Кризисное консультирование

Сильные стрессовые факторы часто могут являться следствием кризисных состояний личности.

Кризис — это решающий, поворотный момент в жизни каждого человека. Слово «кризис» имеет интересное сочетание вариантов перевода. Оно означает: тяжелое состояние, перелом, шанс. Мудрость языка указывает на самое главное: шанс дается на переломе, когда мы должны что-либо изменить, причем немедленно. Переживание кризиса тем острее, чем больше человек сопротивляется происходящим переменам в своей жизни. Пусковой механизм кризиса и реакции на него специфичны для каждого человека. Это значит, что серьезное событие в жизни может не вызвать сильной реакции, а незначительное может активизировать развитие выраженных негативных реакций (по типу «последней капли»).

Поэтому при работе с кризисными состояниями консультантуважноизбегать преждевременных оценок причины кризиса. Следует обращать внимание на истинную причину и отличать ее от провоцирующего фактора. Кризис происходит тогда, когда человек перестает видеть возможные выходы из сложившейся ситуации, появляется так называемое «туннельное видение» (Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И., 2004).
В процессе консультативных встреч для клиента важно расширить границы осознаваемого, это позволяет увидеть возможные позитивные выходы. Работать с чувствами при кризисе так же важно, как работать с проблемой. Работа с клиентом в значительной степени должна быть сосредоточена на том, чтобы «вентилировать» чувства клиента, касаясь событий его жизни. Ни в коем случае нельзя принижать качество чувств, выражаемых клиентом.

Наиболее эффективен при работе с кризисом метод кризисной интервенции. Суть кризисной интервенции заключается не в том, чтобы решить проблему, а в том, чтобы сделать возможной работу над ней. При этом одним из важнейших принципов кризисной интервенции является то, что консультант не пытается изменить чувства клиента, он только реорганизует их в более конструктивное начало.

В кризисе не нужно решать старые проблемы, так как в этом состоянии у клиента нет сил справиться с ними. Важно идентифицировать проблемы прошлого, отделить их от текущих событий, а затем сконцентрироваться на актуальной проблеме (Емельянова Е. В., 2004).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: