Учимся приобретать знания по истории

 

 

 


1.1. Как слушать новый материал на уроке.
 1. Запомните тему урока. Уясните задание, которое дал учитель. Если задание отсутствует - попробуйте сами поставить перед собой цель изучения материала

Постановка цели обучения позволит во время урока лучше

 сконцентрировать внимание на главном его содержании!

 

2. Постарайтесь понять план изучаемого материала. Если учитель его не дал, то сами следите за последовательностью изложения материала на уроке, это позволит определить логику раскрытия содержания.

Новые сведения легче запомнятся, если будете знать, к какому пункту плана из отнести.

3. Старайтесь различать главный материал занятия от второстепенного. Главное надо постараться усвоить на уроке: это облегчит вам приготовление домашнего задания и успешное усвоение изучаемой темы.

 К главным историческим сведениям по истории относятся:     даты и факты основных событий и явлений, понятия; имена                    исторических лиц и географические названия, важные для 

понимания всей темы; теоретические положения, идеи, выводы, оценки исторических фактов и явлений.

4. Для лучшего запоминания записывайте основное содержания урока в виде плана, конспекта и т.д.

4

 

Ведение записи помогает поддерживать внимание на уроке и делает более прочным запоминание материала.

 5. Постарайтесь отвечать на все вопросы, которые обсуждаются на уроке.

Мысленная активность, даже если вы не отвечаете на вопросы вслух, позволяет глубже понять, а, значит, и запомнить содержание урока.

 6.Уясните, что было не ясно на уроке и постарайтесь достичь усвоения данного вопроса при общении учителем или дома.

1. Прежде, чет готовить урок по учебнику, постарайтесь припомнить, содержание данного материала из урока.

Память быстрее развивается при самостоятельном припоминании материала, а не при многократном, но бездумном его прочтении!

2.Уясните смысл заголовка параграфа учебника. Это - главная тема содержания текста. Определите, как она связана с содержанием большого раздела (главы), который вы изучаете на протяжении ряда занятий.

3.Определите логику раскрытия темы текста. Для этого проанализируйте подзаголовки частей параграфа - это своего рода план раскрытия главной темы. Постарайтесь понять, почему в такой последовательности раскрывается тема параграфа, какова связь между отдельными пунктами плана.

Понимание последовательности (логики) изложения материал позволит вам понять взаимосвязи между отдельными событиями и явлениями и быстрее запомнить главные вопросы содержания темы

4.Текст читайте по частям. В каждом предложении выясняйте значение всех незнакомых слов, имен собственных. Добивайтесь понимания смысла каждой фразы.

5

 

5.Найдите на карте географические объекты, упоминаемые в тексте. Рассмотрите приводимые в учебнике портреты людей, репродукции с картин, фотографии, схемы, и связанные с текстом параграфа. Опишите их, определите, как эту информацию можно использовать в своем ответе. Такая работа позволит лучше понять и запомнить содержание текста, расширит ваши знания по изучаемому вопросу.

 Помните, чем разнообразнее способы получения знаний (из текста, из изображений в учебнике и т.д.), тем прочнее запоминается материал!

6. При чтении каждого подраздела выделяйте основные сведения для запоминания. Обратите внимание на характер текста учебника. Самые важные сведения, как правило, выделяются курсивом (жирным шрифтом, другим цветом). Правила и определения понятий лучше всего выучить наизусть.

7. После чтения каждой части (подраздела) определите ее основную идею, сформулируйте (или найдите в тексте) вывод. Подберите из текста главные факты, которые позволяют его обосновать. После чтения всего параграфа сформулируйте общий вывод. Он должен в лаконичной форме раскрывать смысл темы параграфа.

8. Постарайтесь ответить на вопросы к тексту параграфа, которые есть в учебнике или предложены учителем для работы дома. Это позволит вам проверить прочность и глубину усвоения материала. Сформулируйте свои вопросы к содержанию изучаемого материала. Постарайтесь ответить на них.

Чем больше вопросов о прочитанном, на которые вы искали ответы, тем прочнее и надежнее ваша память сохранит изученный материал

9.Составьте свой план ответа по теме,  включая в него сведения из текста параграфа, объяснения учителя, дополнительного материала учебника (иллюстраций, карт и т.п.) и дополнительной литературы. Расскажите по плану изученный

6

материал не заглядывая в учебник.

При воспроизведении материала вслух ваш знания становятся более четкими, вы яснее понимаете, какой материал усвоен прочно, а что нужно повторить.

10. После этого еще раз бегло просмотрите текст учебника, записи урока, проверьте все ли основные вопросы содержания вы запомнили.  Заучите дополнительно тот материал, который отсутствовал в вашем рассказе.

11. Придумайте свои вопросы по теме. Лучше, если они будут начинаться со слов «почему», «в чем сущность», «в чем противоречие» и т.д. Постарайтесь найти на них ответы сами или при помощи друзей, учителей, книг.

Способность задавать вопросы - залог того, что вам будет интересно учиться

1. 3. Как запоминать даты.

Помните, что даты лучше запоминаются, если вы с ними работаете разными способами.

1. Если вам нужно запомнить день и месяц события постарайтесь мысленно представить себе время года, вообразить приметы времени.

 Например, апрельскую распутицу на дорогах, проталинки у деревьев в лесу, подтаявший, потемневший лед на Чудском озере, увеличившиеся полыньи 5 апреля 1242 года или потянувшиеся вереницы пленных немецких солдат, кутающихся во что придется во время лютых морозов после 

окружения и капитуляции гитлеровских армий под

Сталинградом 2 февраля 1943 года

2.Если вам надо запомнить год (1380) постарайтесь сначала запомнить век события (14 в.), затем постарайтесь запомнить, в какой части века оно произошло (последняя четверь14 века).

 Далее установите, какие известные вам события

 

7

происходили до этого, сколько прошло времени от одного известного вам факта до другого, дату которого надо запомнить. Возможно, вы уже знаете другие события, произошедшие в том же году, разберитесь, какое из них было раньше, какое - позже.

Например, школьники, как правило, знают, что в 1240 году произошло взятие монголо-татарами Киева, битва Александра Ярославича на Неве со шведами, взятие рыцарями Изборска. Такие действия с датой позволяют ее лучше воспринимать и запоминать

3. Если у вас лучше развита зрительная память, то составьте ленту времени и записывайте туда все события, сопоставляя их, отслеживая последовательность Можно также вести хронологическую или синхронистическую таблицы (см.:3.6.,3.7)

4. Есть люди, которые лучше запоминают буквы и из сочетание. Присвойте тогда цифрам от 0 до 9 буквенные значения и запоминайте их сочетания:     

1- А 4-Г

2-Б 8 -Ж

3-В 0 - 0 и т.д.      

Например,1380=АВЖО 1240=АБГО

 
Приход Рюрика в Старую Ладогу


862

 

5.Только в крайнем случае, если все попытки запомнить дату не увенчались успехом, изготовьте карточки на одной стороне которой написана дата, на другой название события или его рисунок и перебирайте их сначала вспоминая по дате событие, а потом по событию дату. Можно выписать даты на одном листочке, а события -на другом и соотносить друг с другом, проверяя по таблице верность выполнения действий.

 

 

8

               Если вам не удается сразу запомнить нужное понятие, значит вы не достаточно хорошо усвоили его смысл.

Прочитайте его целиком. Как правило, одно понятие (родовое) определяется через более широкое (видовое) и включает отличительные признаки определяемого объекта (ключевые слова) 

Например: боярин (видовое понятие)    - это крупный феодал (родовое понятие), владелец вотчины (отличительный признак, ключевые слова).

Иногда понятие характеризует несколько отличительных признаков, каждый из которых следует запомнить 

Например: м ануфактура- это крупное, ручное производство, основанное на разделении труда.

В данном случае понятие "мануфактура" характеризуется при помощи трех отличительных признаков. Для их лучшего усвоения мысленно представьте себе большое, крупное помещение, с множеством людей. Все люди заняты  ручным трудом, в помещении нет механических станков, приводимых в движение силой пара или электричества. Все люди выполняют разную работу: одни - прядут шерсть, другие ее красят, третьи - ткут и т.д. это и есть разделение труда. А затем еще раз повторите 3 ключевых признака понятия.

По ключевым словам лучше запоминаются и выводы по изученному материалу.

NB! Советуем возвратиться и повторить понятие после того, как сделаете остальные уроки.

1. 5. Изучаем первоисточники

Все источники исторических знаний можно разделить на первичные и вторичные

9

 

Первоисточниками мы называем подлинные свидетельства прошлого, которые были созданы в изучаемую эпоху.

Вторичные источники - это сведения, воссоздаваемые о прошлом в последующие эпохи.

 


Изучение прошлого на основе первоисточников – свидетельство высокой культуры вашего исторического познания.

   

 

 

 


1. Определите вид первоисточника.

2. Изучите его внешний вид (внешняя критика первоисточника): материал на котором написан, шрифт, оформление и т.д.; определите время и место создания (место хранения, где и когда издан); установите автора (если он имеется); оцените подлинность документа. Сделайте библиографическое описание источника   .

3. Прочитайте первый раз весь текст. Сделайте, при необходимости, его перевод. Выясните незнакомые термины, географические названия, из справочной литературы уточните сведения о лицах, упоминаемых в тексте.

10

4. Определите главные вопросы содержания первоисточника (план текста). Сделайте вывод о его информационной ценности: определите, как его целесообразно изучать - целиком или выборочно. Сформулируйте свои цели обращения к источнику.

Проанализируйте содержания текста (внутренняя критика источника):

 а/ оцените излагаемые факты: их полноту, конкретность, объективность, достоверность; при необходимости сделайте вывод о степени доверия  к источнику;

б/ проанализируйте приводимые автором оценки (выводы): их обоснованность, всесторонность, объективность, полнота, глубина; сформулируйте свое отношение к оценкам автора источника, обоснуйте свое мнение (См.:1.6.1.).

6. Определите главную идею текста.

7. Сформулируйте круг вопросов, которые порождает источник.

8. Определите значение источника: при изучении каких проблем истории он может быть использован; какова, степень уникальности и достоверности приводимых сведений; где и как вы можете его использовать в своей учебной деятельности (на уроках, при подготовке докладов, рефератов и т.д.).

9. Сделайте выписки из текста или составьте конспект изученного   

 

 


1.Установите, по возможности, название источника, время и место его изготовления, имя автора (если он известен)

Поинтересуйтесь временем и местом находки

 

11

археологического памятника, местом его хранения.

2. Рассмотрите внимательно источник и детально опишите его внешний вид: форма, материал, из которого он изготовлен,

особенности оформления (отделка, орнамент), сохранность.

3. Определите назначение источника.

 4.Сделайте вывод, какую историческую информацию он содержит.

 5.Оцените его художественные достоинства (если они, на ваш взгляд, имеются)

 6.Определите возможности использования источника.

 

Например. Скифский гребень найден экспедицией Н.И Веселовского (1912-1913гг.) в кургане Солоха (Приднепровье). Там находились так называемые царские захоронения. Гребень относится 4 в. до н.э. Он лежал в изголовье погребенного. Обычай требовал захоронения человека с предметами, которые понадобятся ему в загробной жизни.

Гребень достаточно массивное изделие размером 12,3 см и толщиной О,7 см. Оно выполнено в технике литья по золоту. Фигурки и зубцы отливались отдельно, а затем соединялись специальной пайкой. Два зубца гребня были отломаны еще в древности.

Находка дает представление об обычаях и облике этого древнего народа. На гребне изображена сцена столкновения воинов.

Скиф, одетый в куртку с откинутым меховым капюшоном, и кожаные штаны, вооружен акинаком - традиционным оружием

этого народа. У других воинов мы видим мечи. На голове всадника бронзовый греческий шлем, он облачен в чешуйчатый панцирь с широкими наплечниками, на ногах - кнемиды (поножи). Интересен щит, предохраняющий спину воина. На боку у него -горит, скифский колчан для стрел. Все облачение- свидетельство связи двух культур.

Мастер тонко и детально передает не только облик скифов, но и удивительно реалистично воссоздает образы животных - лошадей и львов.

Гребель из кургана Солоха, безусловно, является для нас памятником декоративно-прикладного искусства и достоверным первоисточником знаний о быте и культуре скифов.

 

12

 

 

 


1. Установите название памятника, место нахождения, время создания, имя автора.

2.Определите назначение сооружения (оборонительное, культовое гражданское сооружение).

3.Опишите памятник: 

 а) объясните его связь с окружающей местностью;

 б) определите его форму, силуэт (прямоугольная, круглая и т.д.);

 в) охарактеризуйте его архитектурные элементы (фронтон, колонны и т.д.), и декоративное убранство (орнамент, лепка и т.д.).

г) опишите внутреннее убранство здания.

4.Определите художественные достоинства памятника.

а) установите его архитектурный стиль (барокко, классицизм и т.д.);

б) постарайтесь понять особенности творческой манеры автора сооружения;

в) соотношение традиции и новаторства.

5. Установите, какую историческую информацию содержит сооружение (о памятных исторических местах, о военном прошлом, о быте, об эстетических идеалах людей эпохи и т.д.) Сделайте вывод, какую историческую информацию содержит сооружение (о памятных исторических местах, о военном прошлом, о быте, об эстетических идеалах людей эпохи и т.д.)

6.Сделайте вывод о месте памятника в истории и культуре.

7.Выразите свое отношение к памятнику

Например. Таврический дворец находится в центральной части города. Он был построен в 1783-1795 годах о проекту архитектора Ивана Егоровича Старова на средства князя Г.А. Потемкина. Свое

13

название "Таврический" он получил по имени этого своего владельца, который считался покорителем Тавриды - Крыма.

Первоначально здание возводилось как парадное помещение для Конногрардейского полка, но стало дворцом всесильного князя Потемкина.

По замыслу архитектора, дворец своим парадным (северным) фасадом выходил на Неву и выразительно вписывался в панораму набережной реки. С южной стороны здание окружал парк и силуэт этой части дворца отражался в глади небольшого пруда.

Основная часть здания имеет прямоугольную форму. Она увенчана куполом с многочисленными окнами. Здание дополнено с двух сторон одноэтажными крыльями, завершающимися с юга и севера портиками.

Главный вход - это портик с двускатной крышей и колоннами. Фриз (метопы и триглифы) и колонны выполнены в соответствии с канонами дорического ордера. Столь же просто убранство всего фасада. Нет ни наличников окон, ни скульптуры.

Внутреннее убранство дворца представляло значительную художественную ценность. Его украшали при входе "триумфальные ворота", в центральном зале ("Большая галерея") -двойная колоннада, Зимний сад.

Здание выполнено в стиле строго классицизма, который в 80-90-е годы XVIII века сменил ранний классицизм, существовавишй до этого в застройке Петербурга.

Таврический дворец считается лучшим произведением блестящего выпускника российской Академии художеств И.Е. Старова. Это строение привлекает своей величавой простотой, гармоничностью пропорций, соразмерных с фигурой человека. В этом проявляется наследование строгим традициям античного зодчества. Г.Р. Державин отмечал, что "древний изящный вкус - его достоинство".

Дворец был одним из первых строений, положивших начало традиции строго следования традициям греческой архитектуры в застройке города и окрестностей. Многие усадебные загородные постройки знати возводились по подобию "петербургского пантеона"

Таврический дворец - свидетель многих событий в истории России. В 1791 году здесь праздновалось взятие Измаила. В разное время в нем жили А.В. Суворов, Н.М. Карамзин. В 1899 году - в нем проходили торжества, посвященные 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина. С 1906 года в помещениях дворца заседала Государственная дума. В1917 году - здесь происходило первое заседание Петроградского Совета. В 1918 году здесь было распущено Учредительное собрание и происходили заседания III Всероссийского съезда Советов. Много раз дворец становился центром междунардных конгрессов и выставок.

14

 

 Таврический дворец - памятник истории и культуры не только Петербурга. Он - принадлежит культурному наследию России

 

 

1.

2.

 

 


1. Установите название  произведения,

имя автора, время создания (историческим

первоисточником какого времени она

является).

2.Определите жанр картины (исторический, мифологический, бытовой, пейзаж, портрет и т.д.) и живописную технику ее исполнения (масло, акварель, мозаика, фреска, гравюра и т.д.).Объясните язык картины: особенности изображения, соответствующие жанру картины (условное изображение, символическое, реалистичное и т. п).

3.Постарайтесь определить исторический сюжет картины Вспомните (посмотрите в справочнике), какое известное событие (миф, легенда) или явление положено в основу произведения.

4.Установите название произведения, имя автора, время создания (историческим первоисточником какого времени она является).

5.Определите жанр картины (исторический, мифологический, бытовой, пейзаж, портрет и т.д.) и живописную технику ее исполнения (масло, акварель, мозаика, фреска, гравюра и т.д.).Объясните язык картины: особенности изображения, соответствующие жанру картины (условное изображение, символическое, реалистичное и т. п).

6.Постарайтесь определить исторический сюжет картины Вспомните (посмотрите в справочнике), какое известное событие (миф, легенда) или явление положено в основу

15

 

произведения.

7. Опишите изображение: когда происходит действие картины (приметы этого времени на картине); где происходит действие (исторический пейзаж на картине); кто главные герои картины, их облик (внешность, одежда, ее атрибуты, оружие и т.п.); какое действие происходит в момент воссозданный на картине. Оцените степень достоверности и конкретности изображенного на картине.

8.Постарайтесь понять, какую главную идею хочет выразить автор произведения. Как он передает свое отношение в к происходящему (при помощи цвета, рисунка, композиции и т.д.

9. Сделайте выводы: что нового вы узнали благодаря картине об

исторических событиях и явлениях жизни людей в прошлом, о самих людях их быте, нравах, об их культуре.

10. Выразите свое мнение об этом произведении.

 

Например. Имя автора иконы "Чудо Георгия о Змие" неизвестно. Установлено, что она была создана в начале XV века и принадлежит мастеру новгородской живописной школы.

Икона написана на доске яичной темперой. В наши дни хранится в Государственной Третьяковской галерее

Икона написана на сюжет, известный на Руси уже из ранней византийской житийной литературы. Георгий -христианский святой, великомученик. Он уроженец Малой Азии, дослужившийся до высокого военного чина. В 303году, при Диоклетиане, был замучен во время гонений на христиан.

Согласно преданию, однажды Георгий оказался около Ливии болота, где проживал змей, который пожирал девушек. В этот день к смерти была приготовлена дочь правителя языческого города. Но смелый воин вступил в единоборство с чудовищем и одержал над ним победу. Он вернул девушку отцу и своими проповедями склонил жителей города к принятию христианства.   

На иконе Георгий изображен в решающий момент борьбы со змием, когда пронзает чудовище копьем.

Изображение событий, как это и предполагается канонами

иконописи, носит условный характер: фигуры плоскостные, место действия лишь условно обозначено оливковым цветом растительности.

При этом художник старается передать реалистичность изображаемому

16

событию. Взметнулся от резкого взмаха руки Георгия алый плащ, резко повернулся, следя за действием хозяина белый конь. Воин облачен в доспехи, похожие на те, которые носили русские воины. Но золотой нимб над головой напоминает нам, что это не обыкновенный человек, а святой.

Юный лик героя не искажен ни злобой, ни охвачен воинственным пылом. Воин спокоен, мягок, и, вместе с тем, тверд в своих действиях.

Автор прославляет героя воина, защитника слабых. Радость автора за одержанную победу. За торжество добра над злом,

ощущается в ярком, мажорном звучании всей цветовой гаммы произведения, в также в ее композиции. Фигура воина на коне занимает подавляющее пространство иконы, а поверженный змей, лежащий под копытами коня, почти сливается с землей.

Икона интересна нам как памятник духовных ценностей людей XV века.

Обращение к образу Георгия - воина-проповедника было распространено и среди католиков (особенно в эпоху крестовых походов), и на Руси. У русских этот герой часто назывался Егорием или Юрием, считался покровителем земледелия и скотоводства. Вместе с тем, на иконах он символизировал именно воинскую доблесть, являлся символом мужества и отваги.

Как известно, с XIV века изображение Георгия на коне становится эмблемой Москвы, а затем входит в герб столицы и всего государства.

В 1769 г. в России был учрежден орден Св. Георгия, а в 1913 г. георгиевский крест.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: