Вопрос. Акты 14-17 вв частного характера

С 15 века обязательной стала дата

 Частные акты обязаны своим происхождением развитию сферы социально-экономических отношений. По мере ее развития росло разнообразие как субъектов сделок частных лиц, так и условий, на которых достигались договоренности контрагентов. Сохранившийся корпус частных актов отражает это разнообразие.

Большинство частных актов, возникших до конца 15 века связано с перераспределением земельного фонда. Письменно оформленные деоговоры, объектом которых была земля, раскрывают процесс образования феодальной собственности на землю, показывают различные пути формирования этой собственности и тд.

Данная (вкладная) грамота- если земли даровались. Грамота игумена Антония Римлянина

 Купчая – если земля покупалась

Меновая грамота- обмен землей

Закладные грамоты - получение денежной суммы в долг под заклад земли

Деловые грамоты – фиксировали раздел вотчины светского феодала между его наследниками. На основе этих грамот изучались происхождение крепостного права, экономическое положение различных категорий крестьян и тд.

Полные грамоты- купля продажа людей. От слова «полница» переход человека в полное холопство.

Докладные полные грамоты, совершенные с доклада наместнику.

Служилые кабалы 16-17в.фиксировали заем денег с обязательством должника служить во дворе заимодавца.

Оброчные грамот-оформляли отношения м\у феодалом и крестьянином который получал от этого феодала землю для обработки

Отпускные грамоты освобождали кабальных холопов, крестьян от личной зависимости.

Жилая запись прообраз догоовра найма рабочей силы.

Вопрос. Актовые материалы 12-14 веках.

Важное место в изучении актов на раннем этапе пистменного оформления договоров занимают берестяные грамоты 12 – 14 веков. Первая была найдена археологами в Новгороде 26 июля 1951 г. Понятие берестяные грамоты сегодня объединяет разнообразные по содержанию тексты.Среди них встечабтся тексты, которые содержат формулы, свойственные некоторым разновидностям актов.Берестяные грамоты не могли стать основой для развития актов и других видов источников. Причина этого кроется в свойствах писчего материала, не позволявших включать новую информацию в сложившиеся краткие варианты текстов. Краткость «берестяных» текстов договорного характера при одновременном использовании развернутых тектсов на пергамене или бумаге позволяет предположить, что они пердставляют собой не официальные акты, оформленные по всем правилам, а записи для памяти. По мнению некоторых исследователей, их краткая и четкая структура со всеми присущими конкретному акту формулами свидетельствуют о том, что письменная форма фиксации сделок длительное время сосуществовала со словесно-процедурным действием.

В результате дальнейшей специализации письменных текстов, обусловленной государственными и общественными потребностями, а также благодаря перевода с середины 14 в. письменности на бумагу ускорился процесс развития формуляра акта, чтовыразилось во внесении в тексте договора новой информации, необходимой для контагентов власти.

Результаты изучения берестяных грамот усиливают позиции исследователей, придерживающихся мнения о достаточно раннем появлении частных актов.

Вопрос. Губернаторский годовой отчет.

На протяжении первых десятилетий не существовало единого названия данного документа: губернаторы называли его, опираясь на формулировки вышестоящих распоряжений, например, следующим образом: «подробные сведения о положении частей к министерству внутренних дел принадлежащих», «сведения о положении частей по Всемилостивейшее вверенной мне губернии, принадлежащих к департаменту Вашим сиятельством управляемому», «сведения о положении частей Министерству внутренних дел принадлежащих по управлению губернией». Общим местом является то, что губернаторы говорят о «сведениях», а не об «отчете». Официальное название документа было закреплено лишь в «Общем наказе гражданским губернаторам» от 3 июня 1837 г. Теперь он назывался «отчет о состоянии губернии и управлению ею».

Первые отчеты были составлены за 1804 г., а регулярно они стали поступать с 1838 г. Подача всеподданнейших отчетов прекращается с началом Первой мировой войны: последние губернаторские отчеты составлены, главным образом, за 1914 год. Никакого нормативного акта о прекращении подачи отчетов губернаторами нет; правительство не хотело отказываться от такого важного информационного канала центральной и местной власти и разработало в 1915 году новый проект программы губернаторского отчета,но он не был воплощен в жизнь.

На данный момент существует представление о сборе информации и составлении всеподданнейшего отчета во второй половине XIX века. Приготовление отчета начиналось с рассылки губернатором административным учреждениям губернии предложений о доставке сведений. Срок представления этих данных каждый из губернаторов определял самостоятельно. Сведения предоставлялись по определенным программам, изменяющимся в соответствии с циркулярами МВД.

Рассмотрение губернаторских отчетов императором, а после и высшими и центральными учреждениями происходило без какой-либо законодательной регламентации. Составленные отчеты губернаторов до 1837 года поступали на рассмотрение в Комитет министров, после – напрямую императору через I Отделение Собственной Е.И.В. канцелярии, почему и получили название «всеподданнейших». На протяжении всех последующих лет порядок представления губернаторских отчетов сохранялся практически единообразно (в 1896 г. были предложения вернуть ступень рассмотрения отчета в Комитете министров, но эти идеи не нашли поддержки и воплощения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: