Международно-политические процессы: международное сотрудничество. Содержание и современные формы международного сотрудничества

 

Мирное урегулирование международных конфликтов является одной из самых сложных задач современности. Перед человечеством возникает потребность найти способы урегулирования сложившихся конфликтов. Для успешного преодоления противоречий необходимы взаимопонимания, взаимные уступки и компромиссы.

К сожалению, вечный мир в настоящее время остается лишь иллюзией. Политические деятели в настоящее время выделяют основные способы урегулирования и предотвращения конфликтов. Например, одни подчеркивают, что религия является основным фактором достижения мира и предотвращения вооруженных конфликтов. Другие говорят о необходимости укрепления социально - политической системы внутри страны, необходимости достижения социального равенства. Популярна идея создания всемирного государственного порядка, иначе говоря, создание определенных организаций, имеющих определенную власть в решении мировых проблем. Вследствие этого были созданы межправительственные организации, в центре внимания которых находится урегулирования сложившихся политических конфликтов. К таким организация относятся ОБСЕ,ОАЕ, Европейский Союз и многие другие.

Однако большое значение процедурам и методам урегулирования конфликтов придает Организация Объединенных Наций, образованная 24 октября 1945г. За активную деятельность, связанную с миротворчеством, ООН отмечена в 1988г. Нобелевской премией.

Политическое урегулирование конфликтов, т.е. нахождение взаимоприемлемого согласия между участниками конфликта политическим путем, при помощи переговоров, политических технологий и процедур сегодня является важнейшей категорией современной конфликтологии и политической науки. Поиск и разработка технологий политического разрешения конфликтов строится на выявлении совпадающих интересов и признании ценностей всеми конфликтующими сторонами, что позволяет разрешать конфликты мирными средствами. Многие из этих технологий разработаны и введены в практическую сферу в конце 20 столетия. В целом воздействии на конфликт для его мирного завершения осуществляется за счет: превентивной дипломатии; поддержания мира; сохранения и восстановления мира.

Превентивная дипломатия используется с целью остановить перетекания конфликта в вооруженную стадию. Она включает деятельность, связанную с «восстановлением доверия» между конфликтующими сторонами.

Поддержания мира, в свою очередь, подразумевает меры, направленные на прекращение огня. Это может быть развертывание миссией военных наблюдателей, миротворческих сил; создание зон, свободных от полетов и многое другое. Данная деятельность ориентирована не на поиски мирного урегулирования конфликта, а лишь на снижение остроты конфликта.

Сохранение мира предполагает процедуры, связанные с организацией переговорного процесса и осуществлением посреднических усилий третьей стороны с целью удовлетворения интересов конфликтующих сторон.

Понятие «третья сторона» включает в себя такие термины, как «посредник», «наблюдатель за ходом переговорного процесса» и «арбитра». Третья сторона может вмешиваться в конфликт самостоятельно, а может - по просьбе конфликтующих сторон.

Внешнее вмешательство третьей стороны в конфликт получило обозначение «интервенции». Наиболее известная форме интервенции - посредничество. Например, посредником в 1979г. в конфликте Израиля и Египта выступили США.

Цель посредничества, как и других мирных средств разрешения споров, состоит в урегулировании разногласий на взаимоприемлемой для сторон основе. При этом задачей посредничества является общее примирение спорящих, выработка основы соглашения, приемлемого для конфликтующих сторон. Поэтому основными формами содействия третьих государств урегулированию спора при посредничестве должны быть их предложения, советы, рекомендации, а необязательные для сторон решения.

Одним из распространенных средств воздействий третьей стороны на участников конфликта является введение санкций. Они вводятся государствами по собственной инициативе или по решению международных организаций. Введение санкций предусматривается Уставом ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии со стороны какого-либо государства.

Помимо санкций в арсенале средств воздействия третьей стороны на участников конфликта не исключаются и различные средства ограничения и принуждения (отказ в предоставлении экономической помощи, в случае продолжения конфликта или применение санкций к участникам). Все эти средства интенсивно используются на стабилизационной фазе урегулирования, с целью побудить участников прекратить насилие.

В международных отношениях также часто используют силовой метод урегулирования конфликтов и процесс переговоров при конфликте.

При использовании операций по поддержанию мира часто вводятся миротворческие силы. Это происходит в случаях, когда конфликт достигает стадии вооруженной борьбы. Главная цель миротворческих сил- это разъединение противоборствующих сторон, недопущение вооруженных столкновений между ними,контроль над вооруженными действиями сторон.

Одновременно с введением миротворческих сил часто создается буферная зона с тем, чтобы развести вооруженные формирования противоборствующих сторон. Практикуется введение зон, свободных от полетов, для того чтобы предотвратить нанесение бомбовых ударов одним из участников конфликта.

При этом следует учитывать то, что возможности миротворческих сил тоже ограничены: они не имеют право преследовать нападающего, а оружие могут использовать только лишь в случае самообороны. В этих условиях они могут оказаться мишенью противоборствующих сторон. Ярким примером такого инцидента происходил в первой половине 1995г., когда в Боснийском конфликте в заложниках оказались российский военнослужащие, находившиеся с миротворческой миссией.

Пребывание войск на территории другого государства представляет собой не менее важную проблему. Она не всегда решается в рамках национальных законодательств стран, которые предоставляют свои вооруженные силы. Кроме того, участие войск в урегулировании за рубежом негативно воспринимается общественным мнением, особенно если среди миротворческих сил появляются жертвы.

И, наконец, стоит подметить, что данный метод урегулирования является лишь временным на период поиска решений.

И последний, но немаловажный способ урегулирования конфликтов- переговоры. Они имеют такую же древнюю историю, как войны и посредничество.

Переговоры обладают рядом функций. Во-первых, это совместный поиск решения стоящих в центре переговоров проблем. Во-вторых, при определенных обстоятельствах переговоры выполняют функцию решения какой-либо внутриполитической проблемы.

Специалисты выделяют еще одну функцию переговоров - пропагандистскую. Данная функция проявляется тех случаях, когда участвующие в переговорах обращаются к общественному мнению своей страны, политическим силам, с целью получить их поддержку и, возможно, изменить характер мыслей в соответствии с собственными интересами. Деятельность вождя большевистской революции и первого наркома Л.Тройцкого была ярким примером пропагандистской функции переговоров в Брест-Литовске в 1918г. Для него было важно подтолкнуть европейскую и мировую революцию в соответствии со своими теоретическими концепциями. Троцкий пытался достучаться до германского и международного пролетариата. Брестские переговоры были завершены бессмысленным заявлением: «Советская Россия войну прекращает, мирного договора не подписывает, а армию демобилизует». Этот пример показывает, что акцентирование пропагандистской функции переговорного процесса может плохо сказать на его содержании.

Переговоры также обладают маскировочной функцией, которая проводится для «отвода глаз», в случае когда договоренности не нужна, а решаются иные задачи - заключение мира с целью выиграть время, «усыпить» внимание противника и многое другое. Примеров таких переговоров выступают переговоры между Россией и Францией в Тильзите в 1807г., вызвавшие недовольство в обеих странах. Однако Александр 1 и Наполеон считали это всего лишь временной передышкой перед военным столкновением.

Таким образом, в завершении главы отмечу, что мирное урегулирование конфликтов играет главенствующую роль в международных отношениях. Существует определенное количество методов и технологий урегулирования международных конфликтов, каждый из которых имеют свои преимущества и недостатки. Умение найти очаг возгорания конфликта и применить соответствующий метод урегулирования - одна из главных функций политических деятелей, от которой зависит мирное существование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: