Культура Среднего и Нового царств: взаимодействие и ассимиляция культур

Культура Среднего царства

Эпоху Среднего царства нередко называют классической, она стала новым периодом расцвета египетской культуры.

Примерно в 2050 г. до н. э. фараон Ментухетеп I смог объединить Египет и восстановить единую власть под эгидой Фив.

После объединения страны в развитии культуры Египта наступила эпоха процветания, которая нашла выражение в подъеме самых разных ее сторон.

Фиванские фараоны, стремясь возродить и продолжить традиции Древнего царства, провели целый ряд изменений, которые затронули уклад жизни, искусство, религию, литературу, язык.

Эти изменения наложили неизгладимый отпечаток на культуру эпохи, без них нельзя понять стремительный расцвет светской художественной литературы и научных знаний, переосмысление роли фараона в египетском обществе, который теперь все более представлялся не только недосягаемым божеством, но и конкретным человеком.

В это время окончательно складывается среднеегипетский язык, который как господствующий язык просуществовал до конца египетской истории, сохранив преимущественно религиозно-культовое назначение.

Процветание государства в эпоху Среднего царства способствовало интенсивному храмовому строительству, в ходе которого архитектурный стиль Древнего царства был не просто возрожден, но и переосмыслен, исходя из новых политических, религиозных и художественных потребностей.

Одновременно с развитием архитектуры шло развитие конкретного научного знания.

От этой эпохи до нас дошли первые математические и медицинские тексты, древнейшие записи обмера страны, списки созвездий на саркофагах, первый в мире словник.

Среднее царство вошло в историю культуры как период развития научных знаний, сосредоточием которых стали храмы.

Для египтян солнце и звезды были исполнены божественного смысла, а потому астрономия зародилась в лоне религии.

Наблюдая движение небесных светил, жрецы обнаружили, что самая яркая звезда Сириус раз в году оказывается прямо над восходящим солнцем и через несколько дней после этого начинается ежегодный разлив Нила.

Этот день знаменовал первый день египетского года, насчитывавшего 12 месяцев, каждый из которых состоял из 30 дней.

Для соответствия реальной продолжительности года в календарь включалось еще дополнительно 5 дней.

Было принято у египтян и деление суток на 24 часа.

 

Развитие индивидуализма

Однако столетия, отделившие эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, во многом изменили мироощущение египтян.

Распад страны, война всех против всех, упадок центра и божественной власти фараона, разрушение традиционной шкалы ценностей – все это создало почву для развития индивидуализма.

Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том, что каждый заботился о своем собственном бессмертии.

Теперь уже не только фараон, не только вельможная знать, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире.

Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же нашло отражение в содержании культа умерших.

Он очень упростился.

Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба.

Для обеспечения вечной жизни было достаточно одной стелы – каменной плиты, на которой были написаны магические тексты, гарантировавшие умершему и загробную жизнь, и материальное обеспечение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: