Статья 65. Государственный экологический надзор

1. Под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных ФОИВ и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений ОГВ, ОМС, а также ЮЛ, их руководителями и иными должностными лицами, ИП, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами РФ, настоящим ФЗ, другими ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними иными НПА РФ, законамии иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

2. Государственный экологический надзор включает в себя:

- государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

- государственный земельный надзор;

- государственный надзор в области обращения с отходами;

- государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

- государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;

- государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;

- государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море

- государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

- государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;

- федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану);

- федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

- федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

- федеральный государственный охотничий надзор;

- государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

- государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.

4. Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном порядке.

Задачи государственного экологического надзора:

-наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;

-проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды,

-соблюдение требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

+ ФЗ «О защите прав ЮЛ и ИП ПРИ ОСУЩЕСТВЕЛЕНИИ ГОС И МУНИЦИП НАДЗОРА»

Формы надзора:

1. Государственный экологический надзор проводится в форме предупредительного и текущего.

Задачей предупредительного надзора является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой надзор на стадиях ее планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию. Текущий государственный экологический надзор осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

2. Общий и специальный экологический надзор.

Общий экологический надзор осуществляется органами общей компетенции, специальный - органами специальной компетенции.

Методы контроля:

- Плановые проверки. Не чаще 1 раза в 3 года. Не согласовываются с природопользователем. Осуществляет Росприроднадзор. Уведомление о проверке контролирующий орган должен представить за 3 дня заказным письмом проверяемому. План проверок утверждается Росприроднадзором до начала года и согласуется с прокуратурой;

- Внеплановые проверки. Не чаще, 1 раза в 3 года. Не согласовываются с природопользователем. Осуществляет Росприроднадзор. Уведомление о проверке контролирующий орган должен представить за 3 дня заказным письмом проверяемому. План проверок утверждается Росприроднадзором до начала года и согласуется с прокуратурой;

Внеплановая бывает выездная и документарная.

- Комплексные и целевые проверки. Комплексные проверки проводятся с целью контроля соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды по основным направлениям деятельности в целом по административно - территориальному образованию или в отношении деятельности отдельных природопользователей.
Целевые проверки проводятся по отраслевому принципу или по отдельным вопросам соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в целом по административно - территориальным образованиям или группе природопользователей, занимающихся однородной хозяйственной деятельностью, или в отношении деятельности отдельных природопользователей;

- Проверки по жалобам и заявлениям, поступившим от организаций и граждан;

- Проверки, проводимые по поручению Правительства Москвы, а также по предложениям органов исполнительной власти города Москвы;

- Анализ данных экологического мониторинга в целях планирования мероприятий по осуществлению государственного экологического контроля;

- Анализ данных экологического аудита, проводимого по инициативе специально уполномоченного органа;

- Участие в работе государственных комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительных объектов.

На основании его принимается решение о применении мер воздействия, например: о наложении штрафа за административное правонарушение, постановление о возмещении вреда, причинённого ОС.

Должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды имеют право:

- запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;

- выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

- составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

- предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.

Исполнение государственного экологического наздора осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

Порядок проведения:

1) формирование ежегодного плана проведения плановых проверок;

2) организация и проведение проверки;

3) привлечение к административной ответственности;

4) контроль за устранением нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: