Понятие арбитражного процессуального права, его предмет, метод и система.
Арбитражное процессуальное право – это отрасль российского права, представляющая собой совокупность арбитражных процессуальных норм, регулирующих правосудие по гражданским и административным делам, рассматриваемыми арбитражными судами РФ.
Предметом являются общественные отношения, возникающие в сфере арбитражного судопроизводства.
Метод – императивно - диспозитивный.
Система АПП – совокупность арбитражных процессуальных норм, направленных на выполнение задач арбитражного судопроизводства.
Виды норм:
1) дефинитивные – устанавливают понятия, определения
2) регулятивные – устанавливают права и обязанности
3) организационные – закрепляют содержание процессуальных действий и процессуальных документов
4) охранные – устанавливают меры ответственности
Источники арбитражного процессуального права.
Источники арбитражного процессуального права – это правовые акты, содержащие нормы данной отрасли права. Источники арбитражного процессуального права разнообразны и делятся на два основных вида: законы и подзаконные нормативные акты. Следует иметь в виду, что согласно ст. 3 АПК РФ порядок судопроизводства в арбитражных судах в РФ определяется Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами, АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами. К числу источников норм арбитражного процессуального права отнесены также международные договоры Российской Федерации.
|
|
Такой круг источников норм арбитражного процессуального права отражает характерную особенность, присущую для процессуальных отраслей права, – в качестве основного источника норм любой отрасли процессуального права выступает закон. Вместе с тем в ряде случаев в качестве источников норм гражданского процессуального права выступают не только федеральные законы, принятые в соответствии с АПК РФ, но и другие, так или иначе регулируя вопросы надлежащих субъектов, условий возбуждения дела, допустимых доказательств, предмета доказывания и др.
Первостепенное значение приобретает международная судебная практика, выраженная в судебных актах Европейского суда по правам человека.
В постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ содержатся разъяснения по вопросам применения арбитражного процессуального права, обязательные как для арбитражных судов, так и для участников арбитражного процесса.
Согласно ч. 3 ст. 10 и ст. 13 ФКЗ РФ «Об арбитражных судах в РФ» по вопросам внутренней деятельности арбитражных судов и взаимоотношений между ними Пленум Высшего Арбитражного Суда России принимает регламент, обязательный для арбитражных судов.
|
|
Арбитражное судопроизводство: понятие, виды, стадии. Инстанционность в
арбитражном процессе.
АП – совокупность урегулированных арбитражным процессуальным законом действий по осуществлению правосудия по гражданским и административным делам.
Функции АП:
1) рассмотрение и разрешение дела
2) пересмотр судебных постановлений
Стадии:
1) возбуждение дела
2) подготовка дела
3) судебное разбирательство
4) апелляция (пересмотр не вступивших в законную силу актов)
5) кассация (пересмотр вступивших)
6) надзор
7) пересмотр вступивших в законную силу актов по вновь открывшимся обстоятельствам
В АП различают следующие виды судопроизводства:
1) исковое производство – рассмотрение споров о праве посредством иска
2) особое производство – рассмотрение дел, где нет спора о праве
3) административное судопроизводство – рассмотрение дел, возникающих из публичных и административных правоотношений
4) упрощенное – рассмотрение дела без вызова сторон
5) корпоративные споры – споры между участниками хозяйственных обществ и самим обществом
6) рассмотрение дел о защиты прав и интересов группы лиц – и корпоративные споры, и споры, касающиеся участников рынка ценных бумаг
7) судопроизводство по рассмотрению дел о взыскании компенсации за волокиту
8) рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)
9) производство по делам об оспаривании решений третейских судов
10) производство по исполнению судебных актов арбитражных судов
11) производство по делам с участием иностранных лиц
Инстанционность, обусловленная устройством судебной системы, устанавливается национальным законодательством государства.
В Российской Федерации в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах количество судебных инстанций, осуществляющих проверку решений суда первой инстанции, различно. По АПК решение арбитражного суда может быть проверено в трех инстанциях — апелляционной, кассационной и надзорной. Законодатель при этом преследовал цель — предоставление больших гарантий для сторон и повышение качества правосудия.
Возможность проверки решения вышестоящей инстанцией является одной из важнейших гарантий законности. Хотя подавляющее большинство судебных решений, не обжалуется и не подвергается пересмотру, практика показывает, что исключить судебные ошибки в деятельности суда нельзя. Их исправлению и служат наделенные определенными полномочиями соответствующие. В арбитражных судах России различают апелляционную, кассационную и надзорную судебные инстанции. Они обладают некоторыми общими чертами, но имеют свои особенности.
Общим для всех этих инстанций является:
1) исправление судебных ошибок, причем только по инициативе соответствующих лиц, наделенных правом обращения с жалобой или заявлением. Речь идет о праве судебной инстанции отменить судебный акт и принять новый при наличии требуемых по закону оснований и условий, а также о ее праве прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения;
2) проверка по всем делам в интересах законности, независимо от доводов, содержащихся в апелляционной, кассационной жалобе или в обращении о пересмотре судебного акта в порядке надзора, соблюдения норм процессуального права, являющихся в любом случае основанием для отмены судебного акта (ч. 4 ст. 270, ч. 4 ст. 288, п. 1 ст. 304 АПК).
Отличия между инстанциями по пересмотру
Апелляционный суд наделен особыми полномочиями по сравнению с кассационным (федеральным арбитражным судом округа) и надзорным (Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ).
|
|
Основное отличие апелляционной инстанции в том, что она по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело, проверяет обоснованность и законность решения суда первой инстанции.
Проверке подвергается вся доказательственная база, фактические обстоятельства, а также проверяется правильность применения судом первой инстанции материальных и процессуальных норм права. По результатам проверки апелляционный суд в качестве суда первой инстанции принимает новое решение на основе обстоятельств дела, установленных по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам, не возвращая дело на новое рассмотрение.
Кассационная и надзорная инстанции в отличие от апелляционной проверяют только законность оспариваемых судебных актов, т. е. соблюдение судом норм материального или процессуального права по имеющимся в деле материалам. Они вправе принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение, если приходят к выводу о неправильном применении закона судом первой и апелляционной инстанции, и что важно подчеркнуть — при неизменных фактических обстоятельствах дела.
Кассационная и надзорная инстанции не вправе оперировать какими-либо новыми материалами. Они сосредоточивают свою деятельность только на проверке законности оспариваемых судебных актов. Роль высшего судебного органа в государстве состоит в обеспечении единообразия в толковании и применении всеми судами закона и на этой основе достижения единства судебной практики.
Кассационная и надзорная инстанции выполняют одну функцию — проверяют законность оспариваемых судебных актов, они призваны обеспечивать единство практики применения закона всеми арбитражными судами субъектов РФ.
В то же время основания для изменения или отмены судебных актов первой и апелляционной инстанций судом кассационной инстанции шире оснований для надзорного пересмотра.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в отличие от кассационных судов (которых в Российской Федерации десять) является исключительной судебной инстанцией.
|
|
Основания пересмотра дел:
1) Нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
2) Устранение препятствий принятию законного судебного решения по другому делу.
3) Пресечение нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.