явлении или удержание требуемой интенсивности внимания в течении длительного времени. Устойчивость внимания определяется различными причинами:
1.) индивидуальными физиологическими особенностями организма (свойства нервной системы);
2.) психическим состояниям (возбуждённость, заторможенность);
3.) мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности);
4.) внешними обстоятельствами при осуществлении деятельности [4, с. 121].
Интенсивность внимания – характеризуется относительно большей затратой энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, чёткостью и быстротой [4, с. 121].
Избирательность внимания – это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.
Переключение внимания – проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. Переключение может обусловливаться программой сознательного поведения, требованиями деятельности, необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями либо осуществляться в целях отдыха [13, с. 112].
Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается в волевом усилии. Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому.
В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека – одни люди могут быстро переходить к новой деятельности, а другие медленно. Кстати, по переключаемости внимания мужчины значительно уступаю женщинам: около 45% женщин могут быстро переключать своё внимание с одного дела на другое, 15% делают это медленно; у мужчин же эти цифры соответственно 18% и 38% [14, с. 166].
Объём внимания – измеряется количеством объектов (элементов), воспринимаемых одномоментно. Установлено, что при восприятии множества простых объектов в чечении 1 -1,5 с. объём внимания у взрослого человека в среднем равен 7-9 элементам. Объём внимания зависит от особенностей воспринимаемых объектов, структурной организации материала [13, с. 112].
Объём внимания (как ни странно) с точки зрения психологии, является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал [12, с. 201]. Последнее обстоятельство необходимо учитывать в практике обучения, систематизируя материал таким образом, чтобы не перегружать объём внимания при обучении.
11. Психический познавательный процесс ощущение
Ощущение - процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Оно представляет собой начальную ступень познания человеком окружающего мира и может рассматриваться как непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания. И тогда человек научается дифференцировать соленое, сладкое, горячее, холодное, тяжелое, давящее, шероховатое и другие свойства.
Основными свойствами (атрибутами) ощущений являются: качество (модальность или субмодальность); интенсивность; длительность; пространственная и временная структура.
В психологических исследованиях ощущений существуют отдельные направления, изучающие субъективное отражение различных признаков объекта в рамках основных свойств ощущения:
-для зрения – цвета, яркости, размера, глубины, формы, движения, скорости и т.д.;
-для слуха – громкости, высоты, тембра звука;
-для кожной чувствительности – прикосновения, давления, температуры, боли;
-для всех модальностей и для разных интенсивностей ощущений – их пространственные и временные характеристики.
В зависимости от свойств и качеств отражаемой объективной реальности выделяются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные (тактильные), двигательные, ощущения положения тела в пространстве, ощущения координации движений, вибрационные, болевые, температурные и органические.
Полнота и качество передаваемых в кору головного мозга ощущений зависят от ряда его показателей. К числу наиболее значимых характеристик ощущений относятся:
минимальный (нижний) порог ощущений - наименьшая величина раздражителя
максимальный (верхний) порог ощущений - величина раздражителя, начиная с которой, он или перестает отражаться в коре головного мозга, или наступают болевые ощущения.
диапазон ощущений - разница между нижним и верхним порогом ощущений.
порог различения (разностный порог) - минимальное значение, которое позволяет определить различия между двумя идентичными раздражителями.
К числу особенностей ощущений относятся:
а) адаптация
б) сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов
в) зависимость силы ощущений от силы раздражителя
г) явление контраста
д) последовательные образы - продолжение ощущений после прекращения действия раздражителя.
12. Психический познавательный процесс восприятие
Восприятие - процесс целостного отражения в сознании человека предметов и явлений объективного мира, воздействующих в данный момент времени на его органы чувств. Это своего рода понимание содержания того, что оказывает воздействие на психику. Процесс восприятия позволяет объединить различные виды отдельных ощущений в одно целое. Однако это не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.
Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов коры головного мозга, сопоставляющих различные виды поступающих ощущений.
В зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора принято выделять следующие виды восприятий: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные, двигательные, координационные и др. Кроме того, рассматриваемый процесс выделяет и некоторые другие, формирующиеся на основе комплексного действия анализаторов: восприятие времени (фиксация отрезков прошедшего времени), пространства (объем объектов, расстояние между ними, взаимное расположение), формы, величины, глубины и т.д.
Свойства восприятия: Целостность – внутренняя органическая взаимосвязь в образе. Предметность – объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.Обобщенность – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов. Константность – относительное постоянство восприятие образа. Осмысленность – связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления. Избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.
Восприятие бывает внешненаправленным и внутренненапрвленным.
Восприятие может быть ошибочным (иллюзорным).