Детей необходимо знакомить с семьей, начиная с самого раннего детства, на доступном их пониманию уровне. Необходимо воспитывать у ребенка любовь к семье, такой, какая она есть, к родным и близким. Все люди разные, и семьи тоже бывают большие и маленькие, каждая семья уникальна и замечательна по-своему, отношения в семье тоже могут строиться по-разному.
Компонент интеллектуальности развития усиливает воспитание, предполагает формирование у дошкольников представлений о семье как о явлении общественной жизни, о составе семьи, об отношениях родственников; обогащение словарного запаса, характеризующего семейные и родственные отношения; развитие умения оперировать словами, обозначающими родство.
Задачи ознакомления детей 5-6 лет с семьей и родословной
Нравственное воспитание:
• продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным и близким);
• воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками;
• продолжать воспитывать желание помогать своим близким, выполнять постоянные обязанности по дому;
• воспитывать уважение к труду и занятиям других членов семьи. Умственное воспитание:
• расширять представления детей о семье (у семьи есть история, традиции);
• формировать представления о родственных отношениях (дядя, тетя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра);
• закреплять знание имен и отчеств родителей, учить называть имена и отчества дедушек и бабушек;
• закреплять знание домашнего адреса;
• воспитывать интерес к своей родословной;
• формировать представления о семейных традициях.
Детей шестого года жизни, на наш взгляд, еще рано знакомить с родословной, но работу в этом направлении в старшей группе проводить нужно, рассматривая ее как предварительный этап. Основное внимание следует уделять расширению представлений детей о том, что такое семья, о родственных отношениях, терминах родства, правилах общения и поведения с родными; закреплению знаний имен и отчеств не только родителей, но и дедушек и бабушек. Работу необходимо проводить комплексно. Наряду с традиционными занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим, важную роль в накоплении впечатлений, образов и представлений детей играют изобразительная деятельность, знакомство с произведениями художественной литературы, живописи и графики, относящимися к жанру семейного портрета.
Месяц | № п/п | Тема | Программное содержание |
1 | 2 | 3 | 4 |
Сентябрь | 1 | Лето | Систематизировать представления о временах года |
Моя семья | Формировать интерес к родословной. Учить составлять генеалогическое древо | ||
2 | Лес | Знакомить с особенностями внешнего вида и названием деревьев леса | |
Моя семья | Формировать интерес к родословной. Учить составлять генеалогическое древо | ||
3 | Лес | Упражнять в различении деревьев по внешним признакам | |
Моя семья | Учить называть имена и отчества членов семьи | ||
4 | Сад | Закреплять знания о плодовых деревьях сада | |
Моя семья | Уточнять обязанности по дому всех членов семьи | ||
Октябрь | 1 | Осень | Систематизировать представления о временах года. Выявлять причины происходящих изменений в природе |
Моя семья | Закреплять знания об обязанностях детей в семье | ||
2 | Осень | Дать элементарные сведения о труде людей осенью | |
Труд взрослых | Расширять представления о профессиях. Учить называть ме-^ сто работы родителей, иметь элементарные представления о профессии родителей | ||
3 | Ягоды | Уточнять названия, отличительные признаки и качества лесных ягод | |
Труд взрослых | Расширять представления о профессиях. Знакомить с профессией земледельца | ||
4 | Ягоды | Уточнять названия, отличительные признаки и качества садовых ягод | |
Труд взрослых | Расширять представления о профессиях. Знакомить с профессией строителя | ||
Ноябрь | 1 | Поздняя осень | Закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Выявлять причины происходящих изменений в природе |
Труд взрослых | Расширять представления о профессиях. Знакомить с профессией работников транспорта | ||
2 | Одежда. Обувь | Закреплять знания о сезонной одежде и обуви | |
Наш дом | Знакомить с предметами, облегчающими жизнь человека в быту (кофемолка, мясорубка) | ||
3 | Овощи | Уточнять названия, отличительные признаки овощей и их качества | |
Наш дом | Знакомить с предметами, облегчающими жизнь человека в быту (миксер, пылесос, микроволновая печь) | ||
4 | Овощи | Систематизировать знания об использовании овощей в пищу | |
Наш дом | Знакомить с предметами, создающими комфорт (палас, бра, вентилятор) | ||
Декабрь | 1 | Зима | Систематизировать представление о временах года. Выявлять причины происходящих в природе изменений |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
| Наш дом | Знакомить с предметами, создающими комфорт (телевизор, холодильник) | |
2 | Зима | Дать элементарные сведения о труде людей зимой | |
Наш дом | Учить сравнивать и группировать предметы по тем или иным признакам и функциональному назначению | ||
3 | Одежда | Закреплять знания о сезонной одежде и обуви | |
Наш дом | Учить сравнивать и группировать предметы по тем или иным признакам и функциональному назначению | ||
4 | Дикие животные | Знакомить с повадками диких животных и условиями их жизни. Дать элементарные сведения о взаимосвязи животных со средой обитания | |
Наш дом | Учить соблюдать технику безопасности: не играть с огнём, не пользоваться электрическими приборами | ||
Январь | 1 | Дикие животные | Уточнять названия детёнышей диких животных |
Наш дом | Учить соблюдать технику безопасности: не трогать без разрешения острые, колющие и режущие предметы | ||
2 | Дикие животные | Рассказывать об охране природы, о помощи человека диким животным | |
Наш дом | Знакомить с функциями пожарной службы | ||
3 | Птицы | Уточнить названия и внешние признаки птиц нашего края | |
Наш дом | Знакомить с функциями милиции | ||
4 | Птицы | Рассказывать об охране природы, о помощи человека птицам | |
Наш дом | Знакомить с функциями «Скорой помощи» | ||
Февраль | 1 | Домашние животные | Уточнять названия и внешние признаки домашних животных (корова, коза, овца, лошадь); названия детёнышей диких-животных |
Наша армия | Расширять представление о Российской армии. Рассказывать о защитниках Отечества в годы Великой Отечественной войны | ||
2 | Домашние животные | Рассказывать об уходе за домашними животными; какие продукты питания и вещи мы получаем от домашних животных | |
Наша армия | Расширять представление о Российской армии. Рассказывать о героях Великой Отечественной войны - земляках | ||
3 | Домашние птицы | Уточнять названия и внешние признаки домашних птиц, названия их детёнышей | |
Наша армия | Расширять представление о Российской армии. Рассказывать о защитниках Отечества в наши дни | ||
4 | Домашние птицы | Рассказывать об уходе за домашними птицами; какие продукты питания и вещи мы получаем от домашних птиц | |
Наш город (посёлок) | Уточнять знания о достопримечательностях родного города (посёлка) | ||
Март | 1 | Зоопарк | Учить называть животных, обитающих в других странах (лев, тигр, жираф, крокодил) |
Наш город | Учить называть свой точный адрес, домашний телефон | ||
2 | Весна | Систематизировать представление о временах года. Дать элементарные сведения о труде людей весной | |
Наш город (посёлок) | Уточнять названия и назначение общественного и грузового транспорта | ||
3 | Комнатные растения | Учить рассматривать комнатные растения, находящиеся в группе. Дать об одном-двух из них элементарную информацию. Уточнять правила ухода за комнатными растениями. Стимулировать желание ухаживать за комнатными растениями |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
| Наш город | Уточнять правила поведения в общественном транспорте | |
4 | Рыбы | Знакомить с особенностями внешнего вида, названием и средой обитания рыб (щука, карась, сом) | |
Наш город (посёлок) | Повторять правила дорожного движения. Знакомить со знаком «Переход» | ||
Апрель | 1 | Рыбы | Упражнять в различении рыб по внешним признакам |
Наш город (посёлок) | Экскурсия по улицам города (посёлка) «Знаки на улице» | ||
2 | Аквариум | Учить рассматривать декоративных рыбок. Дать об одной-двух из них элементарную информацию. Объяснять правила ухода за аквариумом | |
Наша страна | Знакомить с достопримечательностями родного края | ||
3 | Поздняя весна | Систематизировать представление детей о временах года. Учить выявлять причины происходящих изменений в природе | |
Наша страна | Знакомить с достопримечательностями родного края. Дать понятие «малая родина» | ||
4 | Одежда. Обувь | Закреплять знания о сезонной одежде и обуви | |
Наша страна | Формировать представление о России как огромной многонациональной стране | ||
Май | 1 | Цветы | Уточнять названия цветов. Учить различать лесные (полевые) и садовые цветы |
Наша страна | Формировать представление о России как огромной многонациональной стране | ||
2 | Насекомые | Формировать элементарные представления о насекомых (стрекоза, кузнечик). Дать сведения о необходимости борьбы с мухами в помещениях | |
Наша страна | Знакомить со столицей России - Москвой | ||
3 | Земноводные | Пополнять знания о земноводных. Рассказывать о среде обитания лягушек | |
Наша страна | Знакомить с флагом и гербом нашей страны | ||
4 | Пресмыкающиеся | Дать первоначальные сведения о пресмыкающихся. Рассказывать о повадках змей. Учить определять внешние признаки ужа | |
Наша страна | Знакомить с гимном нашей страны |
Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности