VI.6. Рациональное природопользование

 

155. В целях обеспечения рационального природопользования осуществляется подготовка соответствующей правовой базы, гармонизация действующего законодательства республики с международным законодательством. Подготовлен проект закона КР «О едином экологическом налоге», который призван улучшить финансирование мероприятий по защите природы. В рамках присоединения Кыргызской Республики к Международной конвенции по ядерной безопасности (МАГАТЭ) Устав МАГАТЭ ратифицирован парламентом республики.

 

156. Одним из приоритетных экологических проблем является загрязнение атмосферы. В рамках исполнения рамочной Конвенции ООН об изменении климата при поддержке Глобального Экологического Фонда и ПРООН подготовлено первое Национальное сообщение об изменении климата, в котором разработаны сценарии изменения климата в будущем и предложены меры по сокращению выбросов парниковых газов. В целях реализации Государственной программы по прекращению использования озоноразрушающих веществ (ОРВ) в Кыргызской Республике на 2002-2005 годы проводятся семинары, создан Озоновый центр, призванный координировать процесс ее выполнения. В целях увеличения доли нетрадиционных и возобновляемых источников энергии с 0.15% в 2001 году до 3.5% в 2005 году в общем объеме производимой энергии принимаются меры по проектированию сол­нечной системы теплоснабжения, производству солнечных тепловых коллекторов для отопления и горячего водоснабжения. В ряде регионов осуществляется установка сети автогазозаправочных станций.

 

157. Осуществляется подготовка правовой базы по защите водных ресурсов. Так, для обеспечения рационального использования водных ресурсов подготовлен проект Водной стратегии. Разработан проект Водного Кодекса Кыргызской Республики, который должен обеспечить более эффективное управление и регулирование водных ресурсов. В этих же целях внедрена на уровне областей и районов республики информационная система управления водными ресурсами. Продолжается работа по подготовке Водного кадастра, что даст возможность более эффективно вести учет ресурсов.

 

158. Для обеспечения рационального использования поверхностных и подземных вод создаются в регионах республики информационно-консультативные системы. Также нужно отметить, что эффективному решению вопросов водопользования с учетом интересов Кыргызстана и других стран Центральноазиатского региона будет способствовать выдвинутая на 5-ой Общеевропейской Конференции министров охраны окружающей среды инициатива «Окружающая среда, вода и безопасность».

 

159. Невосполнимым природным ресурсом любой страны являются земельные ресурсы. Для их более эффективного учета разрабатывается Кадастр земельных ресурсов.

 

При выдаче лицензий юридическим и физическим лицам на разработку месторождений полезных ископаемых установлено обязательное требование предоставления финансовых гарантий на проведение рекультивационных работ. Для средних и крупных месторождений установлены требования по разработке проектов вывода рудников из эксплуатации и рекультивации нарушенных земель с обязательным предоставле­нием их на государственную экологическую экспертизу до начала ведения работ.

 

160. В целях сохранения биоразнообразия принимаются меры по созданию заповедников, про­водятся тренинги. Кроме того, разрабатываются различные проекты по борьбе с опустыниванием, проводятся ежегодные месячники по посадке лесов. В 2002 г. соотношение особо охраняемых территорий к общей площади составило 2.0 % по сравнению с 1.9 % в 2001 г. Площадь лесов ко всей территории в 2002 г. составила 5.3 %, что на уровне предыдущего года.

 

161. В области мониторинга за состоянием окружающей среды принят Закон «О ратификации Соглашения между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Финляндской Республики по оказанию финансовой помощи для проекта технического содействия в области мониторинга окружающей среды и укрепления потенциала управления в Кыргызской Республике».

 

162. В рамках Года Гор, Кыргызстан совместно с Казахстаном и Таджикистаном подписал в ходе состоявшегося в гор. Бишкеке Глобального Горного Саммита Центрально-Азиатскую Горную Хартию. Его реализация позволит проводить согласованный комплекс действий по решению проблем устойчивого раз­вития горных территорий в Центрально-Азиатском регионе.

 

 

В целях решения проблем отрицательного влияния на окружающую среду и безопасность граждан хвостохра­нилищ и отва­лов горных пород в соответствии с Законом «Об экологической экспертизе» проводится го­сударственная экспертиза проектов генеральных планов раз­вития территорий, социально-экономических, научно-технических и иных государственных программ, оказывающих воздействие на окружающую среду. Принимаются меры по обследованию районов активизации чрезвычайных ситуаций (техногенные чрезвычайные ситуации, подтопления, паводки и сели, снегопады, оползни, лавины и землятресения), прогнозированию ожидаемого числа и разновидностей стихий­ных бедствий в республике и другие предупредительные мероприятия. Разрабатываются проекты государственных программ по защите населения и территорий от подтопления, обеспечению сейсмической безопасности жителей и инфраструктуры населенных пунктов. Также нужно отметить, что в гор. Бишкеке создан Центрально-Азиатский ин­ститут прикладных исследований Земли, основными направлениями деятельности которого являются вопросы геодинамики, геокатастрофоведения, экологии, водных ресурсов. Значительную помощь в разработке мер по обеспечению безопасности на хвостохранилищах, проведении реабилитационных и рекультивационных работ оказывают Всемирный банк, Европейская Комиссия/ТАСИС, страны-доноры.

 

 VI.7. Равенство полов

 

163. В целях обеспечения гендерного равенства в Кыргызстане реализуется Национальный план действий по достижению гендерного равенства на 2002-2006 годы.

 

164. Принимаются меры, направленные на совершенствование законодательной базы. В новой редакции Конституции Кыргызской Республики закреплен принцип равноправия полов во всех сферах жизнедеятельности. Принят Закон «О социально-правовой защите от насилия в семье», регулирующий отно­шения в сфере социально-правовой защиты потерпевших от семейного насилия. Он был разработан неправительственными организациями. Вступил в силу Закон «Об основах государственных гарантий обеспечения гендерного равенства», устанавливающий государственные гарантии в обеспечении равенства прав и возможностей женщин и мужчин. Необходимые возможности для доступа женщин Кыргызстана к междуна­родным правозащитным системам дает действующий Закон Кыргызской Республики «О присоединении Кыргызской Республики к Факультативному Протоколу к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отноше­нии женщин». Кроме того, меры, обеспечивающие принцип равенства полов, отражены в действующей Национальной программе «Права человека» на период 2002-2010 гг. В результате принимаемых мер устойчиво повышается индекс развития гендерного фактора, составив в 2002 г. 0.718 по сравнению с 0.717 в 2001 г.   

 

165. Ситуация в сфере образования женщин продолжает оставаться стабильной. Число девочек среди учащихся начальной школы составляет 48.7 %, средней школы – 49.5%. Среди студентов средне-специальных учебных заведений девушки составляют 65.3%, высшей школы – 50.7%. О структуре занятости женщин по секторам свидетельствуют следующие показатели. Они занимают более 70 % рабочих мест в сфере здравоохранения и со­циального обслуживания, две трети - в образовании и около половины - в гостиничном сервисе. Достаточно высокой остается занятость женщин в сельском хозяйстве (46.5%), обрабатывающей промышленности (40.3%) и торговле (45.7%).

 

166. В горнодобывающей промышленности, энергетике, строительстве, транс­порте и государственном управлении значительно преобладает мужская занятость. Есть проблемы, связанные с наличием рабочих мест, занятых женщинами, и не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. При этом тяжелым физическим трудом за­нято 7.8% женщин.

 

167. Для создания условий, обеспечивающих равенство полов, принимаются меры по привлечению женщин к государственному управлению в рамках выполнения Указа Президента Кыргызской Республики «О дальнейшем совершенствовании кадровой политики по привлече­нию женщин-лидеров к государственному управлению Кыргызской Республики». Постоянно проводится гендерный анализ кадрового состава в государственных органах и органах местного самоуправления. Гендерные подходы интегрируются в деятельность министерств, в учебные программы ряда ВУЗов.

 

168. Действуют кри­зисные центры, убежища, консультационные и профилактические центры для оказания бесплатных юридических, психологических и других услуг женщинам, пострадавшим от насилия, а также жертвам незаконной торговли. Функционирует более 150 женских неправительственных органи­заций. Кроме того, женщины активно работают в организациях общинного типа и местных сообществах. Организованы программы по обучению безработных женщин, специальные радиопередачи, выпуск специальной газеты и статистического сборника «Женщины и мужчины Кыргызской Рес­публики», посвященных вопросам женщин.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: