Принципы и общие правила конституционного судопроизводства, особенности производства по отдельным категориям дел

Принципами конституционного судопроизводства являются как общие конституционные принципы осуществления правосудия в Российской Федерации, так и принципы непосредственно конституционного судопроизводства, сформулированные в гл. 4 Закона о Конституционном Суде.

 Рассмотрим эти принципы.

Независимость. Судьи Конституционного Суда независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и Законом о Конституционном Суде.

Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов, принятие решений осуществляется Конституционным Судом коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Гласность. Рассмотрение дел в суде проводится открыто. Закон допускает проведение закрытых заседаний только в случаях, предусмотренных Законом о Конституционном Суде. Согласно ст. 55 Закона закрытые заседания проводятся, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности.

Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит только устно. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке.

Непрерывность судебного заседания. Заседания Конституционного Суда по каждому делу происходят непрерывно. До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания Конституционный Суд не может рассматривать в пленарном заседании другие дела.

Состязательность и равноправие сторон как принцип означает, что стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседаниях Конституционного Суда.

В Законе о Конституционном Суде установлены общие правила конституционного судопроизводства, которые регулируют вопросы: обращения в Конституционный Суд; предварительного рассмотрения обращений; общих процедурных правил рассмотрения дел в суде; принятия и содержания решений Конституционного Суда. Общими эти правила именуются потому, что содержащиеся в них предписания относятся ко всем категориям дел, рассматриваемых в Конституционном Суде.

 

Обращение в Конституционный Суд. В Законе установлены поводы и основания к рассмотрению дела в суде, что является обязательным условием для самой возможности рассмотрения дела. Обращение направляется в Конституционный Суд только в письменной форме и должно быть подписано уполномоченным лицом. Вне зависимости от содержания запроса и процедуры в каждом обращении должны быть указаны:

Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации оплачивается государственной пошлиной: запросы, ходатайства и жалобы юридических лиц - в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; жалобы граждан - в размере одного минимального размера оплаты труда.

С учетом материального положения Конституционный Суд может освободить гражданина от уплаты пошлины или уменьшить ее размер. Пошлиной не облагаются: запросы судов, запросы о толковании Конституции Российской Федерации, ходатайства Президента Российской Федерации по спорам о компетенции (когда он в этих спорах не является стороной), запросы о даче заключения в процедуре импичмента. Если обращение не было принято к рассмотрению, государственная пошлина возвращается заявителю.

Предварительное рассмотрение обращений. После поступления и регистрации обращения оно рассматривается в предварительном порядке секретариатом Конституционного Суда.

Следующим этапом предварительного рассмотрения является обязательное предварительное изучение обращения, которое осуществляется одним или несколькими судьями по поручению Председателя Конституционного Суда. Предварительное изучение обращения судьями должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Заключение о результатах предварительного изучения обращения докладывается в пленарном заседании Конституционного Суда.

Общие правила рассмотрения дел. Созыв пленарных заседаний осуществляется Председателем Конституционного Суда, а заседаний палат - председательствующим в палате. В пленарных заседаниях и в заседаниях палат применяется единый порядок рассмотрения вопросов. Решение о назначении дел к слушанию в пленарном заседании или в заседаниях палат принимается Конституционным Судом в пленарном заседании не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел.

Судья-докладчик назначается Конституционным Судом для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения, а также изложения материалов в заседании. Участниками процесса в Конституционном Суде являются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются, заявители -органы или лица, направившие обращение; органы или должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке; государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Закон детально регламентирует порядок проведения заседаний Конституционного Суда. В нем установлены основания отстранения судьи от участия в рассмотрении дела: участие судьи в силу должностного положения в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения; сомнение в объективности судьи ввиду его родственных или супружеских связей с представителями сторон.

В ходе заседания председательствующий: руководит заседанием; принимает меры к обеспечению порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации хода и результатов, устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к делу; предоставляет слово судьям и участникам процесса; прерывает выступления участников, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству, лишает их слова при нарушении последовательности выступлений, двукратном неисполнении требований председательствующего и т. д.

Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом в закрытом совещании, в котором участвуют только судьи, рассматривающие данное дело. Решения Конституционным Судом могут быть приняты как в пленарном заседании, так и в заседаниях палаты в виде постановления, заключения и определения.

Постановление - это итоговое решение Конституционного Суда по существу любого из вопросов, перечисленных в пп. 1, 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 3 Закона о Конституционном Суде

Заключение - это итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Определения - все иные решения Конституционного Суда, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства.

Решения Конституционного Суда принимаются открытым голосованием путем поименного опроса судей. Судья не вправе воздерживаться при голосовании или уклоняться от него.

Судья, не согласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение. Оно приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда Российской Федерации.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: