ТЕМА 5. АДМСИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ: СОСТАВ И КВАЛИФИКАЦИЯ
(Тезисы лекции)
Омск 2010
ПЛАН:
Введение
§1. Понятие административного правонарушения
§2. Понятие и юридическая характеристика состава административного правонарушения.
§3. Квалификация административных правонарушений
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Понятие административного правонарушения
1.1. Понимание сущности административного правонарушения, характеристика его признаков, состав административного правонарушения и его элементы являются основополагающими составляющими при изучении курса учебной дисциплины «Административное право России».
1.2. Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности. К ним относятся правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения, правила торговли, санитарные, ветеринарные и противопожарные правила и т.п.
Соблюдение таких правил соответствует интересам граждан, общества и государства, а их нарушение противоречит им и нередко приводит к вредным и даже общественно опасным последствиям.
1.3. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Анализ этого определения позволяет выделить общие признаки, присущие всем административным правонарушениям:
- административную противоправность, деяние, т.е. действие или бездействие, виновность и
- административную наказуемость.
Законодатель при определении в ст. 2.1 КоАП административного правонарушения в числе его признаков не называет общественную опасность, в отличие от понятия преступления.
В юридической литературе существует точка зрения, согласно которой общественная опасность деяния присуща только преступлениям, а административный проступок характеризуется лишь «вредоносностью».
1.4. Административное правонарушение как деяние представляет собой единство физического и психического, т.е. это осознанный, волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей КоАП.
1.5. Административное правонарушение как противоправное деяние может выражаться в форме действия либо бездействия.
Действие - это активное нарушение установленной обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта (например, управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения).
Бездействие - это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей (например, уклонение от подачи декларации о доходах)
1.6. Обязательным признаком административного правонарушения является виновность совершенного деяния. Вина выражает психическое отношение лица к содеянному и его последствиям.
Вина – это психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному действию или бездействию, его последствиям в форме умысла либо неосторожности.
Вина является необходимым признаком административного правонарушения.
1.7. Неотъемлемым признаком административного правонарушения является и административная наказуемость. Общественно опасное деяние, запрещенное законом, признается административным правонарушением лишь в том случае, когда за его совершение предусмотрена административная ответственность.
Любое административное правонарушение характеризуется наличием совокупности названных признаков. Отсутствие любого из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным правонарушением.
Понятие и юридическая характеристика состава административного правонарушения.
2.1. Понятие административного правонарушения, закрепленное в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. содержит общие признаки присущие всем без исключения административным правонарушениям.
Их совокупность в юриспруденции получила название состава административного правонарушения.
Таким образом, совокупность установленных законом признаков, определяющих деяние как конкретный вид административного правонарушения, именуется составом административного правонарушения.
2.2. Описание признаков состава административного правонарушения содержится в диспозициях статей Особенной части Кодекса об административных правонарушениях. Однако в них указываются не все признаки состава, а лишь те, которые характерны для данного вида административного правонарушения и необходимы для его индивидуализации.
Указания на иные признаки состава административного правонарушения – общие для всех административных правонарушений, содержатся в нормах Общей части КоАП РФ.
2.3. Состав административного правонарушения – это своеобразная правовая модель административного правонарушения, включающая в себя совокупность определенных признаков.
К числу объективных признаков состава административного правонарушения относятся объект и объективная сторона административного правонарушения.
2.4. Объектом административного правонарушения являются охраняемые правом общественные отношения, на которые посягает административное правонарушение.
Все общественные отношения, признаваемые объектами административных правонарушений.
В юридической литературе выделяется общий, родовой и непосредственный объект административного правонарушения.
В качестве общего объекта административного правонарушения рассматривается вся совокупность указанных в КоАП РФ общественных отношений.
Родовым объектом признается группа однородных, близких по содержанию или сфере возникновения и существования общественных отношений.
Конкретное общественное отношение, на которое посягает административное правонарушение, именуется непосредственным объектом административного правонарушения.
2.5. Объективная сторон а состава административного правонарушения – это совокупность указанных в административно-правовой норме признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения.
Обязательным элементом объективной стороны состава административного правонарушения является деяния, которое может выражаться в действии или бездействии.
Бездействие выражается в пассивном поведение лица, в невыполнение возложенных на него обязанностей.
В некоторых случаях бездействие не тождественно физическому бездействию.
Уклоняясь от выполнения обязанности лицо, может вести себя весьма активно (например, невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования ст. 12.26 КоАП России).
Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения являются: последствия совершенного деяния, причинная связь между деянием и его последствиями, место, время, способ и средства его совершения административного правонарушения.
Большинства составов административных правонарушений, не содержатся указания на последствия.
Подобные составы именуются формальными. В этих случаях правоприменителю не требуется устанавливать фактические последствия
КоАП России содержит и материальные составы, конструкция которых включает указания как на характер деяния так и на его последствия.
Объективная сторона материальных составов административных правонарушений помимо деяния и его последствий содержит такой признак, как причинная связь между деянием и наступившими последствиями.
К числу факультативных признаков объективной стороны состава административного правонарушения относятся также место, время, способ совершения правонарушения, средство его совершения – орудие или предмет (Оружие).
2.6. Субъективными признаками состава административного правонарушения являются субъективная сторона административного правонарушения и субъект административного правонарушения.
Понятие субъекта административного правонарушения включает в себя совокупность указанных в законе признаков:.
Они подразделяются на общие и специальные.
Общие признаки являются обязательными для субъекта любого административного правонарушения. К их числу относятся возраст (16) лет) и вменяемость лица.
Вменяемость лица – это способность лица отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.
КоАП России определят, что не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст. 2.8 КоАП России).
Следует учитывать, что невменяемость как юридическое понятие характеризуется медицинским и юридическим критерием.
Медицинский критерий предполагает наличие у лица хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики (шизофрения, некоторые формы эпилепсии, идиотизм,дебильность и др.).
Юридический критерий невменяемости отражает степень влияния психического заболевания на способность лица осознавать совершаемые действия, руководить ими.
. Специальные признаки отражают либо особенности должностного положения лица, либо иные особенности правового статуса лица: военнообязанные, иностранные граждане и лица без гражданства.
Субъективная сторона административного правонарушения характеризует внутреннее, психическое отношение правонарушителя к противоправному деянию и его последствиям.
Обязательным признаком субъективной стороны административного правонарушения является вина – психическое отношение лица к своим действиям и их последствиям, которая может проявляться в формах умысла или неосторожности.
Интеллектуальные критерии отражают процессы, происходящие в сфере сознания правонарушителя – понимание общественной опасности совершенного деяния и предвидение его опасных последствий. Волевой критерий характеризует состояние воли лица – его желание (или предвидение) наступления указанных последствий.
Факультативным признаком субъективной стороны состава административного правонарушения является цель.
Юридическое значение состава административного правонарушения состоит в том, что установление в деянии лица всех его признаков состава правонарушения дает основание установить факт совершения лицом административного правонарушения и позволяет осуществить квалификацию деяния.