Ознакомление дошкольников с семьей как явлением общественной жизни

Детей необходимо знакомить с семьей, начиная с самого раннего детства, на доступном их пониманию уровне. Необходимо воспитывать у ребенка любовь к семье, такой, какая она есть, к родным и близким. Все люди разные, и семьи тоже бывают большие и маленькие, каждая се­мья уникальна и замечательна по-своему, отношения в семье тоже могут строиться по-разному.

Компонент интеллектуальности развития усиливает воспитание, предполагает формирование у дошкольников представлений о семье как о явлении общественной жизни, о составе семьи, об отношениях родственников; обогащение словарного запаса, характеризующего семейные и родственные отношения; развитие умения оперировать словами, обозначающими родство.

Задачи ознакомления детей 5-6 лет с семьей и родословной

Нравственное воспитание:

• продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным и близким);

• воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками;

• продолжать воспитывать желание помогать своим близким, выполнять постоянные обя­занности по дому;

 

• воспитывать уважение к труду и занятиям других членов семьи. Умственное воспитание:

• расширять представления детей о семье (у семьи есть история, традиции);

 

• формировать представления о родственных отношениях (дядя, тетя, племянница, двою­родный брат, двоюродная сестра);

• закреплять знание имен и отчеств родителей, учить называть имена и отчества дедушек и бабушек;

• закреплять знание домашнего адреса;

• воспитывать интерес к своей родословной;

• формировать представления о семейных традициях.

Детей шестого года жизни, на наш взгляд, еще рано знакомить с родословной, но работу в этом направлении в старшей группе проводить нужно, рассматривая ее как предварительный этап. Основное внимание следует уделять расширению представлений детей о том, что такое семья, о родственных отношениях, терминах родства, правилах общения и поведения с родны­ми; закреплению знаний имен и отчеств не только родителей, но и дедушек и бабушек. Работу необходимо проводить комплексно. Наряду с традиционными занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим, важную роль в накоплении впечатлений, образов и представле­ний детей играют изобразительная деятельность, знакомство с произведениями художественной литературы, живописи и графики, относящимися к жанру семейного портрета.


 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Месяц № п/п Тема Программное содержание
1 2 3 4

Сентябрь

1

Лето Систематизировать представления о временах года
Моя семья Формировать интерес к родословной. Учить составлять генеа­логическое древо

2

Лес Знакомить с особенностями внешнего вида и названием де­ревьев леса
Моя семья Формировать интерес к родословной. Учить составлять генеа­логическое древо

3

Лес Упражнять в различении деревьев по внешним признакам
Моя семья Учить называть имена и отчества членов семьи

4

Сад Закреплять знания о плодовых деревьях сада
Моя семья Уточнять обязанности по дому всех членов семьи

Октябрь

1

Осень Систематизировать представления о временах года. Выявлять причины происходящих изменений в природе
Моя семья Закреплять знания об обязанностях детей в семье

2

Осень Дать элементарные сведения о труде людей осенью
Труд взрослых Расширять представления о профессиях. Учить называть ме-^ сто работы родителей, иметь элементарные представления о профессии родителей

3

Ягоды Уточнять названия, отличительные признаки и качества лес­ных ягод
Труд взрослых Расширять представления о профессиях. Знакомить с про­фессией земледельца

4

Ягоды Уточнять названия, отличительные признаки и качества са­довых ягод
Труд взрослых Расширять представления о профессиях. Знакомить с профессией строителя

Ноябрь

1

Поздняя осень Закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Выявлять причины происходящих изменений в природе
Труд взрослых Расширять представления о профессиях. Знакомить с про­фессией работников транспорта

2

Одежда. Обувь Закреплять знания о сезонной одежде и обуви
Наш дом Знакомить с предметами, облегчающими жизнь человека в быту (кофемолка, мясорубка)

3

Овощи Уточнять названия, отличительные признаки овощей и их качества
Наш дом Знакомить с предметами, облегчающими жизнь человека в быту (миксер, пылесос, микроволновая печь)

4

Овощи Систематизировать знания об использовании овощей в пищу
Наш дом Знакомить с предметами, создающими комфорт (палас, бра, вентилятор)
Декабрь 1 Зима Систематизировать представление о временах года. Выяв­лять причины происходящих в природе изменений

Продолжение табл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 2 3 4

 

  Наш дом Знакомить с предметами, создающими комфорт (телевизор, холодильник)

2

Зима Дать элементарные сведения о труде людей зимой
Наш дом Учить сравнивать и группировать предметы по тем или иным признакам и функциональному назначению

3

Одежда Закреплять знания о сезонной одежде и обуви
Наш дом Учить сравнивать и группировать предметы по тем или иным признакам и функциональному назначению

4

Дикие живот­ные Знакомить с повадками диких животных и условиями их жизни. Дать элементарные сведения о взаимосвязи животных со средой обитания
Наш дом Учить соблюдать технику безопасности: не играть с огнём, не пользоваться электрическими приборами

Январь

1

Дикие животные Уточнять названия детёнышей диких животных
Наш дом Учить соблюдать технику безопасности: не трогать без раз­решения острые, колющие и режущие предметы

2

Дикие живот­ные Рассказывать об охране природы, о помощи человека диким животным
Наш дом Знакомить с функциями пожарной службы

3

Птицы Уточнить названия и внешние признаки птиц нашего края
Наш дом Знакомить с функциями милиции

4

Птицы Рассказывать об охране природы, о помощи человека птицам
Наш дом Знакомить с функциями «Скорой помощи»

Февраль

1

Домашние жи­вотные Уточнять названия и внешние признаки домашних животных (корова, коза, овца, лошадь); названия детёнышей диких-жи­вотных
Наша армия Расширять представление о Российской армии. Рассказывать о защитниках Отечества в годы Великой Отечественной войны

2

Домашние жи­вотные Рассказывать об уходе за домашними животными; какие про­дукты питания и вещи мы получаем от домашних животных
Наша армия Расширять представление о Российской армии. Рассказывать о героях Великой Отечественной войны - земляках

3

Домашние птицы Уточнять названия и внешние признаки домашних птиц, на­звания их детёнышей
Наша армия Расширять представление о Российской армии. Рассказывать о защитниках Отечества в наши дни

4

Домашние птицы Рассказывать об уходе за домашними птицами; какие продукты питания и вещи мы получаем от домашних птиц
Наш город (посёлок) Уточнять знания о достопримечательностях родного города (посёлка)

Март

1

Зоопарк Учить называть животных, обитающих в других странах (лев, тигр, жираф, крокодил)
Наш город Учить называть свой точный адрес, домашний телефон

2

Весна Систематизировать представление о временах года. Дать эле­ментарные сведения о труде людей весной
Наш город (посёлок) Уточнять названия и назначение общественного и грузового транспорта
3 Комнатные растения Учить рассматривать комнатные растения, находящиеся в груп­пе. Дать об одном-двух из них элементарную информацию. Уточнять правила ухода за комнатными растениями. Стимули­ровать желание ухаживать за комнатными растениями






Окончание табл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 2 3 4

 

  Наш город Уточнять правила поведения в общественном транспорте

4

Рыбы Знакомить с особенностями внешнего вида, названием и сре­дой обитания рыб (щука, карась, сом)
Наш город (посёлок) Повторять правила дорожного движения. Знакомить со зна­ком «Переход»

Апрель

1

Рыбы Упражнять в различении рыб по внешним признакам
Наш город (посёлок) Экскурсия по улицам города (посёлка) «Знаки на улице»

2

Аквариум Учить рассматривать декоративных рыбок. Дать об одной-двух из них элементарную информацию. Объяснять правила ухода за аквариумом
Наша страна Знакомить с достопримечательностями родного края

3

Поздняя весна Систематизировать представление детей о временах года. Учить выявлять причины происходящих изменений в природе
Наша страна Знакомить с достопримечательностями родного края. Дать понятие «малая родина»

4

Одежда. Обувь Закреплять знания о сезонной одежде и обуви
Наша страна Формировать представление о России как огромной многона­циональной стране

Май

1

Цветы Уточнять названия цветов. Учить различать лесные (полевые) и садовые цветы
Наша страна Формировать представление о России как огромной многона­циональной стране

2

Насекомые Формировать элементарные представления о насекомых (стрекоза, кузнечик). Дать сведения о необходимости борьбы с мухами в помещениях
Наша страна Знакомить со столицей России - Москвой

3

Земноводные Пополнять знания о земноводных. Рассказывать о среде оби­тания лягушек
Наша страна Знакомить с флагом и гербом нашей страны

4

Пресмыкаю­щиеся Дать первоначальные сведения о пресмыкающихся. Расска­зывать о повадках змей. Учить определять внешние признаки ужа
Наша страна Знакомить с гимном нашей страны


Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: