Периодизация психосексуального развития по З. Фрейду

В понимании Фрейда личность – это взаимодействие побуждающих и сдерживающих сил. Все стадии психического развития человека, по его мнению, связаны с сексуальным развитием. Рассмотрим эти стадии.

Оральная стадия (от рождения до 1 года). Фрейд считал, что на этой стадии основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух фаз – ранней и поздней, занимающих первое и второе полугодия жизни. На ранней фазе присутствует действие сосания, на поздней – укус.

Анальная стадия (1–3 года). Она состоит из двух фаз. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. «Я» ребенка обучается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. На этой стадии полностью образована инстанция «Я», и она может контролировать импульсы «Оно». Социальное принуждение, наказание родителей и страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе запреты. Начинает формироваться «Сверх-Я».

Фаллическая стадия (3–5 лет). Это высшая ступень детской сексуальности, главной эрогенной зоной выступают генитальные органы.

Латентная стадия (5-12 лет). Отмечается снижение полового интереса, инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Энергия либидо (влечения) переносится на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми, на освоение общечеловеческого опыта.

Генитальная стадия (12–18 лет). 3. Фрейд считал, что подросток стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению; в этот период все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сексуального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыдущих стадий. На этой стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которое вновь дает о себе знать.

Психосоциальные стадии развития личности Э. Эриксона. 

1) Младенчество:базальное доверие / недоверие. (от рожд. до конца 1г.) Соответствует оральной стадии, по Фрейду. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности», «внутренней определенности».

2) Раннее детство: автономия / стыд и сомнение. (от одного до трех лет). Соответствует анальной стадии, по Фрейду. Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, есть). Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я — то, что я могу».

3) Возраст игры: инициативность / вина. (от 3 до 6 лет), разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. Главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду».

4) Школьный возраст: трудолюбие / неполноценность. (от 6 до 12 лет) выход ребенка за пределы семьи и начинается систематическое обучение. Стремление и восприимчивость к обучению чему-то, что значимо в рамках данной культуры.

5) Юность: эго - идентичность / ролевое смешение. Юность считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека: «Юность — это возраст окончательного установления доминирующей позитивной Эго. Подростки оценивают мир и отношение к нему. 6)Молодость: достижение близости / изоляция. Шестая психосоциальная стадия продолжается от поздней юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет), обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии («устройства»), ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни. 7) Зрелость: продуктивность / инертность. (от 26 до 64 лет); ее основная проблема — выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену, — о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. 8) Старость: целостность эго / отчаяние. (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека.. По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни характерен не столько новый психосоциальный кризис,сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития.

Периодизация развития психики Д.Б. Эльконина.

Эпоха Раннее детство.

Кризис новорожденности (0-2мес.) переход от пренатального к постнатальному развитию, изменение типа жизни

1. Младенчество: от рождения до 1 года жизни. ведущая деятельность – непосредственно- эмоциональное общение со взрослым; ребенок начинает узнавать родителей и оживляться при их появлении.

Кризис 1 года.

2. Раннее детство: от 1 года жизни до 3 лет.ведущая деятельность – предметно-манипулятивная деятельность; происходит манипулирование предметами и начинает формироваться практический, сенсомоторный интеллект. Одновременно идет интенсивное развитие вербального (речевого) общения.

Кризис 3 лет. «я сам», перестройка отношений между ребенком и взрослым, в пользу возрастания самостоятельности ребенка.

Эпоха Детство.

3. Дошкольный возраст (3-7) ведущая деятельность – ролевая игра; ребенок моделирует отношения между людьми, как бы выполняя их социальные роли, копируя поведение взрослых.

Кризис 7 лет. формирование мира внутренних переживаний, опосредующих отношение ребенка к миру. Симптоматика: потеря непосредственности, манерничание, симптом горькой конфеты.

4. Младший школьный возраст: 7-11 лет.ведущая деятельность — учебная. формируются интеллектуальные и познавательные способности.

Кризис 11-12 лет. Перестройка отношений со взрослым. Рождение чувства взрослости.

Эпоха Подростничество

5. Младший подростковый возраст: 11-13лет.ведущая деятельность — интимо-личностное общение со сверстниками.

6. Старший подростковый возраст. 13-15 лет. Ведущая деятельность - Учебно-профессиональная.

Кризис 15 лет. Формирование эго-идентичности, рождение индивидуального самосознания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: