Психология развития подростка. Проблема идентичности в подростковом возрасте

Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. В психологии этот период называют переходным, трудным, критическим возрастом.

Подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка.

Изменения происходят в моральной сфере, в плане полового созревания, в плане развития высших психических функций, в эмоциональной сфере.В моральной сфере следует отметить две особенности: переоценка нравственных ценностей; устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.

Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.

В начале подросткового возраста появляется желание быть похожим на старших, в психологии оно называется чувством взрослости. Еще один очень важный момент состоит в том, что, хотя подросток продолжает жить в семье, учиться в той же школе и окружен теми же сверстниками, в шкале его ценностей происходят сдвиги и по-другому расставляются акценты, связанные с семьей, школой, сверстниками. Причиной этого является рефлексия, которая начала развиваться к концу младшего школьного возраста, а в подростковом возрасте идет ее более активное развитие. Приобрести качества, свойственные взрослому человеку, стремятся все подростки. Это влечет за собой внешнюю и внутреннюю перестройку. Начинается она с подражания своим «кумирам».

ИДЕНТИЧНОСТЬ – чувство тождественности человека самому себе, ощущение целостности, принимаемый им образ себя во всех своих свойствах, качествах и отношениях к окружающему миру.

 

Психологические особенности юношеского возраста.

Юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. Выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет). В юношеском возрасте завершается процесс физического созревания личности. Ранняя юность (старший школьный возраст) отличается крайней неравномерностью развития как на межличностном, так и внутрииндивидуальном.

Ведущая деятельность в юности - учебно-профессиональная и профессиональное самоопределение. В этом возрасте происходит избирательное отношение к школьным предметам, посещение подготовительных курсов для поступления в вуз. Мышление в юности - формально-логическое и формально-операциональное. Это абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, не связанное с конкретными условиями внешней среды. Увеличивается объем памяти, применяются рациональные приемы произвольного запоминания материала. Развиваются специальные способности, часто связанные с профессиональной областью (математические, технические и др.). Собственные мысли, чувства, и поступки индивида становятся предметом его мысленного рассмотрения и анализа, возникает способность различать противоречия между мыслями, словами и поступками. Появляется возможность для создания идеалов (семьи, общества, морали). Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу. Самопознание и познание других подводит к постановке задач самосовершенствования.

 

Старший юношеский возраст. Социальная ситуация развития. Возрастные потребности возраста.

Юность — это время выбора жизненного пути. Начинается и реализация поставлен­ных целей — работа по выбранной специальности, учеба в вузе, иногда создание семьи.

Социальная ситуация развития в ранней юности - «порог» самостоятельной жизни. Ранняя юность (старший школьный возраст) отличается крайней неравномерностью развития, как на межличностном, так и внутрииндивидуальном. Кризис 17 лет возникает на рубеже привычной школьной жизни и новой взрослой жизни. Если подросток покидает школу в возрасте 15 лет, то кризис смещается к этому возрасту.

Ведущая деятельность в юности - учебно-профессиональная и профессиональное самоопределение. В этом возрасте происходит избирательное отношение к школьным предметам, посещение подготовительных курсов для поступления в вуз. Мышление в юности - формально-логическое и формально-операциональное. Это абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, не связанное с конкретными условиями внешней среды. Увеличивается объем памяти, применяются рациональные приемы произвольного запоминания материала. Опираясь на концепцию А.Маслоу, можно описать сферу потребностей старшеклассника следующим образом: 1. Физиологические потребности, среди которых особо выделяются поезда к физической и сексуальной активности, к высокой оценке своего физического развития. 2. Потребность в безопасности в раннем юношеском возрасте усиливается и реализуется не только в группе сверстников и в семье, но и со взрослыми за пределами семьи. 3. Общение со сверстниками полно реализует потребность в любви, потому что общение с друзьями становится интимно-личностным (дружба, любовь). 4. Потребность в уважении, достижении - это стремление к успеху в деятельности. Реализуется она старшеклассниками по-разному: как желание проверить новые когнитивные способности, добиться уважения и высокой социальной оценки, попытка показать себя с лучшей стороны перед представителями другого пола и др. 5. Потребность в самореализации и развитию собственного \"Я\" означает проявление своих способностей и их дальнейшее совершенствование.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: