Характеристика социальной ситуации развития младшего школьника. Особенности взаимоотношений младших школьников. Проблема статуса ученика в классе

Особенности социальной ситуации развития детей младшего школьного возраста.                                                   

Первый и самый важный момент – это начало обучения в школе. У ребенка происходит перестройка всех систем отношений с действительностью. Если у дошкольника существовали две сферы социальных отношений: «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети», то теперь в системе отношений «ребенок – взрослый» произошли изменения. Она разделилась на две части: «ребенок – родитель» и «ребенок – учитель». 

Переход к школьной жизни связан с изменением ведущей деятельности с игровой на учебную. Учебная деятельность имеет ярко выраженную общественную значимость и ставит ребенка в новую позицию по отношению взрослых и сверстников, меняет его самооценку, перестраивает взаимоотношения в семье. Изменение социальной роли ребенка, появление новых обязанностей сказывается на отношениях со сверстниками и учителями.

Становление и развитие личности в младшем школьном возрасте охватывает такие фазы, как адаптация (приспособление к новым социальным условиям), индивидуализация (проявление своих индивидуальных возможностей и особенностей) и интеграция (включение в группу сверстников).

Общение детей в начальных классах развито недостаточно. Есть дети с пониженной социальной активностью, склонные к одиночеству (читают, раскрашивают...). Часть детей неудачно выбирают роли, типы поведения: подлиза, клоун, псевдовзрослый (ищет внимания у старших, т.к. не добился признания в своём кругу), хулиган. Межличностные отношения носят аморфный характер. Парная связь на эмоциональной основе. Класс - не основная группа, на мнение которой можно полагаться (нет чувства коллективизма). К 3-му классу оформляется структура (группки деловых лидеров и т.д.). Класс становится значимым.

 

Особенности развития познавательных процессов, речи младших школьников.

В младшем школьном возрасте у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции. Познавательное развитие. В процессе школьного обучения качественно изменяются, перестраиваются все сферы развития ребенка. Начинается эта перестройка с интенсивного развития интеллектуальной сферы.

Основное направление развития мышления в школьном возрасте — переход от конкретно-образного к словесно-логическому и рассуждающему мышлению. Складывающееся мышление может быть эмпирическим, абстрактно-ассоциативным, сводящимся к оперированию заранее заданными признаками предмета. В процессе обучения изменяются и другие познавательные процессы — внимание, восприятие, память. На первом плане — формирование произвольности этих психических функций. С первых дней школьного обучения предъявляются чрезвычайно высокие требования к вниманию, особенно с точки зрения его произвольности, управляемости. Восприятие из процесса узнавания, различения, опирающегося на очевидные признаки, становится деятельностью наблюдения. Память приобретает осмысленный характер, если опирается на приемы логической обработки материала. До 3-4-го класса у многих детей преобладает дословное запоминание текстов. Развивается осмысленное запоминание. Воображение младшего школьника вначале очень схематично, образы бедны деталями, им не хватает гибкости. Под влиянием обучения дети начинают воссоздавать более точные и детальные образы. Развитие речи в младшем школьном возрасте сложный и многоаспектный процесс. Это прежде всего совершенствование устной речи. Расширяются круг общения и сфера применения устной речи. Оно влияет и на все психическое развитие школьника. Процесс овладения письменной речью постоянно связан с новообразованиями младшего школьника - произвольностью психических процессов, умением работать с символами и знаками, усвоением понятий, возникновением внутренней речи и внутреннего плана действий.

Особенности развития эмоционально-волевой сферы младшего школьника. 

Изменение эмоциональной сферы вызвано тем, что с приходом в школу горести и радости ребенка определяют не игра и общение с детьми в процессе игровой деятельности, процесс и результат его учебной деятельности, та потребность, которую он в ней удовлетворяет, и в первую очередь — оценка, выставленная им отметка и связанное с ней отношение окружающих.

У младших школьников начинают интенсивно развиваться интеллектуальные чувства.

Воля. В дошкольном возрасте выполнение ведущей деятельности ребенка — игры — совершается без обязательных волевых усилий. В процессе обучения ребенку необходимо постоянно действовать в соответствии с требованиями учителя или по образцу. Часто учебные действия, совершаемые им, непосредственно его потребностям не удовлетворяют и требуют применения волевых усилий. Произвольность действий, формируясь в процессе обучения, становится новообразованием младшего школьного возраста. Во время усвоения знаний, умений и навыков у младшего школьника не только совершенствуется сам волевой акт, но и формируются волевые качества личности. Развитие волевых черт характера младшего школьника тесно связано с развитием его нравственных качеств: коллективизма, честности, чувства долга, патриотизма и других качеств

Вариант 230.Особенности развития эмоционально-волевой сферы младшего школьника. 

Эмоционально-волевая сфера. В эмоциональной сфере младшего школьника растет сдержанность, преобладает бодрое, жизнерадостное настроение ученика, ребенок проявляет интерес и доброжелательность к окружающим время эмоции младшего школьника еще ду уже бурные, ребенок легко теряет равновесие, выходит из себя, склонен к аффектам (Л С Славинана).

Основным источником эмоций является учебная и игровая деятельность

Интенсивно формируются высшие чувства (ВО Сухомлинский) Особую роль играют интеллектуальные эмоции, тесно связанные с учебной деятельностью: удивление, сомнение, переживания нового, радост.

Нравственные чувства проявляются в форме симпатии, дружбы, товарищества, долга, гуманности. Сравнение переживаний своих с переживаниями окружающих способствует развитию осознанности своих эмоций Ученик чека ае от окружающих уважения, признания и понимания, резко негативно реагирует на унижение его достоинства.

Растет требовательность к себе и другим, расширяется сфера осознания обязанностей, понимание необходимости их выполнения

Проявления воли младшего школьника в значительной мере зависят от ситуации, требуют внешней поддержки со стороны взрослого. Поэтому в начальной школе необходимо создать атмосферу четких требований и правил поведения, спокойно-положительный социально-психологический климат. В этот период у детей формируются такие волевые черты характера, как целеустремленность, организованность, сдержанность, дисциплинированность, настойчивость, импульсивность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: