Грамматические темы( 2 вопрос в билетах)

1) Язык и его основные функции

Язык как основное средство человеческого общения устроен таким образом, чтобы адекватно намерениям и желаниям отдельной языковой личности и задачам человеческого сообщества выполнять различные функции. В самом общем виде под функциями языка понимается использование потенциальных свойств средств языка в речи для разных целей. Язык в целом предназначен для осуществления коммуникации людей в самых разнообразных ситуациях деятельности человека, т.е., основной функцией языка является функция общения (коммуникативная функция), заключающаяся во взаимном обмене высказываниями членами языкового коллектива.

 

В речевом общении участвуют говорящий субъект, адресат речи (реальный или потенциальный, единичный или массовый) и то, о чем сообщается.

Принимая во внимание конкретные цели общения, кроме основной функции языка - коммуникативной, выделяют еще и следующие:

- функцию информативную, или сообщения, выражающуюся в передаче некоторого логического содержания;

- функцию воздействия, реализацией которой являются:

а) выражение волеизъявления говорящего; б) сообщение выразительности высказыванию;

в) выражение чувств, эмоций.

 

 

2) Речь: виды и формы речи.

 

Речь – обмен информацией между людьми при помощи языка.

различают две формы речи:

устная речь;

письменная речь.

Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности.

Для разговорного стиля литературного языка устная форма является основной, тогда как книжные стили функционируют и в письменной, и в устной форме (научная статья и устный научный доклад, выступление на собрании без заранее подготовленного текста и запись этого выступления в протоколе собрания). Важнейшей отличительной чертой устной речи является её неподготовленность: устная речь, как правило, творится в ходе беседы. Вторым из наиболее распространённых недостатков устной речи является её нерасчленённость (интонационная и грамматическая): фразы следуют одна за другой без пауз, логических ударений, без чёткого грамматического оформления предложений.

Письменная речь - это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. Письменная форма речи является основной для официально-делового и научного стилей речи, для языка художественной литературы. Публицистический стиль использует в равной мере письменную и устную формы речи (периодическая печать и телевидение).

Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить её постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками.

Видами речи являются:

говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию;

слушание - восприятие звуковых сигналов и их понимание;

письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения;

чтение - восприятие графических символов и их понимание.

 

 

3) Устная речь: ее основные признаки. Жанры устной речи.

Устная речь – форма речи, состоящая из умения понимать звучащую речь (аудирование) и умение производить речь в звуковой форме (говорение).

Ведущее признаки-

1. В обычной жизни каждый нормальный ребенок начинает говорить, но не умеет писать

2. В устном языке существует множество стилистических вариантов

3. Говорящий, чтобы быть понятым, использует голос, жесты, ситуативный контекст

4. Говорящий использует паузы и интонацию

5. Речь обычно спонтанна

6. У говорящего есть слушатель, реакцию которого он видит. Ответ обычно устный, дается в момент разговора

7. Устная речь допускает повторения, сокращения, быстрые переходы с темы на тему

8. Устная речь состоит, как правило, из простых предложений или неполных

Диалогическая речь - вид речи, при котором происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.

Монологическая речь – вид речи, обращенный к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе.

Письменная речь – форма речи, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме. Письменная речь включает в себя, таким образом, два вида речевой деятельности: письмо (продуктивный), чтение (рецептивный).

Устная речь – форма речи, состоящая из умения понимать звучащую речь (аудирование) и умение производить речь в звуковой форме (говорение).

Активная речь – речь, всегда требующая программирования, исходящая из внутреннего замысла человека, предполагает самостоятельный выбор содержания высказывания и отбор языковых средств.

Внешняя речь – речь озвученная, оформленная средствами естественного языка, с помощью которого люди общаются между собой.

Внутренняя речь – различные виды использования языка вне процесса реального

 

4) Основные признаки письменной речи. Жанры письменной речи.

Письменная речь – форма речи, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме. Письменная речь включает в себя, таким образом, два вида речевой деятельности: письмо (продуктивный), чтение (рецептивный). Письменная речь может осуществляться средствами массовой коммуникации (книга, пресса и др.) и индивидуальной (письмо, заявление, поздравление, план, тезисы, аннотация и др.).

Основные жанры письменной речи

Аннотация – краткая характеристика книги, статьи в виде перечня главнейших вопросов: аннотация статьи, монографии.

Выписка – выдержка из текста, цитата, то, что выписано из произведения, документа: делать выписки из статей.

Заметка – 1. Краткая запись о чем-либо: заметка в блокноте, делать заметки для памяти; 2. Краткое сообщение в печати: газетная заметка.

Изложение – пересказ чего-либо (обычно письменно) своими словами: изложение своими словами.

Комментарий – толкование, объяснения к тексту: комментарий к статье.

Конспект – краткое, письменное изложение содержания чего-либо: конспект лекции, конспект статьи.

Обобщение – общий вывод, сделанный в результате изучения частных явлений: перейти к обобщениям.

Описание – сочинение, изложение, в котором описывается что-либо: описание эксперимента.

Письмо – 1. Средство общения с помощью графических знаков, позволяющее фиксировать речь при передаче ее на расстоянии; 2. Написанный текст, посылаемый кому-либо для сообщения чего-либо.

План – определенная последовательность, краткая программа изложения чего-либо: план статьи.

Резюме – краткое изложение речи, статьи, краткий вывод.

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи (статей), а также доклад с таким изложением: написать реферат статьи.

Рецензия – критическая оценка научного, художественного и др. сочинения, спектакля, фильма: рецензия на спектакль.

Статья – научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале, газете: статья на тему…

 

5) Текст как ведущая единица словесной коммуникации. Основные признаки текста.

Текст – можно определить как объединенную смысловой и грамматической связью последовательность речевых единиц: высказываний, сложных синтаксических целых, фрагментов, разделов и.т.д

 

Тематическое единство текста. Оно выражается в том, что все элементы текста прямо или опосредованно связаны с предметом речи и с коммуникативной установкой (пишущего) – с задачей и основной мыслью высказывания.

 

Основными признаками текста в самом общем виде являются его цельность (то есть связность, завершённость, исчерпанность речевого замысла) и модальность (то есть наличие в тексте оценки и самооценки, «точки зрения»).

 

В тексте – в зависимости от его величины – можно выделить главы, разделы, сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство, смысловой кусок).

 

6) Сложное синтаксическое целое как компонент текста.

Под сложным синтаксическим целым понимается синтаксическая единица, большая, чем предложение. Это наиболее крупная единица синтаксиса, представляющая собой структурно-смысловое единство.

 

Сложное синтаксическое целое обнаруживается в связном тексте. Это сочетание нескольких предложений, характеризующееся относительной завершенностью темы (микротемы), смысловой и синтаксической спаянностью компонентов.

 

Сложные синтаксические целые могут быть однородного и неоднородного состава. Между однородными предложениями в составе единств обнаруживается параллельная связь, между неоднородными - цепная (последовательная). Параллельно связанные предложения автосемантичны (т.е. сами по себе знаменательны, самостоятельно оформлены без лексико-грамматической связи с предшествующими предложениями); предложения, последовательно связанные, синсемантичны (тесно спаянные предложения, которые, будучи изолированными, лишаются способности самостоятельного употребления, поскольку в них есть лексико-грамматические показатели связи с предшествующими предложениями).

Большую роль в структуре сложного синтаксического целого играет первое предложение - зачин. Оно «дает» тему, которая раскрывается последующими компонентами единства. В структурном отношении первое предложение строится свободно и вполне самостоятельно.

 

7) Способы связи предложений в тексте.

В современной науке встречаются следующие виды связи предложений в тексте: цепная, параллельная. Самый распространенный способ соединения фраз — первый. Цепная (другие ее названия: последовательная, линейная) связь широко используется в текстах любого типа речи. Объясняется это тем, что линейный тип не конфликтует с привычным способом мышления человека. При помощи цепной связи говорящий имеет возможность выразиться последовательно, постепенно развивая мысль.

Для цепного вида связи характерны: замена прилагательных, существительных, числительных, употребленных в первом предложении, местоимениями в следующем; использование синонимичных слов и фраз; лексические и синтаксические повторения; местоименные наречия; союзы и союзные слова. Для того чтобы легко определять виды связи предложений в тексте, необходимо разобрать несколько примеров:

*Как-то раз я серьезно заболел. Лихорадка мучила меня несколько дней. Вконец измученный болезнью, я вызвал врача. Он прибыл к вечеру, осмотрел меня и назначил лечение.

*В далеком-далеком королевстве жила прекрасная принцесса. Волосы ее были золотыми, как солнце. А лицо белым, как парное молоко. Девушка была красивее первого весеннего цветка.

 

Оба текста — яркий пример линейной связи. Каждое предложение соединено со следующим при помощи синонимов, союзных слов, местоимений, лексических повторов.

 

При параллельном (централизованном) способе связи предложения в тексте не зависят друг от друга. Каждая фраза считается самостоятельной по своему содержанию. Но она также может являться частью перечисления, сопоставления или противопоставления.

Параллельную связь чаще всего используют в текстах описательного и повествовательного характера. Связано это с тем, что централизованный тип прекрасно подходит для единовременного рассказа о нескольких явлениях, предметах, событиях.

Для предложений, использующих параллельный вид связи, характерны: одинаковая структура построения (один и тот же порядок постановки слов); употребление глаголов одной формы в каждой фразе.

 

Рассмотрим несколько примеров предложений с параллельным типом соединения. Подобная практика поможет вам справиться с заданиями из разряда:

*«Определите виды связи предложения в тексте». Стоял прекрасный летний день. Солнце освещало теплыми лучами запылившуюся дорогу. Яркие блики весело бегали по зеленой листве. Где-то вдали тоненько пели птички.

*Варвара ехала в старом автобусе на работу. Погода была угрюмой. Дождь лил, не переставая, вот уже несколько часов. И девушке уже начало казаться, будто он никогда не закончится. Но внезапно тучи рассеялись, и появился скромный лучик солнца.

 

Представленные примеры относятся к двум типам речи: описание и повествование. Предложения в обоих являются самостоятельными. Они не являются прямым продолжением друг друга.

 

8) Цепная и параллельная связи предложений в тексте.

Тоже самое что и 7 вопрос!!!!!

 

9) Функционально-смысловые типы речи.

Во внешнем облике речи, и ее строе очень многое зависит от той задачи, которую ставит перед собой говорящий, от назначения речи. Действительно, одно дело описать что- либо, например осень, лес, горы, речку, другое – рассказать о событии, приключении, третье – объяснить, истолковать причины каких – либо явлений – природных или общественных. Таким образом, все разнообразие содержания наших высказываний в конечном итоге может быть сведено к трем видам:

1) мир в статике, воспринимаемый предметно, одномоментно;

2) мир в динамике, воспринимаемый в движении, во времени;

3) мир в причинно-следственных связях.

В первом случае высказывание реализуется в форме описания, во втором – в форме повествования, в третьем – в форме рассуждения.

Уже издавна выделяют такие важные, существенные компоненты речи, как описание, повествование, рассуждение, которые в лингвистике принято называть функционально-смысловыми типами речи, что подчеркивает их зависимость от назначения речи и ее смысл.

 

10) Повествование как функционально- смысловой тип речи.

Повествование – функционально-смысловой тип речи, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах. Особенности повествования: повествование в отличие от описания, представляет собой изображение событий или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга. Повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления, действия как объективно происходившие в прошлом. Именно поэтому главное средство такого рассказа – сменяющие друг друга и называющие действия глаголы прошедшего времени совершенного вида. Стилистические функции повествования разнообразны, связаны с индивидуальным стилем, жанром, предметом изображения. Повествование может быть более или менее объективным, нейтральным, или, напротив, субъективным, пронизанным авторскими эмоциями. Типичные схемы повествования:

1. Начало повествования.

2. Середина повествования. Структура самого повествования может быть различной. Можно следовать естественному ходу событий. Можно начать с некоторого необычного, яркого момента, которое было не в начале, а в середине или в конце события и т.д.

3. Конец повествования обычно содержит развязку истории. Она, по рекомендации риториков, должна быть рассказана так, чтобы соответствовать началу и середине. После развязки может следовать «нравственная мысль», или вывод из всего повествования. Повествование – тип речи, функционирующий прежде всего в художественных текстах и оформляющий рассказ о событиях, система которых составляет сюжет произведения.

Альтернативная структура:

1) Экспозиция

2) Завязка

3) Развитие

4) Кульминация

5) Развязка

 

11) Языковые особенности повествования.

На первом плане в содержании повествовательных фрагментов текста – порядок протекания действия. Каждое предложение обычно выражает какой-либо этап, стадию в развитии действия, в движении сюжета. Большую роль играет временная соотнесенность сказуемых, которая может проявляться и как их временная однотипность, и как временная разнотипность. Основную смысловую нагрузку выполняют обычно глаголы совершенного вида, приставочные и бесприставочные (поселился, представили, поговорили, отправился, пообедал, погулял, решил и т. д.; пришла, зацвели, расцвел, заголубели, зазолотели и др.), которые обозначают действия предельные, сменяющиеся. Для повествования характерна конкретная лексика (доктор, больные, лошади, город, сад; лес, подснежники, кот, усы, лапы). Ход событий акцентируется посредством обстоятельств времени (только что, как-то зимой, весной, в праздник, после приема больных, потом). По использованию синтаксических построений и типов связи предложений повествование противопоставлено описанию, что проявляется, в частности, в следующем: 1) в различии видо-временных форм глаголов – описание строится в основном на использовании форм несовершенного вида, повествование – совершенного; 2) в преобладании цепной связи предложений в повествовании – для описания более характерна параллельная связь; 3) в употреблении односоставных предложений – для повествования нетипичны номинативные предложения, безличные предложения, широко представленные в описательных контекстах (более подробно о языковых средствах, характерных для описания и повествования см.: Нечаева, 1999).

Повествование – тип речи, функционирующий прежде всего в художественных текстах и оформляющий рассказ о событиях, система которых составляет сюжет произведения. В художественно-изобразительной речи (художественных произведениях, текстах некоторых жанров публицистики – репортажа, очерка, информативно-экспрессивных заметок, текстах-рассказах в разговорном стиле) органично сочетаются элементы описательности и повествовательности. Описание включается в повествование для наглядно-образного представления героев, места действия.

 

 

12) Повествование в различных сферах общения.

Его тоже хуй пойми(

 

13) Описание как функционально- смысловой тип речи.

Описание как тип речи используется при необходимости описать какое-либо явление, обстановку, портрет, дать характеристику, целостный образ предмета. В текстах данного типа всегда представлена статичная картина, складывающаяся из указаний на предметы (или части предметов) и их признаки; главным, во имя чего создаются предложения, является указание на признаки; называющие их слова, как правило, помещаются в конце предложения; развитие мысли достигается за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки предмета в целом или его частей. При создании текстов-описаний следует придерживаться следующих структурно- композиционных частей:

1) введение (общее впечатление);

2) описание деталей;

3) заключение (вывод, оценка).

Существует несколько видов описания: описание природы, описание обстановки, описание портрета, описание-характеристика. Используется описание в различных сферах общения и зависит от точки зрения автора или рассказчика, от жанра, стиля, принадлежности автора к определенному литературному направлению.

Для описания также характерно употребление номинативных предложений, безличных предложений, однородных членов предложения с соответствующими союзами и обобщающими словами: «Чистый четверг. Ветер, солнце, блеск. Ночью шел снег. В полях к горизонту, все серебристо».

Характерной особенностью структуры сложного синтаксического целого описательного типа является параллельная связь предложений.

Виды описания: описание природы, описание обстановки, описание портрета, описание - характеристика, описание научно - техническое, описание положения дел.

 

14) Языковые средства, характерные для текста-описания.

В содержании описательных текстов главное – предметы, свойства, качества, а не действия. Поэтому основную смысловую нагрузку несут имена существительные и прилагательные. Существительные относятся к конкретной лексике (речка, деревня, дом, ворота, флигель, окно и др.). Широко используются слова с пространственным значением – обстоятельства места (на речке, против деревни, с обеих сторон, меж сосен, на полянке, около домика, позади домика и т. п.). Глагольные сказуемые в смысловом отношении либо ослаблены, стерты (усадьба стоит на речке; окно выходит на речку; дорога ушла вправо), либо имеют качественно-изобразительное значение (трава белела цветочками земляники; она густо цвела). Часто используется глагольная форма настоящего времени, выражающая длительное состояние предмета или «вневременное» состояние (стоит, соединяют, подпирает). Глаголы несовершенного вида прошедшего времени указывают на состояние описываемых явлений в момент наблюдения за ними (белела, цвела). Даже глаголы совершенного вида в описательных контекстах передают свойство, характеристику предмета, а не активное действие (еле заметная тропка ответвилась от нее, попетляла меж сосен и умерла на полянке).

Для описания характерна однотипность форм сказуемого, которая является показателем статичности изображаемого. Наиболее частотны описания с единым планом настоящего времени или с единым планом прошедшего времени. Степень статичности в описаниях с планом прошедшего времени ниже, чем в описаниях с планом настоящего времени. Строю предложений в описании нередко присущ синтаксический параллелизм.

Описание может включать последовательность номинативных и эллиптических конструкций, что создает своеобразный номинативный стиль, наиболее ярко представленный в ремарках драматургических произведений, киносценариях, записях дневникового характера. Например:

«Большая комната, угол дома; здесь Васса прожила лет десять и проводит бóльшую часть дня. Большой рабочий стол, перед ним легкое кресло с жестким сиденьем, несгораемый шкаф, на стене обширная, ярко раскрашенная карта верхнего и среднего течения Волги – от Рыбинска до Казани; под картой – широкая тахта покрыта ковром, на ней груда подушек; среди комнаты небольшой овальный стол, стулья с высокими спинками; двойные стеклянные двери на террасу в сад, два окна – тоже в сад. Большое кожаное кресло, на подоконниках – герань, в простенке между окнами на полу в кадке – лавровое дерево. Маленькая полка, на ней – серебряный жбан, такие же позолоченные ковшички. Около тахты дверь в спальную, перед столом – дверь в другие комнаты» (М. Горький. Васса Железнова).

 

15) Рассуждение как функционально- смысловой тип речи.

Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенная в последовательной форме. Рассуждением называется ряд суждений, относящийся к какому-либо вопросу. При этом суждения следуют одно за другим таким образом, что из первого суждения необходимо вытекает второе, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос.

Одно из суждений содержит общее правило (большая посылка), другое – частный случай (меньшая посылка). Итак, в основе рассуждения лежит умозаключение, например: «Все граждане Казахстана имеют право на образование. Ахметов – гражданин Казахстана. Следовательно, Ахметов имеет право на образование».

Однако умозаключение редко встречается в чистом виде в речи. Чаще выступает в форме рассуждения. Рассуждение как тип речи широко встречается в научном стиле, например: «Термин (лат. терминус – граница, предел) – слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Термин имеет только одно значение». (С.И.Ожегов).

В художественной литературе писатель (нередко устами своих героев) говорит о тех вечных истинах: любви, ненависти, жизни, смерти. Включая в художественный текст рассуждение, писатель непосредственно высказывает свои мысли, взгляды, пытаясь не только художественно, но и философски осмыслить действительность.

 

16) Виды рассуждения, их структурные и языковые особенности.

Виды рассуждения Рассуждения бывают трех видов: рассуждение-объяснение, рассуждение- доказательство, рассуждение-размышление.

Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме:

1) экспозиция (подведение к вопросу);

2) вопрос – проблема;

3) ответ на вопрос (тезис);

4) доказательство или объяснение тезиса;

5) выводы – резюме.

Доказательство истинности тезиса, объяснение его содержания и становится основной частью текста-рассуждения. Аргументы должны быть убедительными и достаточными.

Рассуждение-объяснение предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главная задача текста заключается в раскрытии содержания тезиса.

Рассуждение-размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении вопросы могут получать отражение в тексте. А могут и не получать.

Языковые средства, характерные для рассуждения:

Цели подчеркнутого логического изложения мысли служит употребление вводных слов в тексте-рассуждении; особенно широко представлены вводные слова, обозначающие последовательность сообщений, а также степень достоверности и источник информации.

Употребление конструкций с причинным, условным, уступительным, сравнительным, целевым, сопоставительным, противительным, изъяснительным значением в текстах-рассуждениях.

 

17) Функциональные стили языка и речи: их характеристика.

Стиль – совокупность черт, близость выразительных художественных приемов и средств, обусловливающих собой единство какого-нибудь направления в творчестве.

Функциональный стиль – это разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении. Поэтому стили называются функциональными. Каждая функция - это определенная установка на ту или иную манеру изложения – свободную, информативную, объективную, выразительную, изобразительную. Один стиль отличает от другого особые специфические значения слов в каждом стиле.

1) Официально-деловой стиль речи применяется для передачи информации в условиях официальной обстановки (законодательная, административно–правовая деятельность, делопроизводство). С помощью этого стиля создаются нормативно-правовые акты, протоколы, справки, расписки и т.д.

Официально–деловой стиль имеет ряд особенностей, которые отличают его от остальных стилей речи: императивность, точность (не допустимо применять два толкования), отсутствие эмоциональной окраски, строгая текстовая композиция. В этом стиле широко используются речевые клише, наименования номенклатур, аббревиатуры и отглагольные существительные.

2) Научный стиль

Главной функцией этого стиля является передача и распространение научной информации, а также доказательства ее истинности. Основными свойствами научного стиля является употребление общенаучных терминов, абстрактной лексики, описание каких – либо открытий либо прецедентов. В научном стиле преобладают краткие вещественные существительные.

Наиболее часто научный стиль встречается в статьях, научно-исследовательских работах, школьных сочинениях, монографиях и учебной литературе.

3) Публицистический стиль

Данный функциональный стиль речи используется для воздействия, чаще всего идеологического, на широкую публику с помощью средств массовой информации и ораторства. Публицистический стиль чаще всего встречается в таких жанрах как очерк, статья, репортаж, интервью. От других речевых стилистик, научный стиль отличается присущей только ему повышенной эмоциональностью и употреблению общественно-политической лексики.

4) Разговорный стиль

Этот стиль выступает в роли инструмента непосредственной передачи и обмена информации, касающийся бытовых вопросов и не требующей официальной обстановки. В нем используется преимущественно простая лексика, которая несет в себе эмоциональность, экспрессивность и логическое насыщение. Наиболее распространенный жанр – диалог. Большое значение в разговорном стиле имеют невербальные факторы: жесты и мимика. В нем также допустимы повторы, неполные предложения и вводные слова.

5) Художественный стиль

Художественный стиль используется при создании художественной литературы. С его помощью автор воздействует на читателя, управляет его чувствами. В художественном стиле присущее богатство лексики, образность и эмоциональность. Возможно также смешивание всех других стилей. Художественный стиль выполняет эстетическую функцию, в этом состоит его главное отличие от разговорного и публицистического стилей.

 

 

18) Публицистический стиль, его основные признаки.

Публицисти́ческий стиль — функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, памфлет, ораторская речь.

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы.

Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис).

Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.

Функции публицистического стиля:

-Информационная — стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях

-Воздействующая — стремление повлиять на мнение людей по поводу какой-либо общественно-политической или социальной проблемы

Задача речи:

-воздействовать на массовое сознание

-призывать к действию

-сообщать информацию

 

 

19) Языковые средства, характерные для публицистического стиля.

1)Лексические особенности публицистического стиля

Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.
В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз(с), с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-. Сложные и сложносокращенные слова, устойчивые обороты речи широко используются в жанрах публицистики.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: