Понятие и виды источников (форм) права

Под источником права понимают официально-документальные и иные формы или способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного юридического значения, обеспечиваемого принудительной силой государства.

К видам источников права относят:

1. правовой обычай - самый древний и архаичный вид источника права. Отличительной чертой правового обычая является то, что он санкционирован государством; носит локальный характер; тесно связан с религией; отличается определенностью правила, непрерывным и единообразным характером его соблюдения, по природе носит консервативный характер. Государство придает таким обычаям обязательную юридическую силу и превращает их в официальный государственный документ. Они были распространены в эпоху Древнего Мира и Средневековья: Законы XII Таблиц, Русская Правда, Салическая Правда и другие. В наши дни этот источник права в основном характерен для застойных и консервативных правовых систем, а также для государств, в которых сохраняются значительные пережитки родоплеменных отношений. Однако существуют правовые обычаи и в более развитых странах. Например, в Российской Федерации некоторые имущественные отношения (в соответствии со ст. 5 ГК РФ) могут регулироваться обычаями делового оборота. Складываются обычаи и в сфере управленческой деятельности и называются деловыми обычаями, или деловым обыкновением. В международных отношениях действуют международные обычаи - дипломатический этикет. Государственное санкционирование обычая производится двумя способами: путем указания на обычай в нормативно-правовом акте либо путем использования обычая в качестве нормативной основы судебного решения.

2. Правовой (юридический) прецедент. Это административное или судебное решение по конкретному юридическому делу, которому придается обязательное юридическое значение и которое принимается за эталон при разрешении других аналогичных дел. Юридический прецедент является одним из главных источников права в странах англосаксонской правовой семьи, причем значительную роль в правотворчестве играют судьи. В отечественно судебной практике применяется разновидность правового прецедента - правоположение как результат правоприменительной деятельности, концентрированное выражение юридической практики. Между тем, ни акты Конституционного Суда, ни разъяснения Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ официально в качестве источников российского права не признаются.

3. Правовая доктрина - это компетентное суждение ученых-юристов по какой-либо правовой проблеме. Правовая доктрина создает понятия и конструкции, которыми пользуется правотворческий орган. Разновидностью данной формы права являются разъяснения, трактаты выдающихся юристов. Правовая доктрина едва ли не важнейший источник права в мусульманской правовой системе. В нашей стране правовая доктрина не признается в качестве источника права.

4. Договор нормативного содержания представляет собой соглашение между субъектами права, призванное урегулировать их отношения путем создания взаимных прав и обязанностей. Он действует непосредственно, общеобязателен, регулирует наиболее важные общественные отношения, выступает в качестве основы для других нормативно-правовых актов. В нормативных договорах выражается согласованная воля нескольких государств (международные договоры), нескольких организаций внутри государства (внутригосударственные договоры). Любой нормативный договор имеет наименования (договор, хартия, декларация, конвенция, соглашение и т.п.). Как правило, в нем имеется преамбула, в которой раскрываются цели договора. Основная часть документа может подразделяться на разделы, главы, статьи, пункты и т.д. Под договором обязательно должны стоять подписи лиц, уполномоченных заключить данный договор. Договоры могут заключаться и другими субъектами права. Например, коллективные договоры в трудовом праве заключаются между администрацией предприятия и его работниками.

5. Религиозные нормы (каноны) как правовые обычаи, получая государственную поддержку, приобретают характер источников права. И ныне религиозные тексты сохранили свое значение в мусульманском праве, индусской правовой системе.

6. Нормативно-правовой акт - это акт правотворческого органа государства, содержащий нормы права, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный принудительной силой государства. Все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы принимаются парламентом государства, подзаконные акты издаются исполнительными органами власти. Нормативно-правовой акт является основным источником права в странах романо-германской правовой семьи и более всего приспособлен к постепенному обновлению действующего права.

7. Референдум - всенародное решение важнейших вопросов государственной и общественной жизни путем всенародного голосования. Данный источник права в теории права является дискуссионным. Например, в США и Великобритании общегосударственные референдумы не предусмотрены, т.к. правоведы считают, что с их помощью можно решить только локальные вопросы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: