Профессиональная наблюдательность как качество личности

Наблюдательность как качество личности – способность подмечать существенные, характерные, но малозаметные, ускользающие от других частности, подробности и свойства явлений, фактов, объектов.

Отправил царь двух послов с дружеским визитом в соседнюю страну. — Посмотрите, не замышляют ли соседи против нас войну, — велел царь послам. Послов приняли хорошо, поселили их в лучших комнатах, кормили роскошными обедами, приглашали на балы. Вернулись послы, и стали рассказывать царю о своей поездке. — Не бойся, царь. Наши соседи добрые и гостеприимные, — с улыбкой сказал первый посол. — Принимали нас как самых дорогих гостей. Таких блюд, как там, я ни разу в жизни не пробовал: жаркое из морского чудища, райские яблочки, язычки соловьёв в винном соусе. По сто блюд нам подавали и по сто вин, как королевским особам. Долго перечислял посол, что он ел и пил в соседнем царстве. Затем взял слово второй посол: — Наши соседи замышляют войну. Срочно надо армию собирать и границы укреплять. Во-первых, каждый день нас кормили не по чину. По сто блюд нам подавали и по сто вин, чтобы мы больше ели и поменьше по сторонам смотрели. Во-вторых, всюду нас сопровождала толпа королевских друзей, но это были военные, судя по их выправке. В-третьих, нам показали один новый оружейный завод. Услышал я в разговоре, что этот завод пятый, и понял, что есть ещё четыре. Завод был велик, больше, чем любой наш завод. Долго рассказывал посол обо всём, что он увидел и услышал. Наградил царь второго посла и велел готовиться к войне, а первому послу царь сказал: — Глупый человек говорит о том, что он пил и ел, умный — что он видел и слышал.

  Иногда полезно осознавать, что важнее не то, что ты видишь, а то, что не замечаешь. В том, что не замечаешь, порой, и «собака зарыта». Наблюдательность позволяет проанализировать – эта семья живет с такими результатами, у нее такие друзья, у ее членов такое то здоровье, такое то счастье или несчастье. На основе анализа появляется возможность выбора. Наблюдательный человек, следующий по правильному пути, очищает свое сознание и проявляет здоровую чувствительность. Вполне искренне он может заявить: «Я – гениальный сыщик! Мне помощь не нужна! Найду я даже прыщик На теле у слона. Как лев сражаюсь в драке. Тружусь я, как пчела. А нюх, как у собаки, А глаз, как у орла».

  Наблюдательность не нуждается в похвалах. Главное ее достоинство – зоркое видение мира «здесь и сейчас», а не в далеком прошлом и иллюзорном будущем. Достаточно сказать, что настоящий ученый – это, прежде всего, наблюдательность. В «груде дел, суматохе явлений» нужно отбросить всё наносное, несущественное, абстрагироваться и затем, на основе очищенного от сует видения, вернуться к новому пониманию фактов. В созерцании окружающего мира и в самосознании внутреннего наблюдательность служит генератором идей, основой вдохновения, подпиткой эмоций, базой для саморазвития и путем к лучшему пониманию реалий жизни.

Наблюдательность пропитана животворной энергией добровольного приобретения. Фаворит наблюдательности – русский писатель Константин Паустовский считал, что данное качество личности проявляется в неразрывной связке со зрительской чувствительностью: «Хороший глаз — дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому».

Наблюдение, как самостоятельная интеллектуальная операция, присуща большинству животных, но в мониторинге жизненных ситуаций наблюдательность не исчерпывается. Она проявляется в тесной связке с любознательностью, любопытством и постоянной готовностью в режиме «здесь и сейчас» отвечать на вопросы внешнего мира. Если смотреть на наблюдательность в контексте половых различий, то мужчинам здесь нужно скромно отойти в сторону. Женщина в считанные секунды просканирует отношения ста незнакомых ей пар, в то время как мужчина скажет, что там было около ста людей.  

Великий писатель – это, прежде всего, наблюдательность. Она становится ему первой помощницей во вскрытии человеческих характеров. Стефан Цвейг в новелле «Двадцать четыре часа из жизни женщины» пишет: «Невольно я подняла глаза и прямо напротив увидела – мне даже страшно стало — две руки, каких мне еще никогда не приходилось видеть: они вцепились друг в друга, точно разъяренные звери, и в неистовой схват­ке стали тискать и сжимать друг друга так, что пальцы издавали сухой треск, как при раскалывании ореха… меня пугала их взволнованность, их безумно страстное выражение, это судорожное сцепление и единоборство. Я сразу почувствовала, что человек, преисполненный страсти, загнал эту страсть в кончики пальцев, чтобы самому не быть взорванным ею».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: