Декаданс, модернизм и авангард в литературе

Тема № 1

Конец XIX - начало XX столетие обозначен кризисными явлениями в общественно-политической жизни большинства европейских стран. Это отразилось на литературно-художественных поисках писателей данного периода, обусловив в целом сложность и противоречивость развития литературы и искусства. Среди художников преобладало настроение пессимизма, отчаяния и усталости. Поэты, драматурги, прозаики заговорили о пасмурной действительности, слабостях человека, о фатальных, таинственных силах, которые властвуют в жизни. Они стали проповедовать культ «искусства для искусства», индивидуализм, крайний пессимизм. Наступила пора потери идеалов, пора разочарований.

Важную роль в модернизации культурного сознания сыграли немецкие философы Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше. Шопенгауэр, например, считал человеческую волю божественным началом, писал о «мировой воле» как о слепой, неуловимой силе, которая руководит человеческими судьбами, и человек напрасно с ней борется. Ницше, констатируя общий кризис культуры (послабление веры, пессимизм, забвение моральных ценностей), как противодействие выдвинул культ «сверхчеловека», которому должны подчиниться земля, природа, общество.

Новейшие художественные явления в литературе конца XIX-XX ст. получили разные названия: декаданс, модернизм, авангардизм. Хотя иногда им придают синонимическое значение, их следует различать.

Понятие "декаданс" (франц. - упадок) начали широко использовать во Франции в 80-х годах XIX ст., когда там появился журнал с таким же названием (хотя впервые это слово употребил Т. Готье в предисловии к очередному изданию книги Ш. Бодлера "Цветы зла" (1869). Декадентами называли себя французские символисты. Со временем понятие получило более широкое значение и распространилось не только на литературу, но и на искусство, философию, эстетику. В современной науке декаданс трактуется как тип трагического мировосприятия, в оценке которого мир и жизнь нестабильны и хаотичны, идеалы и ценности имеют относительный характер, человек отчужден и придавлен действительностью. Принимая во внимание мировоззренческую доминанту в научной концептуализации понятия "декаданс",  можно говорить, что в конкретно-историческом плане декадансный тип трагического мировосприятия в крайних его формах первоначально проявился в раннем творчестве символистов.  Поэтому лирику П. Верлена или А. Рембо можно рассматриваться в контексте концептов декаданс, модернизм или символизм. Ощущение мира как трагического бытия проявилось не только в творчестве писателей, непосредственно связанных с модернистскими течениями, а у большинства писателей эпохи (включая традиционно отнесенных литературоведением к лагерю реалистов).

Модернизм (фр. -- современный, новейший) -- общее название новых литературно-художественных течений XX ст. нереалистичного направления, возникших как возражение традиционным формам и эстетике прошлого. Ранний модернизм, который может быть отождествленным с декадансом, возник в конце XIX ст. во Франции (Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо и др.). Вскоре модернизм распространился в Бельгии (группа «Молодая Бельгия»), Польши («Молодая Польша»), России (В. Брюсов, Д. Мережковский, К. Бальмонт, И. Анненский и др.), Австрии (Р.-М. Рильке) и других странах. О поэтическом модернизме 1900-1910 годов часто говорят как о его зрелой форме. Для него характерное не простое возрождение интереса к реальной действительности, а стремление постигнуть ее сложность и противоречивость, настойчивые творческие поиски новых форм образного воспроизведения реальности и внутренней жизни отдельной личности (Г. Аполлинер, Р.- М. Рильке, Т.-С.Элиот, А. Блок). Главное внимание в модернистских произведениях сосредоточено на выражении глубинной сущности человека и вечных проблем бытия, поисках путей выхода за границы локального и исторического, возможностей открытия универсальных тенденций духовного развития человечества.

Исследователи выделяют такие общие черты модернизма:

1) особое внимание к внутреннему миру личности;

 2) ориентация на вечные законы бытия и искусства;

 3) преимущество творческой интуиции;

4) понимание литературы как высочайшего знания, что способно проникнуть в глубины существования личности и одухотворить мир;

 5) склонность к мистицизму, интерес к подсознательному;

 6) поиск новых формальных средств в искусстве (метаязык, символика, мифотворчество и т.п.);

7) стремление открыть вечные идеи, которые могут преобразовать мир по законам красоты и искусства;

8) создание новой художественной реальности, равнозначной окружающей действительности и эксперименты (литературная игра) с этой новой реальностью.

Философско-эстетическим основанием модернизма стали доктрины «философии жизни» - направления в философии, которое возникло в Германии (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель) и Франции (А. Бергсон) на границе XIX- XX ст. Его отличает понимание жизни как абсолютного, безграничного начала мира, разнообразного в своих проявлениях, которое невозможно постичь с помощью ума или чувство, а лишь благодаря интуиции, т.е. познание истины через сферу подсознательного, когда творчество становится иррациональным мистическим актом. Опираясь на «философию жизни», модернизм на место утилитарно-рационального понимания художественного процесса вводит творческую интуицию, высшей формой творческой деятельности провозглашает не науку, а поэзию, учитывая ее способность одухотворять мир, проникать в глубины бытия и человеческой психологии.

 

Авангардизм (авангард) (франц. аvаnt-gагdіsmе - передовой отряд) чаще всего определяют как одну из линий модернизма. Но есть и другая точка зрения, трактующая конец Х1Х- нач. ХХ веков в искусстве как эпоху авангарда, на смену которой пришла эпоха модернизма. При рассмотрении динамики литературного процесса в аспекте смены форм ценностно-смысловых ориентиров литературного сознания, более аргументированной представляется первая точка зрения. В соответствии с ней к художественному авангарду относить наиболее радикальные, так называемые "левые" течения, которые отрицают любые традиции и стараются искать принципиально новых путей в искусстве. В рамках авангардизма рассматривают такие явления, как французский сюрреализм (Г. Аполлинер), немецкий экспрессионизм (в литературе — Г. Тракль, Б. Брехт, Ф. Верфель), итальянский и русский футуризм (Т. Маринетти, В. Маяковский, В. Хлебников). В творчестве писателей-модернистов в разных формах эксплицируется переходность от классического к неклассическому типу мышления. Авангардизм является проявлением наиболее радикальных и даже экстремальных форм этого перехода. Авангардный тип мышления распространялся и на формы общественной жизни, что проявлялось в деятельности русских футуристов, немецких экспрессионистов, французских сюрреалистов и т.п. Непринятие традиционных художественных форм в авангарде шло параллельно со смелым экспериментаторством в области жанровых структур, стиля и языка. Эксперименты авангардистов не всегда оказывались конструктивными, однако, нельзя умалять их роль в обновлении и обогащении арсенала изобразительно-выразительных средств литературы и искусства.

Тема № 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: