Для чего использовались сосуды – канопы?

Тело внутри и снаружи покрывали слоем смолы или смеси смолы и сала. Внутренности, когда их изымали и не возвращали обратно в тело, помещали в четырех сосудах-канопах, крышки которых были увенчаны головами четырех детей бога Гора.

В сосуде, увенчанном человеческой головой, изображающей бога Имсета, была печень. Сосуд, покрытый крышкой с головой шакала, изображающей бога Дуамутефа, содержал желудок. Кувшин с обезьяньей головой, олицетворяющей бога Хапи, содержал легкие. В четвертом сосуде с головой ястреба Кабек-Сневефа хранился кишечник. Нигде не упоминается о том, куда помещались селезенка, поджелудочная железа и тазовые органы.

Канопы были разного размера и изготовлялись из различных материалов - алебастра, известняка, базальта, глины. Когда внутренности помещались в эти кувшины, миниатюрные изображения каноп вкладывались в полости тела, которые потом набивались соломой, пропитанными смолой бинтами или мхом и лишайником. Канопы ставили в деревянный ящик и хранили рядом с телом.

Если внутренности возвращали в тело, то их обычно заворачивали в четыре отдельных свертка, которым придавались образы указанных выше богов. Разрезы на теле вначале не зашивали, а просто притягивали их края друг к другу. Иногда края разрезов склеивали воском или смолой, однако существуют записи времен 18, 20 и 21-й династий (1700, 1250 и 1000 гг. до н. э.) о случаях, когда разрезы сшивались. Зашитый или нет, разрез покрывался пластиной из воска или металла.

Большинство современных бальзаматоров считают, что восстанавливать изменившиеся черты лица умершего стали сравнительно недавно, но это не так. Древнеегипетские бальзаматоры производили эту операцию уже во времена 20- й династии (1288-1110 гг. до н. э.). При этом они не ограничивались только лицом.

Придание телу нормальной формы

Все тело набивали каким-либо материалом, чтобы вернуть ему прежние формы. Рот заполняли опилками для восстановления наполненности щек, в веки вставляли льняные прокладки. Затем, начиная от разреза на животе, проникали под кожу туловища во всех направлениях, проталкивая набивочный материал (льняные бинты или смесь сливочного масла с содой) в образовавшиеся каналы.

Иногда для этой операции делались дополнительные разрезы. В более поздние времена щеки и виски заполняли смолой, вводимой в отверстия перед ушами. Смолу вводили в теплом состоянии, застывая, она придавала лицу нужную форму. Глаза иногда заменялись сделанными из камня или маленькими луковками.

Случалось, тела знатных египтян золотили. При этом золотом иногда покрывали всю мумию, а иногда только отдельные части тела (лицо, ногти пальцев рук и ног, гениталии).

Пеленание мумии

Далее приступали к пеленанию мумии. Считается, что бальзаматоры специализировались на бинтовании определенных частей тела - пальцев рук, ног, головы и т. д. Каждый палец ноги или руки сначала бинтовался отдельно, затем каждая конечность целиком. Тело сначала покрывали своего рода туникой, а лицо - квадратным куском бинта, за которыми следовали ровные спиральные витки. Между бинтами располагалась набивка для сохранения контуров тела.

В течение последнего тысячелетия египетского бальзамирования методы постепенно сместились с подготовки хорошо обработанных тел, способных многие века противостоять разложению, на все более тщательно создаваемый внешний вид мумии.

Бинтование усложняется, используются гипс и картонаж, из-за чего внешний вид спеленутого тела становится все более причудливым. Поверх голов мумий начинают прикреплять написанные на плоских поверхностях портреты умерших, довольно верно передающие их внешний облик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: