ООД самостоятельной работы студента

Занятие № 1

Тема: «ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ И ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ НЕЙРОН. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ»

 

Форма учебного процесса: практическое занятие.

1. Обоснование темы: изучить физиологическую важность пирамидной системы, как основы организации произвольных движений и значение двигательных расстройств в клинике нервных болезней.

2. Цель занятия: научить студентов исследованию двигательной сферы, умению выявлять расстройства произвольных движений и клинический синдром, определять локализацию патологического очага, т.е. поставить топический диагноз.

2.1. Студент должен знать:

- строение рефлекторной дуги;

- в каких сегментах замыкаются дуги сухожильных, периостальных рефлексов верхних и нижних конечностей, брюшных рефлексов;

- двухнейронный корково-мышечный двигательный путь;

- характер двигательных расстройств (параличей и парезов);;

- когда возникает центральный паралич;

- признаки центрального паралича; когда возникает периферический паралич;

- признаки периферического паралича;

- синдромы поражения пирамидного пути на различных уровнях (передняя центральная извилина, внутренняя капсула, ствол мозга, спинной мозг);

- синдромы поражения периферического нейрона на различных уровнях (передний рог или ядро ЧМН, передний корешок, периферический нерв);;

- характеристику альтернирующих параличей и когда они возникают;

- результаты исследования электровозбудимости при поражении периферического двигательного нейрона.

2.2. Студент должен уметь:

- Провести осмотр нервно-мышечного аппарата;

- Выявить наличие атрофий и фибриллярных подергиваний;

- Исследовать активные и пассивные движения;

- Исследовать мышечную силу и мышечный тонус;

- исследовать сухожильные и периостальные рефлексы;

- Исследовать кожные рефлексы (брюшные и подошвенные);

- Исследовать клонус стоп и коленных чашечек;

- Исследовать патологические рефлексы: Бабинского, Оппенгейма, Гордона, Шеффера, Россолимо, Бехтерева, Жуковского, хоботковый, сосательный, ладонно-подбородочный;

- Отличать центральный паралич от периферического;

- Выявить двигательный синдром (центральная гемиплегия или гемипарез, тетраплегия или тетрапарез, моноплегия или монопарез, периферические тетраплегия, параплегия, моноплегия);

- Поставить топический диагноз, т.е. определить локализацию очага поражения по выявленному двигательному синдрому.

ООД самостоятельной работы студента

Этапы самостоятельной работы Способы выполнения Вопросы для самоконтроля
1. В процессе работы с больным выявить жалобы больного на: -ограничение движений; -отсутствие движений; -наличие атрофий; -фибриллярные подергивания. Опрос больного, изучение анамнеза Какие симптомы характерны для центрального и периферического паралича или пареза?
2. Анамнез заболевания. Какие причины привели к заболеванию? Опрос больного, изучение анамнеза Ориентир на возможность поражения ЦНС.
3. Объективное исследование двигательной сферы: а) объем активных движений верхних и нижних конечностей; б) исследование пассивных движений для исключения контрактур в тех суставах, где ограничены активные движения; в) исследование мышечной силы по 6-бальной системе; а) мануальное исследование с оценкой: - не ограничены; - ограничены; - возможны только шевеления пальцев; - отсутствуют. в) 5б – полная сила;    4б – уступчивость;    3б – умеренное снижение силы (полный объем движений при действии силы тяжести конечности);    2б – возможность полного объема движений после устранения силы тяжести конечности;     1б – шевеление;     0б - паралич - дать оценку двигательному синдрому (парез, паралич); - какой вид расстройств движений выявлен (центральный или периферический); - знать признаки центрального и периферического паралича;    
г) исследование трофики мышц; г) исследование объема одноименных мышц измерением сантиметровой лентой периметра плеча, предплечья, голени. Состояние межкостных промежутков кисти, объема тенара, гипотенара.  
д) исследование физиологических рефлексов; д) сухожильных: с бицепса и трицепса, коленных и ахилловых; периостальных – карпорадиальных; кожных: брюшных и подошвенных  
е) исследование клонусов; е) клонуса коленной чашечки и стопы  
ж) исследование патологических рефлексов; ж) патологические рефлексы разгибательной группы: Бабинского, Оппенгейма, Гордона, Шеффера; сгибательной группы: Россолимо, Бехтерева, Жуковского  
з) исследование рефлексов орального автоматизма; з) оральные рефлексы: сосательный, хоботковый, ладонно-подбородочный  
и) оценить выраженность рефлексов; и) рефлекс средней живости; понижен; отсутствует; повышен - знать синдромы двигательных расстройств при поражении: а) коры (ПЦИ);
к) сгруппировать выявленные симптомы в синдром двигательных расстройств; к) центральная гемиплегия, тетраплегия, параплегия, моноплегия; - периферическая тетраплегия, параплегия, моноплегия. б) внутренней капсулы; в) – ствола головного мозга; г) – спинного мозга на различных уровнях; д) периферического нерва - уметь поставить топический диагноз на основании выявленного синдрома
     
  1. Требования к исходному уровню знаний и умений студента
Тесты Эталоны ответов
1. Что является структурной единицей нервной системы? 1. Нейрон.
2. Что является функциональной единицей нервной деятельности? 2. Рефлекс
3. Что такое рефлекс? 3. Ответная реакция организма на воздействие внешней или внутренней среды.
4. Где замыкается дуга безусловных рефлексов? 4. Дуги безусловных рефлексов замыкаются в сегментах спинного мозга.
5. Что такое сегмент? 5. Это участок серого вещества спинного мозга с двумя парами корешков – передних и задних.
6. Какова функция передних и задних рогов спинного мозга? 6. Передние рога – двигательные, задние – чувствительные.
7. Какое строение рефлекторной дуги коленного рефлекса? 7. а) Афферентное звено: - проприорецепторы в сухожилии четырехглавой мышцы бедра; - чувствительные волокна в составе бедренного нерва и поясничного сплетения; - задний чувствительный корешок и задний рог в сегментах L2-L4 спинного мозга; б) Вставочный нейрон между задними и передними рогами спинного мозга. в) Эфферентное звено: - передний рог спинного мозга; - передний корешокК - двигательные волокна в составе поясничного сплетения и бедренного нерва; - четырехглавая мышца бедра.
8. Где локализуется двигательная функция в коре головного мозга? 8. Передняя центральная извилина является двигательным анализатором.
9. Какова соматотопическая проекция человека в передней центральной извилине?. 9 Проекция отдельных мышечных групп в передней центральной извилине представлена в порядке, обратном расположению их в теле: в верхнем отделе – нога, в среднем рука, в нижнем – лицо, язык, гортань, глотка.
10. Из каких отделов состоит мозговой ствол? 10. Средний мозг, варолиев мост, продолговатый мозг.

 

 

  1. Задание на самоподготовку

Контрольная программа № 1

Вопросы для самоподготовки Установочные инструкции Вопросы для самоконтроля
1. Какая существует классификация физиологических рефлексов? Знать клиническую классификацию безусловных рефлексов. Назвать сухожильные, периостальные и кожные рефлексы с верхних и нижних конечностей.
2. Какие существуют патологические рефлексы? Знать, когда появляются патологические рефлексы. Знать патологические рефлексы разгибательной группы: Бабинского, Оппенгема, Гордона и Шеффера; сгибательной группы: Россолимо, Бехтерева, Жуковского; оральные рефлексы: хоботковый, сосательный. Ладонно-подбородочный.
3. Какова структура двигательного анализатора? Знать строение двухнейронного двигательного пути. Знать ход пирамидного пути: начало в передней центральной извилине, далее внутренняя капсула, мозговой ствол, боковые столбы спинного мозга и периферический нейрон (передний рог или ядро ЧМН, передний корешок, периферический нерв).
4. Какие существуют расстройства движений? Знать терминологию двигательных расстройств и их синдромы. Названия двигательных расстройств: параличи и парезы. Названия двигательных синдромов: моно, геми, пара, тетраплегия (парез).
5. Характеристика центрального паралича  Знать признаки центрального паралича Гипертония, гиперрефлексия, патологические рефлексы, синкинезии, отсутствие кожных рефлексов.
6. Когда возникает центральный паралич? Знать синдромы поражения пирамидного пути на различных уровнях. При поражении пирамидного пути двигательные расстройства возникают на противоположной стороне: кора (передняя центральная извилина) – моноплегия; внутренняя капсула – гемиплегия; мозговой ствол – альтернирующий паралич; боковой столб спинного мозга – паралич на своей стороне ниже уровня поражения.
7. Характеристика периферического паралича. Знать признаки периферического паралича. Гипотония мышц, гипорефлексия сухожильных рефлексов, гипотрофия, реакция перерождения мышц.
8. Когда возникает периферический паралич Знать уровни поражения периферического нейрона При поражении переднего рога спинного мозга, переднего корешка, периферического нерва или ядра двигательного черепно-мозгового нерва, его корешка и самого нерва.
9. Что такое альтернирующий паралич? Знать, когда он возникает и чем характеризуется. Эти параличи возникают при поражении мозгового ствола с вовлечением в процесс ядра ЧМН и пирамидного пути. Характеристика: периферический паралич ЧМН на стороне очага, центральная гемиплегия – на противоположной стороне.  
10. Какова методика исследования двигательной сферы. Уяснить последовательность исследования двигательной сферы Знать, как исследуются активные и пассивные движения, мышечный тонус, мышечная сила, физиологические и патологические рефлексы.
11. Какова особенность двигательных расстройств в зависимости от локализации патологического очага? Знать синдромы двигательных расстройств: моноплегия, гемиплегия, параплегия, тетраплегия, альтернирующий паралич. - поражена передняя центральная извилина – центральная моноплегия, Джексоновская эпилепсия; - поражена внутренняя капсула – гемиплегия с центральным парезом VII и XII пар ЧМН, гемианостезия, гемианопсия; - поражен ствол – альлтернирующие параличи; - боковой столб – центральный паралич на стороне очага ниже уровня поражения; - поражен передний рог и корешок – периферический паралич мышц, иннервируемых данным сегментом; поражен периферический нерв – периферический паралич мышц, иннервируемых нервом и расстройство всех видов чувствительности в зоне иннервации нерва.
12. Чем отличается центральный паралич от периферического?   Вспомнить симптомы, характеризующие каждый паралич.   Центральный паралич: гипертония, гиперрефлексия, патологические рефлексы. Периферический паралич: атония, арефлексия, атрофия.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: