Современные формы международного сотрудничества: проблемы и перспективы

 

Международное сотрудничество — это совместные действия субъектов в какой-либо сфере их взаимных интересов, их взаимосвязанная деятельность по согласованию своих позиций, координации действий, разрешению общезначимых проблем и принятию взаимоприемлемых решений.

В литературе распространено мнение, что принцип сотрудничества появился в международном праве только в середине XX в.

с его закреплением в Уставе ООН. Но это не так. Лишь на основе сотрудничества народов и государств стало возможным поступательное историческое развитие человечества, формирование международного сообщества, международных отношений и международного права. В историческом противоборстве «война-мир», «сила—право», «конфронтация—сотрудничество» человечество отдало приоритет сотрудничеству, подкрепив это признанием его в качестве юридически обязательного принципа

Принцип сотрудничества стал формироваться в глубокой древности вместе с развитием межгосударственных отношений и международного права. Идея сотрудничества народов и госу-дарств лежит в основе возникновения и развития международ-ного права, а принцип сотрудничества как нормативно-право-вой императив стал обеспечительным средством этого развития. Принцип зародился и веками развивался как региональный международно-правовой обычай, содействуя организации связей между государствами, разрешению многочисленных споров и способствуя формированию норм, принципов и институтов международного права.

Однако конвенционное закрепление и общее универсальное признание принцип сотрудничества получил лишь в XX в. В основу Устава ООН положена илея всестороннего сотрудничества государств независимо от различий в их политическом. экономическом и социальном строе. В соответствии с Уставом государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры».

Принцип сотрудничества был зафиксирован также в уставах и бессчетных актах многих международных организаций, в тысячах международных договоров.

Развивая положения Устава, Декларация о принципах международного права определила содержание принципа сотрудничества, закрепив обязанность всех государств сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений в целях:

поддержания международного мира и безопасности, содействия международной стабильности, прогрессу и общему благосостоянию народов;

установления всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод и ликвидации всех форм расовой дискриминации и религиозной нетерпимости,

принятия совместных и индивидуальных мер, предусмотренных Уставом ООН;

содействия всеобщему прогрессу в экономической, социальной и культурной областях, а также в области науки и техники, культуры и образования.

В условиях глобализирующегося и все более взаимозависимого мира значение принципа сотрудничества с каждым годом возрастает.

Растет число проблем, которые государства уже не могут решить в одиночку. Появление глобальных проблем современности, новых опасностей, вызовов и угроз миру и безопасности народов обязывает всех субъектов международного права сотрудничать друг с другом для противодействия этим угрозам и обеспечения стабильного мирового правопорядка.

В «Концепции внешней политики Российской Федерации» утверждается, что Россия в своей международной деятельности придает большое значение принципу сотрудничества государств, будучи «заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества государств и опирающейся на международное право». Там же отмечается: «Кардинальная трансформация международных отношений, прекращение идеологической конфронтации и последовательное преодоление наследия «холодной войны» и связанных с ней предрассудков и стереотипов, укрепление России и ее международных позиций — все это существенно расширило возможности сотрудничества на мировой арене... Свое международное сотрудничество Россия строит на основах равноправия, взаимного уважения интересов и взаимной выгоды».

 

Понятие «международное сотрудничество» отражает такой процесс взаимодействия двух или нескольких авторов, в котором исключается применение вооруженного насилия и доминируют совместные поиски реализации общих интересов. Вопреки обыденному пониманию, сотрудничество это не отсутствие конфликта, но «избавление» от его крайних, кризисных форм. Иллюзия «прозрачности» содержания данного понятия послужила, видимо, причиной того, что попытки его определения встречаются достаточно редко. Одна из них принадлежит, согласно которому «два автора находятся в состоянии сотрудничества, когда каждый из них может быть удовлетворен только в том случае, если удовлетворен и другой, то есть когда каждый из них может добиться достижения своей цели только тогда, когда этого может добиться и другой... Результатом чисто кооперативного отношения может быть ситуация, в которой либо оба автора удовлетворены, либо не удовлетворен ни один из них» (см. прим.7, с.110). Такое определение достаточно адекватно отражает суть проблемы, поэтому на него вполне можно опираться при дальнейшем рассмотрении вопроса. *

Традиционно отношения сотрудничества включают в себя двустороннюю и многостороннюю дипломатию, заключение различного рода союзов и соглашений, предусматривающих взаимную координацию политических линий: например, в целях совместного урегулирования конфликтов, обеспечения общей безопасности или решения других вопросов, представляющих общий интерес для всех участвующих сторон.

Как уже было показано, развитие сотрудничества между государствами и другими авторами международных отношений вызвало к жизни целую систему межгосударственных и негосударственных организаций глобального и регионального значения. Рост взаимозависимости мира, возникновение и обострение глобальных проблем необычайно увеличили объективные потребности в усилении многостороннего сотрудничества и способствовали расширению его сфер. Сегодня это уже не только вопросы торговли, таможенных правил, пограничных урегулирований или военно-политических союзов, но и задачи, связанные с необходимостью нахождения адекватных ответов на экологические вызовы, освоением космоса, совместным использованием ресурсов общего пользования, развитием коммуникационных сетей, контролем вооружений и т. д. В то же время, как бы ни многообразны были эти сферы и направления и сколь бы велико ни было их значение, центральным и наиболее важным из них остается политическое сотрудничество, от успешности которого во многом зависит решение задач взаимодействия и в других областях.

Особое значение приобретают вопросы политической интеграции. Она тесно связана с экономической, однако не сводится к ней и не представляет собой явление «вторичного» иди «надстроечного» порядка.

ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА  

Выделим следующие формы международного сотрудничества.  
Одной из основных форм международного сотрудничества по проблемам окружающей середы является за-  


Другой формой международного сотрудничества является создание и деятельность межправительственных специализированных организаций при ООН.  

Статистика окружающей среды возникла сравнительно недавно. Она приобрела международное значение. Созданы определенные формы международного сотрудничества по защите и улучшению окружающей среды. В задачи международных и государственных организаций, каждой страны в отдельности, входит разработка конкретных мероприятий по борьбе с загрязнением воздуха охране вод от загрязнения и использованию пресных вод охране морской среды охране почв и улучшению рационального использования земельных ресурсов охране природы путем создания заповедников улучшению состояния окружающей среды в населенных районах созданию широкой системы показателей оценки состояния окружающей среды и ее предполагаемых изменений, если не будут осуществляться конкретные мероприятия по восполнению природных ресурсов.  [c.112]

Послевоенный этап современного становления мирового хозяйства характеризуется стабилизацией, относительно мирными формами международного сотрудничества всех стран, но при непрерывном ведении в разных точках планеты довольно жестоких локальных войн с применением самых совершенных видов военной техники и стрелкового оружия. Они продолжаются и до сих пор. Но как бы то ни было, после Второй мировой войны мировымсообществом были созданы органы международного экономического сотрудничества, главными из которых являются ООН с ее экономическими организациями, Международный валютный фонд (МВФ), Банк реконструкции и развития (МБРР), Всемирный банк, Международная финансовая ассоциация (МФА), Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Всемирная торговая организация (ВТО) и многие другие. В общей системе этих организаций сейчас идет процесс формирования институциональной структуры, обеспечивающей достижение международной макроэкономической стабильности мирового хозяйства.  [c.383]

Развитие рыночных отношений и интеграция России в мировое сообщество предполагают развитие форм международного сотрудничества как путем активного участия в международных организациях и фондах, так и с помощью проведения сбалансированной валютно-финансовой политики. В связи с этим важным является понимание сути международных валютно-финансовых отношений и роли валютной системы.  [c.126]

В зависимости от тех или иных условий импорт капитала может быть или действенной формой международного сотрудничества, или фактором обострения острых экономических противоречий между государствами, особенно такими, которые находятся на разных ступенях экономического развития. Поэтому возможность эффективного использования иностранного капитала в национальной экономике зависит от предварительного ответа на целый ряд принципиальных вопросов  [c.123]

Вознесенская Н.Н. Смешанные предприятия как форма международного экономического сотрудничества. — М., 1986.  [c.141]

Расширение сферы внешнеэкономического и внешнеторгового сотрудничества России с зарубежными странами, использование в этой сфере новых рычагов и стимулов рыночного характера ставит перед участниками международных отношений ряд проблем. В 1995-1997 гг. эти проблемы касались поиска способов адаптации России к новым условиям международных отношений, путей создания выгодных обеим сторонам форм ее сотрудничества с зарубежными странами, а также выработки рыночных форм контроля за коммерческой деятельностьюзарубежных фирм на российской территории, за продвижением товаро-потоков, денежных средств через границу РФ. Одной из проблем международного экономического сотрудничества является выработка механизма налогового регулирования стоимостных результатов деятельности инофирм и предприятий с иностранными инвестициями в России, согласующегося с нормами международного права. Составной частью такого механизма является взимание налога на прибыль и доходы иностранных юридических лиц, а также предприятий с иностранными инвестициями.  

Одной из форм многостороннего сотрудничества между государствами являются международные организации и фонды. Они объединяют государства, национальные институты, общества, ассоциации неправительственного характера для достижения общей цели в области политики, экономики, социальной, научно-технической, культуры и др. Международные организации формируют свои фонды с целью многосторонней координации деятельности участвующих сторон. Создаются межгосударственные целевые фонды денежных средств на основе межгосударственных соглашений для осуществления единой валютно-финансовой и кредитной политики стран-участниц.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: