II.5. Основные принципы русской прозы

Основные принципы русской прозы, определенные самим Пушкиным:

1.»Точность и краткость – вот первые достоинства прозы».

2. «Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».

 3. «Прелесть нагой простоты так еще для нас непонятна, что даже в прозе мы гоняемся за обветшалыми украшениями…»

Простота для Пушкина- понятие больше стилевое, чем языковое. Просто – это значит у него – выражено без украшений, самым отчетливым и экономным образом.

4. Принцип «индивидуализации» и социально-бытовой характеристики отдельных персонажей (В.В. Виноградов).

Повесть Пушкина характеризуют различные типы речевой стилизации. Так, в «Повестях Белкина» наблюдаются следы стилизации под прозаические тексты XVIII в. с нарушением порядка слов, связи слов в составе словосочетаний, установившихся в первой четверти XIX в., употребление стандартных фраз и выражений в письме друга Белкина, характеризующих особенности эпистолярного жанра XVIII в. с традиционным зачином, концовкой, устарелыми синтаксическими конструкциями и оборотами: «Милостивый государь мой **!Почтеннейшее письмо ваше от 15-го сего месяца имел я честь 23 сего же месяца, в коем вы изъявляете свое желание иметь подробное известие о времени рождения и смерти, о службе, о домашних обстоятельствах, также и о занятиях и нраве покойного Ивана Петровича Белкина, бывшего моего искреннего друга и соседа по поместьям…»

Для прозы Пушкина характерна социальная мотивированность речи персонажа. Характерным является использование приема «языковой маски», суть которого заключается в том, что речи персонажа придают свойства, «в той или оной мере разобщающие его с остальными персонажами» (Винокур Г.О.):

-Послушай, мужичок,- сказал я ему, - знаешь ли ты эту сторону? Возьмешься ли ты довести меня до ночлега? – Сторона мне знакомая, - отвечал дорожный, - слава богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек. Да вишь какая погода: как раз собьешься с дороги. Лучше здесь остановиться да переждать, авось буран утихнет да небо проясниться: тогда найдем дорогу по звездам.

 («Капитанская дочка») 

Очевидно, речь Петруши Гринева отличается от речи дорожного (Пугачева), однако следует отметить и то, что разговорные и просторечные слова и выражения представлены в реплике дорожного в соответствии с пушкинским принципом «соразмерности и сообразности».

 

II. 6. Реформа синтаксиса.

Основные черты синтаксиса пушкинской прозы могут быть охарактеризованы следующим образом:

1. Нормальным является прямой порядок слов. Обратный порядок слов, как правило, обусловлен смыслом предложения: «Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно мнением ямщика, советовал воротиться» («Капитанская дочка»).

2. Преобладание простых и бессоюзных предложений.

3. Господствующий принцип «синтаксической сжатости фразы» (В.В. Виноградов): 1) признание стилистического приоритета глагола: 2)сокращение качественных определений: 3) наличие однородных компонентов.

4. В отдельных случаях Пушкин использует несобственно-прямую или несобственно-авторскую речь. Несобственно-прямая речь – способ построения текста художественного произведения с точки зрения персонажа, при котором речь персонажа передается от 3-го лица автора или рассказчика: «Лизавета Григорьевна ушла в свою комнату и призвала Настю. Обе долго рассуждали о завтрашнем посещении. Что подумает Алексей, если узнает в благовоспитанной барышне свою Акулину? Какое мнение будет он иметь о ее поведении и правилах, о ее благоразумии» («Барышня-крестьянка»). Безусловно, что два последних предложения можно было оформить как прямую речь, но Пушкин этого не делает, тем самым используя дополнительное стилистическое средство речевой характеристики персонажа. 

 В прозе Пушкина встречается инесобственно-авторская речь – способ построения текста в основном с точки зрения автора, которое осложняется элементами с точки зрения персонажа: «Лизе было совестно показаться перед незнакомцами такой чернавкою; она не смела, просить…она была уверена, что добрая, милая мисс Жаксон простит ей… и проч., и проч.» («Барышня-крестьянка»). Элементы, соотносящиеся с точкой зрения персонажа, не образуют самостоятельных синтаксических конструкций.

 Лаконизм, неукрашенность, предметность, деловой характер сравнений и метафор, простота фразы, ее действенность, ее стремление к типу ´существительное + глагол´, быстрота темпа – все это основные черты пушкинского прозаического стиля.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: