Методические указания для студентов и руководителей практики

МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

УТВЕРЖДАЮ

Ректор Минского института управления

_______________ Суша Н.В.

   (подпись)

___________________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД- _____

 

 

ПРОГРАММА

учебной (ознакомительной) практики

студентов дневной формы обучения

для специальности:

1-24 01 02 «Правоведение»

специализация:

1-24 01 02 02 «Хозяйственное право»

 

2012 г.

 

СоставителИ:     

Наталья Леонидовна Бондаренко, заведующая кафедрой гражданского и трудового права, доктор юридических наук, профессор;

Галина Ивановна Келехсаева, ассистент кафедры гражданского и государственного права Минского института управления.

 

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой гражданского и трудового права Минского института управления

 

(протокол №          от                      201 г.)

 

Заведующая кафедрой

___________ Н.Л. Бондаренко

(подпись)

ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Советом факультета правоведения Минского института управления

 

(протокол №   2  от 24.10.2011 г.)

 

Председатель

Совета факультета

___________ А.А. Потоцкий

(подпись)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..............................................................4

2 СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ................................7

3 ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.............................9

4 ПРИЛОЖЕНИЕ 1.....................................................................................12

 

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная (ознакомительная) практика студентов высших учебных заведений – является обязательным компонентом высшего образования, составной частью подготовки высококвалифицированных специалистов и организуется в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего образования по специальности «Правоведение», Положением о практике студентов, курсантов, слушателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2010 г. № 860 (в ред. 04.08.2011), порядком разработки, утверждения и регистрации учебных программ для первой ступени высшего образования, утверждённым Министерством образования Республики Беларусь от 21.12.2010 г., методическими указаниями и рекомендациями Научно-методического Совета Минского института управления, Совета факультета правоведения Минского института управления, учебными планами и настоящей программой.

Основная цель практики – закрепить теоретические знания, полученные студентами в процессе изучения правовых дисциплин.

В процессе прохождения практики студент должен получить представление о своей будущей специальности и специализации.

Целью учебной (ознакомительной) практики является овладение студентами практическими навыками, умениями и их подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности по получаемой специальности. Формирование представлений у студентов о деятельности правоохранительных органов и юридических служб предприятий, учреждений, организаций;ознакомление студентов с правовой основой и основными направлениями деятельности правоохранительных органов и юридических служб предприятий; подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению практической составляющей учебных дисциплин; развитие у студентов интереса к избранной профессии, закрепление теоретических знаний, полученных при изучении таких дисциплин, как судоустройство, административное право, гражданское право и гражданский процесс, хозяйственное право и хозяйственный процесс, трудовое право, уголовное право и других.

Задачами учебной (ознакомительной) практики являются формирование у студентов практических умений и навыков по изучаемым учебным дисциплинам, закрепление теоретических знаний, освоение первичных профессиональных умений и навыков по избранной специальности, освоение функциональных обязанностей должностных лиц по профилю будущей работы. Ознакомление со структурой и основными направлениями деятельности конкретных правоохранительных и иных государственных органов и юридических служб предприятий, организаций и учреждений; расширение и систематизация знаний, полученных при изучении специальных дисциплин; освоение профессионального содержания и методики выполнения функциональных обязанностей юриста в сфере правового обеспечения предпринимательской, финансовой, хозяйственной, налоговой и банковской деятельности; воспитание любви к избранной профессии, чувства ответственности за порученное дело, умения строить правильные взаимоотношения с руководителями, партнерами по совместной деятельности, коллегами по работе; выявление деловых и моральных качеств студентов для наиболее оптимального их дальнейшего профессионального использования.

Развитие правовой культуры как важнейшего условия успешного решения задач будущей профессиональной деятельности.

Учебно-методическое руководство учебной (ознакомительной) практикой осуществляет выпускающая кафедра, согласовывается с деканом факультета. В связи с этим кафедра осуществляет следующую деятельность:

– решением кафедры из числа профессорско-преподавательского состава кафедры назначается лицо, ответственное за организацию учебной (ознакомительной) практики, на которое возлагаются обязанности по подбору баз практики, которые составляют график прохождения практики; проводят запланированные согласно графику экскурсии; организовывают встречи и семинары с ведущими специалистами-практиками; проверяют отчеты по итогам практики, составляют сопутствующие документы, решают другие организационные вопросы;

– не позднее, чем за один месяц до начала практики разрабатывает график с указанием фамилий студентов, конкретных баз практики и календарных сроков ее прохождения;

– до начала практики проводит со студентами организационные собрания с участием руководителей практики, на которых рассматриваются все вопросы, связанные с проведением практики;

– обеспечивает студентов программами практики;

– по окончании практики организует прием зачетов назначенными комиссиями;

– рассматривает итоги практики на заседании кафедры и представляет в деканат факультета и учебно-методическое управление отчет в течение 3 дней после проведения заседания.

Продолжительность и конкретные сроки прохождения учебной (ознакомительной) практики устанавливаются высшими учебными заведениями на основании учебных планов и графиков учебного процесса по специальности. Учебную (ознакомительную) практику студенты проходят в учебных аудиториях, на учебно-производственных объектах учреждений высшего образования, в организациях, соответствующих профилю образования, по которому осуществляется подготовка специалистов.

Учебная (ознакомительная) практика организуется с учетом профиля специальности «Правоведение» и специализации «Хозяйственное право».

Основанием для прохождения учебной (ознакомительной) практики является приказ ректора. Ответственность за непосредственную организацию и учебно-методическое руководство практикой несут заведующие выпускающими кафедрами. Общий контроль за проведением практики в институте осуществляет первый проректор.

2 СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

Содержание учебной (ознакомительной) практики определяется потребностью изучения будущим специалистом-правоведом методов решения юридических, технических, экономических, творческих, управленческих и других специфических задач.

Ознакомительные экскурсии в юридические и хозяйственные организации и мероприятия в виде бесед, семинаров со студентами должны отражать следующие разделы общей юриспруденции.

Перед началом экскурсий студентам сообщаются следующие сведения:

- назначение и структура организации;

- функции его подразделений;

- организация работы;

- основные показатели деятельности.

С целью углубления знаний об основах организации и деятельности правоохранительных органов, юридических служб государственных органов, предприятий, организаций и учреждений в ходе учебной (ознакомительной) практики студенты изучают ряд положений, вытекающих из задач практики:

– к какому виду государственных органов относится та структура, где студентом осуществляется учебная практика;

– с какими государственными и негосударственными органами взаимодействует данная структура;

– какие нормативные правовые акты составляют правовую основу организации и деятельности рассматриваемого государственного органа, предприятия, учреждения. Что представляет собой система правового регулирования его организации и деятельности;

– какая установлена организационная структура правоохранительных органов, государственных органов, предприятий, организаций и учреждений; цели и направления их деятельности;

– как организован прием граждан, порядок рассмотрения жалоб и заявлений;

– приобретение навыков работы с входящей и исходящей документацией; познание принципов и приобретение опыта делопроизводства;

– выявление, анализ и сбор в ходе практики правовых актов и документов, которые могут быть использованы в дальнейшей работе по изучению теоретических юридических курсов, для написания курсовых работ, рефератов, научных публикаций и проведения иных исследований в рамках студенческой научно-исследовательской работе студентов.

 

Организация практики:

Учебная (ознакомительная) практика проводится в течение четырех недель на объектах и в организациях, соответствующих профилю подготовки специалистов.

При проведении учебной (ознакомительной) практики учебная группа может делиться на две и более подгруппы численностью не менее десяти человек в каждой, в зависимости от возможностей принимающей организации.

Базами учебной (ознакомительной) практики являются предприятия г. Минска, министерства и ведомства Республики Беларусь, учреждения и организации, правоохранительные органы, юридические службы органов законодательной и исполнительной власти Республики Беларусь, позволяющие в полной мере реализовать основную цель и задачи указанной практики.

Студенты, не прошедшие практику, не выполнившие программу практики, получившие отрицательные отзывы руководителя, неудовлетворительную отметку при сдаче дифференцированного зачёта руководителю практики, повторно направляются на практику в свободное от обучения время.

Результаты учебной (ознакомительной) практики оцениваются по установленной в соответствии с учебным планом системе.

 

3 ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Методические указания для студентов и руководителей практики

Обязанности руководителя учебной (ознакомительной) практики студентов от кафедры

– изучить основные руководящие документы по практике;

– познакомиться со студентами, направляемыми на практику под его руководством и перечнем баз практики;

– довести до студентов особенности прохождения практики;

– проконсультировать студентов по вопросам сбора и обработки практического материала для составления отчета;

– принять участие в организационном собрании кафедры со студентами по вопросу проведения практики;

– за 5-10 дней до начала практики согласовать с базой практики вопросы ее подготовки к проведению практики;

– обеспечить руководителей практики от базы практики программами практики, решить вопросы допуска студентов к получению информации, пользованию необходимой документацией и литературой;

– проверить своевременное прибытие студентов на места практики;

– принять участие в работе комиссии по защите отчетов по практике;

– в течение трех дней после приема зачетов предоставить на кафедру краткий отчет о прохождении практики студентами для обсуждения его на заседании кафедры и составления обобщенного отчета.

Обязанности руководителя учебной (ознакомительной) практики от базы практики

– изучить программу практики и организовать качественное проведение учебной (ознакомительной) практики у закрепленных за ним студентов в соответствии с целью и задачами указанной практики и в тесном контакте с руководителем практики от кафедры;

– ознакомить практикантов с базой практики, правилами внутреннего распорядка, порядком получения документов и материалов, с основными методами и направлениями работы;

Обязанности студента-практиканта

– знать своего руководителя практики от кафедры, место и сроки проведения практики;

– получить и изучить программу практики;

– явиться на организационное собрание кафедры по вопросу проведения практики;

– своевременно прибыть на место практики;

– участвовать в научно-исследовательской работе по заданию кафедры;

– выполнить в полном объеме требования программы практики;

– составить отчет по результатам практики, представить его на проверку и для подписи руководителю практики;

–  в установленный срок прибыть на кафедру, сдать отчет для проверки или защиты перед назначенной комиссией.

 

Требования к содержанию и оформлению индивидуального отчета по практике

По окончании практики студент составляет письменный отчет, который должен содержать сведения о конкретных базах практики и о конкретной выполненной работе студентом. В отчете должны быть освещены следующие положения:

– характеристика базы практики, предмета деятельности соответствующего предприятия, учреждения, организации, краткое описание функций и задач органа-базы практики;

– анализ материалов, собранных во время лекций, экскурсий, бесед с ведущими специалистами и юристами-практиками; отражены вопросы судопроизводства; специфика деятельности нотариальных контор, юридических консультаций, юрисконсультов; должны содержаться выводы и предложения;

– изложение вопросов, возникших по конкретным делам и их решение;

– затруднения, с которыми студент сталкивался при прохождении практики;

– предложения по улучшению организации учебной (ознакомительной) практики, в случае выявления студентом недостатков в деятельности базы практики – рекомендации о возможных путях их устранения, предложения по совершенствованию действующего законодательства;

– копии или образцы документов, в составлении которых студент принимал участие.

Для оформления отчета студенту предоставляется 2-3 дня после окончания практики.

Текстовая часть отчета должна быть написана разборчиво и аккуратно на одной стороне листа без каких-либо сокращений. Схемы, таблицы в отчете следует пронумеровать. Набор текста отчета производится шрифтом Times New Roman, размер 14 пт. Разрешается использовать компьютерные возможности для акцентирования внимания на определениях, терминах, важных особенностях, применяя разные начертания шрифта (курсив, полужирный, полужирный курсив, разрядка и пр.). Параметры абзаца: выравнивание – по ширине; отступ – слева 0 см, справа 0 см; первая строка – отступ 1,25 см; междустрочный интервал 1,5; интервал – перед 0 пт, после 0 пт. Параметры страницы: левое поле – 3 см, правое поле – 1,5 см, верхнее и нижнее – 2 см.

Объем отчета должен составлять без учета прилагаемых документов не менее 15 страниц и включать следующие сведения:

ñ организация и сроки проведения учебной (ознакомительной) практики;

ñ цель и задачи учебной (ознакомительной) практики;

ñ содержание учебной (ознакомительной) практики: описание работы организаций – назначение и структура организаций, функции её подразделений; организация работы и основные показатели деятельности;

ñ список использованных источников.

Оглавление, введение и заключения в отчете обязательны.

Все перечисленные материалы отчетности должны быть помещены в отдельную папку-скоросшиватель с указанием на титульном листе реквизитов согласно Приложению 1 данной программы.

После составления отчета его следует показать руководителю практики

от института, который сообщает день защиты. Защита проводится на заседании комиссии, в которую в обязательном порядке входит руководитель практики от института и заведующий выпускающей кафедрой.

Отчет о практике является основным документом, свидетельствующим о качестве работы студента в течение учебной (ознакомительной) практики.

Отчет о практике регистрируется в деканате факультета и передается непосредственно на выпускающую кафедру, где проверяется руководителем практики от института, подписывается руководителем практики, который производит допуск студента к защите.

Дифференцированный зачет по учебной (ознакомительной) практике производится на основе результатов защиты данного отчета перед комиссией, назначаемой деканатом. Сроки проведения дифференцированного зачета определяются кафедрой. В состав комиссии, как правило, входят преподаватель, ответственный за организацию практики по кафедре, руководители практики от кафедры, заведующий кафедрой. Оценка по практике заносится в экзаменационную ведомость, приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов. Оценка по практике определяется глубиной приобретенных знаний, качеством отчета, оценкой практики руководителем и содержанием ответов на вопросы комиссии.

Студент, не выполнивший программу учебной (ознакомительной) практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при сдаче зачета, повторно направляется на практику.

Итоги практики подводятся и обсуждаются на заседании кафедры, рассматриваются на Совете факультета правоведения Минского института управления и НМС института.

 

 

Приложение 1

МИНСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ КОММУНИКАЦИЙ И ПРАВА

КАФЕДРА ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

УТВЕРЖДАЮ

 

(руководитель / заместитель руководителя организации)

М..П.

   

   (подпись)                             (И.О. Фамилия)

«___» ________________ 201_ г.

 

 

ОТЧЕТ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: