Показатели: отдельно и в системе
Социальная защита населения по своей сути – общегосударственная задача. Например, проблема бедности населения или безнадзорности детей – забота не только органов власти и учреждений социального обслуживания. Следовательно, и оценка результативности деятельности учреждений социального обслуживания должна быть комплексной, с применением иерархических структур взаимосвязанных между собой показателей (систем). В этом случае замена отдельных показателей системами позволяет:
· количественно охарактеризовать и оценить ситуацию;
· вскрыть причины возникновения проблем;
· провести структурно-логический анализ влияющих факторов.
Особенно эффективны системы показателей при выявлении слабых мест в работе учреждений. Это возможно, если система показателей обеспечивает:
· выбор основного показателя;
· определение правил исчисления системы показателей;
· определение периодичности предоставления информации, характеризующей величины показателей;
· определение времени расчета показателей;
· определение стандартов, которые должны быть выдержаны соответствующими учреждениями социальной сферы.
В ряде регионов главные распорядители бюджетных средств уже активно используют системы таких показателей для оценки деятельности учреждений социального обслуживания. Рассмотрим практический опыт применения таких систем.
Ленинградский опыт определения показателей
В Ленинградской области показатели и значения показателей определены для каждой цели, подцели, направления деятельности, для каждого типа учреждений (от детских домов до центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов). При этом установлено, что учреждения социального обслуживания в своей социальной деятельности должны стремиться к снижению доли следующих групп населения:
· безнадзорных детей от общего числа детского населения;
· детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями с девиантной адаптацией;
· инвалидов с девиантной адаптацией;
· пожилых людей с девиантной адаптацией.
Достижение учреждениями социального обслуживания соответствующего запланированного уровня будет свидетельствовать об эффективности использования бюджетных средств и повышения качества государственных услуг, оказываемых этими учреждениями.
Снижение доли безнадзорных детей
На момент разработки показателей статистические данные по региону свидетельствовали о социальном неблагополучии семьи, приводящем к детской безнадзорности. Так, уровень брачности в Ленинградской области был на 8% ниже, а разводимости – на 20% выше среднероссийских показателей. Каждый третий ребенок рождался вне брака. На учете в органах социальной защиты населения состояло 107,5 тыс. семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации (41,3% от общей численности семей с детьми), из них 5,3 тыс. многодетных, 20,9 тыс. разведенных, 19,9 тыс. одиноких матерей. Для определения критерия результативности деятельности учреждений были приняты четыре показателя (табл. 1).
Таблица 1
Планируемые результаты достижения цели: “Снижение доли безнадзорных детей”
Показатель | Изменение значения показателя |
Доля безнадзорных детей в общей численности детей | – 0,1% / в год |
Охват профилактическими мероприятиями несовершеннолетних детей | + 0,3% / в год |
Охват профилактическими мероприятиями семей, находящихся в трудной жизненной ситуации | + 1,0% / в год |
Доля семей с детьми, выполнившими условия социального контракта с социальной службой | + 2,0% / в год |
Количественные характеристики показателей при планировании на следующий год уточняются. Например, в 2007 г. показатель доли безнадзорных детей в общей численности детей был уменьшен согласно плану на 5%. Кроме того, аморфный показатель “охват профилактическими мероприятиями семей, находящихся в трудной жизненной ситуации”, в планируемом периоде заменили на сокращение числа таких семей, как:
· лишенных родительских прав (3%/год);
· находящихся в социальной опасности (0,1%/ год).
Наряду с системой показателей достижения цели главный распорядитель бюджетных средств использовал и отдельные показатели. Так, был установлен уровень профилактических мероприятий, характеризующий:
· увеличение досуговой занятости несовершеннолетних из групп риска;
· открытие дополнительных групп социальной реабилитации дневного пребывания;
· внедрение новых форм социального обслуживания семей с детьми, направленных на профилактику семейного неблагополучия и пропаганду здоровой семьи.
Успешность реабилитационных мероприятий демонстрируют такие показатели, как доли подростков:
· прошедших социальную реабилитацию;
· возвращенных в семью;
· снятых с профилактического учета, после прохождения социальной реабилитации.
Снижение доли детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями с девиантной адаптацией
В Ленинградской области за счет возвращения детей из социальных учреждений в “биологические семьи” можно экономить до 46 млн бюджетных рублей в год. А за счет работы по реабилитации детей-инвалидов – уменьшать затраты на пенсионное обеспечение до 984 тыс. руб. в год. При качественном обслуживании положительная динамика в состоянии здоровья наблюдается у половины детей с ограниченными возможностями, посещающих реабилитационные учреждения, а у 13% от общего количества таких детей – снимают инвалидность. Общую картину дополняет система показателей, представленная в табл. 2.
Таблица 2
Планируемые результаты достижения цели “Снижение доли детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями с девиантной адаптацией”
Показатель | Изменение значения показателя |
Охват социальной реабилитацией детей-инвалидов, имеющих рекомендации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида по социальной реабилитации | + 1,0% / в год |
Доля детей-инвалидов, прошедших социальную реабилитацию и имеющих положительные результаты в социальной адаптации, в общей численности детей-инвалидов, прошедших социальную реабилитацию | + 5,0% / в год |
Доля родителей детей-инвалидов, обученных методам реабилитации детей-инвалидов в общей численности родителей детей-инвалидов | + 5,0% в год |