Психолого-педагогическая и научно-методическое обеспечение подготовки преподавателей для высшей школы

Если студенты – это взрослые люди со сложившимся мировоззрением и пусть и маленьким, но жизненным опытом, то педагогическая парадигма нам не подходит, хотя только о ней у большинства людей есть какое-то представление. Кроме того, поскольку специалистов по педагогике и психологии высшего образования у нас нет (об истории этого вопроса мы говорили), поскольку социализация молодежи задерживается, и постольку у многих преподавателей в лексиконе по отношению к студентам появился термин «дети». Причем, это появилось у преподавателей младшего поколения. Но если мы к взрослым людям будем относиться, как к детям, занимаясь их профессиализацией, то они и будут вести себя как дети и ничего хорошего из этого не будет.

Таким образом, перед нами стоит задача – определить из какой же парадигмы мы с вами будем исходить для того, чтобы адекватно осуществлять процесс преподавания, обучения и воспитания будущих профессионалов. Для этого нам необходимо сравнить обозначенные парадигмы

. Андрагогика – теория и практика образования взрослых

Согласно принципам андрагогики, взрослому обучающемуся человеку принадлежит ведущая роль в процессе обучения. Являясь сформировавшейся личностью, он ставит перед собой конкретные цели обучения и стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению. Андрагогика осуществляет древнейшую формулу обучения: nonscholae, sedvitaediscimus — учимся не для школы, а для жизни. Т.о. Профессиональное образование студентов в вузе – это образование взрослых людей, у которых закончился первый этап социализации, результатом чего является уже сформированные определенные способности и готовность включаться в общество. Молодой человек уже обладает мировоззрением, своими ценностными ориентациями, позициями. В вуз он пришел с целью профессиализации, имеющей четко определенную временную составляющую – пять лет, в течение которых он еще должен приобрести навыки статусной социализации в будущем.

Теоретической базой андрагогики является ориентация на целостность, системность, субъект-субъектные взаимодействия, и синергетическая методология. Основные положения, из которых исходит андрагогика состоят в том, что образование для взрослого человека – это

 смысл, в котором выделяются: ценность формирования нового миропонимания, которое является для человека благом;

система, как обеспечение социального заказа социума на приобщение к культуре;

деятельностный процесс изменения внутреннего образа об окружающем мире;

результат как позитивное изменение потребностей, внутренних норм, способностей к действию;

услуга, как обеспечение качества образовательного процесса и его результата.

В идеале для студента, как взрослого человека, в той или иной степени характерна биологическая (физиологическая и психологическая), социальная (профессиональная, гражданская, правовая, нравственная) и духовная (самостоятельность, целеустремленность, разумность) взрослость, которая на свою образованность смотрит как на овладение ценностью самосовершенствования, управление процессом собственного образования, самооценку результата образования, деятельность, направленную на преобразование себя.

Исходными в андрагогике являются семь положений, детерминированных психо-физиологическими и социально-профессиональными отличиями взрослых обучающихся и спецификой условий их обучения.(Змеев)

1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения.

2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, к самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым.

3. Взрослый обучающийся обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения.

4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели.

5. Взрослый обучающийся рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств.

6. Учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения.

7. Процесс обучения взрослого обучающегося организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.

Следует выделить пять основных параметров личности обучаемого:

1. Самосознание обучающегося

2. Опыт обучающегося

3. Мотивация и цели обучения взрослого обучающегося

4. Использование обучающимся приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков и качеств

5. Участие в организации процесса обучения.

Таким образом, технология обучения взрослыхпредставляет собой систему определенных операций, функций и технических действий взрослых, обучающихся и обучающих, сгруппированных по основным этапам процесса обучения:

1 психолого-андрагогическая диагностика обучающихся,

2. планирование, создание условий, реализации, оценивания

3. коррекция процесса обучения.

При этом преподаватель выполняет следующие действия:

1. Наблюдение, проведение диагностических тестов, анкет, собеседований.

2. Создание индивидуальной программы обучения обучающегося.

3. Создание комфортных физических условий и благоприятной психологической атмосферы обучения, научно-методическое обеспечение учебного процесса предусмотренными программой источниками и средствами обучения.

4. Проведение диагностических опросов; отслеживание реализации процесса обучения обучающимися; использование адекватных поставленным целям обучения и учитывающих особенности конкретных обучающихся содержания, источников, средств, форм и методов обучения.

 5. Использование различных критериев, форм, методов, средств контроля и оценивания достижений в обучении.

 6. Внесение необходимых изменений в планы, содержание, формы, методы, средства обучения и оценивания.

При этом он выполняет следующие функции, представленные в иерархическом порядке: 1.эксперта по технологии обучения взрослых;2. организатора совместной деятельности всех участников (элементов) процесса обучения; 3.соавтора (совместно с обучающимся) индивидуальной программы обучения; 4. наставника, консультанта, вдохновителя взрослых обучающихся; 5.создателя благоприятных физических и психологических условий обучения; 6.источника знаний, умений, навыков и качеств, необходимых обучающимся.

Роль преподавателя при андрагогическом подходе состоит, во-первых, в помощи обучающемуся организовывать себя во внешнем мире, который представляет собой различные ситуации, влияющие на действия, поведение и деятельность человека «здесь и теперь». Этому учат с детства, а преподаватель в вузе продолжает эту ориентационную деятельность. Во-вторых, в помощи самоорганизации себя, своего внутреннего мира, которая состоит в управлении процессами мышления, чувств и поступков. Этому никто не учит, а человек учится этому сам методом проб и ошибок. Роль преподавателя - поддерживающая саморазвитие.

Таким образом, андрагогика как общая теория обучения взрослых дает общие подходы для их применения к разным ситуациям. Ее главная задача – технологическое обеспечение процесса образования взрослых на основе двух взаимопроникающих технологий:

-технологии решения проблем и

-технологии системно-модульного преподавания учебных дисциплин.

Обе обозначенные технологии помогают активизировать самостоятельную работу студентов, обеспечивают учебный процесс методически, адекватно оценивая результаты, и способствуют внедрению авторских программ учебных курсов.

Теперь обратим внимание на «Акмеология» - науку изучающую:

закономерности самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам);

факторы объективные и субъективные, содействующие и препятствующие достижению вершин;

закономерности обучения вершинам жизни и профессионализма в деятельности;

самообразования, самоорганизацию и самоконтроль;

-закономерности самосовершенствования, самокоррекции и самореорганизации деятельности под влиянием новых требований, идущих как извне, от профессии и общества, развития науки, культуры, техники, так и, особенно, изнутри, от собственных интересов, потребностей и установок, осознания своих способностей и возможностей, достоинств и недостатков собственной деятельности.

Проблеме рассмотрения акмеологии как новой парадигме образования посвящены исследования А.А. Деркача, Бодалева А.А.: “Предметом акмеологии в широком понимании являются объективные и субъективные факторы, которые, взаимодействуя друг с другом, содействуют или препятствуют прогрессивному развитию взрослого человека, а также закономерности и механизмы, позволяющие взрослому человеку достигать в своем развитии вершин, которые обозначаются термином «акме».Акмеология – наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и, особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. “К настоящему времени, помимо общей акмеологии, оформились такие ветви акмеологии, как управленческая, педагогическая, военная, спортивная и др.”. Основополагающие аспекты педагогической акмеологии рассмотрены в работе В.Н. Максимовой “Акмеология: новое качество образования”: “Акмеология – это наука о качестве человека и о качестве жизни. Акмеология образования, в свою очередь, исследует условия достижения высокого качества образовательных систем и развития субъектов образовательного процесса: учителя и ученика. Акмеологический подход к образованию становится особенно актуальным в связи с обострением проблемы качества современной школы”

Рассмотрим акмеологические технологии и их роль в повышении качества образования, направленнына развитие внутреннего потенциала, повышение профессионализма и адаптационных возможностей человека. Они включают комплекс естественнонаучных и гуманитарных знаний, приобретающих акмеологическую основу. Особенности акмеологических технологий обусловлены внутренней установкой субъекта на ее разработку и внедрение. Объектом технологизации становятся личностные зоны развития человека, способы и средства жизнедеятельности, профессионального становления.

Структура акмеологических технологий может быть представлена следующим образом:

· цель и задачи технологии;

· методологическая основа;

· принципы разработки;

· условия технологического процесса;

· анализ конкретной ситуации;

· характеристики субъекта и объекта технологии, особенности их взаимодействия;

· этапы, приемы (стратегические, тактические) достижения цели;

· способы прогнозирования результатов;

· внедрение.

«Основная задача акмеологических технологий – сформировать и закрепить в самосознании человека востребованную необходимость в самосознании, саморазвитии и самореализации, позволяющих специальными приемами и техниками самоактуализирватьличностное и профессиональное Я.» К числу акмеологических можно отнести следующие технологии:

· игровые (дидактическая игра, технологии игромоделирования),

· технологии психоконсультирования,

· тренинговые технологии,

· технологии развивающего обучения,

· технология личностно-ориентированного обучения,

· метод проектов.

Теперь обратим внимание на коммуникативную парадигму в образовании, которая как и андрагогическая и акмеологическая возникла из противоречий в реализации традиционной педагогики. Новый акцент образования в сторону культуры сделал необходимым изменения взглядов на образовательную систему в целом, которая имеет, как и вся культура, свой текст, подтекст и контекст. Под текстом образования как социокультурной системы мы будем понимать не только содержательную основу научного знания, но и формы его передачи и усвоения, т..е. преподавания и учения. Оба эти процесса в индустриальном обществе основаны на традиционной педагогике, которой соответствовала традиционная форма уже добытой кем-то информации. Традиционная дидактическая теория видит свою задачу в том, чтобы приобщить обучающихся к обобщенному систематизированному опыту человечества.

• 1 Наука, отвечая на запросы практики, выделяет свой предмет и описывает его на понятийном уровне. Происходит первое замещение реальности.

• 2.Учебные предметы представляют собой по форме дидактические приемы преподавания наук. Происходит второе замещение реальности.

• 3.Учебная информация функционирует в форме лекции, семинара, практического занятия, где происходит третье замещение профессиональной деятельности. А далее – еще одно замещение: в голове обучающегося.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: