Выготский. Три группы схем периодизации психического развития: 1. Периодизация детства на основе ступенчато-образного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием. Биогенетический принцип. Существует строгий параллелизм между развитием человечества и развитием ребенка (онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез). Периодизация в соответствии со ступенями воспитания и образования ребенка. Недостатки: внешний шаблон накладывается на внутренний процесс.
2. На основе выделения одного признака детского развития, как условного критерия членения на периоды.
П.П.Блонский. Детство расчленяется на эпохи на основе дентиции, т.е. появления и смены зубов. Признаки, по которым выбрано основание: а) показательно для суждения об общем развитии ребенка; б) легко доступно наблюдению; в) объективно. Дентиция связана с особенностями конституции растущего организма: кальцификация и деятельность желез внутреннего развития. Порядок прорезывания зубов: беззубое детство, детство молочных зубов, детство постоянных зубов.
|
|
Штерн. Схема на основании развития какой-нибудь одной стороны: раннее детство: игровая деятельность; период сознательного учения с разделением игры и труда; период юношеского созревания с развитием самостоятельности личности и планов дальнейшей жизни.
Недостатки: 1. Субъективность. Критерий выбирается по субъективным основаниям; 2. Берется единый критерий, состоящий в каком-либо одном признаке. Но ценность этого признака с возрастом может меняться; 3. Установка на исследование внешних признаков детского развития, а не внутреннего существа процесса. Внутренняя сущность вещей и внешние их формы не совпадают.
Гезелл. Изменение внутреннего ритма и темпа психического развития, из определения текущего объема развития. Выделяет отдельные ритмические периоды развития, объединенные внутри себя постоянством темпа развития. Динамика детского развития – процесс замедления роста. Ошибка в том, что Геззел не видел в развитии качественных преобразований, развитие для него – это рост, увеличение того, что дано с самого начала. Односторонность – да темп замедляется, но им не все исчерпывается.
Принципы подлинной периодизации. Внутреннее изменение самого развития. Развитие – непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях.
Проблема периодизации психического развития. Вариант 2.
Существует три подхода к проблеме возрастной периодизации
Для первого подхода характерно построение возрастной периодизации на основе внешнего, не связанного с самим процессом развития, критерия
|
|
ВШтерн: Процесс индивидуального развития ребенка строится в соответствии с основных периодов биологической эволюции и исторического развития человечества (первые месяцы - стадия млекопитающих, второе полугодие - стадия ю авпы, затем развитие первобытных народов, поступление в школу - усвоение человеческой культуры в духе античности т.д.).
Ране Заззо: Этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения (раннее детство, дошкольный возраст, начальное образование, стадия обучения в средней школе и т.д.)
ППБлонський: Основным критерием возрастной периодизации является появление и смена зубов (беззубое детство, детство молочных зубов, детство постоянных зубов)
Для второго подхода характерно использование не внешнего, а внутреннего критерия возрастной периодизации. Этим критерием становится одна из сторон развития. ЗФрейд: Основной критерий - сексуальное развитие. Для третьего подхода характерно выделение периодов психического развития ребенка на основе существенных особенностей этого развития (Л.С.Виготський, Д.Б.Ельконин) Авторы используют три основных критерия возрастной периодизации:1) социальную ситуацию развития - своеобразные, специфические для данного возраста, исключительное, единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающей ее действительностью, прежде всего социальной.2) ведущую деятельность;3) центральное возрастное образования. Новообразования - это новый тип построения личности и деятельности, психические и социальные изменения, впервые возникают на определенном возрастном степени, и которые в самом основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутренней и внешней жизни, весь ход ее развития в данный период.