Этап исполнения экспериментального психологического исследования

Основной этап эксперимента, или этап исполнения, это наиболее трудоемкий, сложный, ответственный и длительный (по времени) этап исследования. Он направлен на сбор исследователями психологических фактов, являющихся основой, фундаментом психологического исследования.

Начинается эксперимент с проведения так называемого «пилотажного» (пробного) исследования. Его задачей является проверка продуманности и подготовленности эксперимента, правильности определения проблемы исследования, точности формулировки гипотез, правильности подбора психологических методик, способов статистической обработки получаемых данных, интерпретации и представления полученных результатов.

«Пилотажное» исследование нередко обнаруживает существенные недочеты в общем замысле и отдельных элементах планируемого эксперимента, которые трудно предвидеть и учесть заранее.

Если проведенный «пилотажный» эксперимент дал положительные результаты, то после устранения обнаруженных недостатков приступают к проведению основного эксперимента. Если же в процессе «пилотажного» исследования в замысле основного эксперимента обнаружены серьезные недостатки, то его перерабатывают и проверяют заново в ходе повторного «пилотажного» исследования.

В основном эксперименте собирают первичные данные, необходимые для доказательства выдвинутых гипотез. Сбор данных эксперимента рекомендуется осуществлять в соответствии с одной из заранее продуманных логических схем доказательства, гарантирующих установление именно причинно-следственных зависимостей между изучаемыми переменными.

Основная логическая схема, позволяющая установить причинно-следственные зависимости, включает в себя проведение исследования не в одной, а в двух и более группах испытуемых, одна из которых является экспериментальной, а другие – контрольными. При этом экспериментальная группа предназначается для установления достоверных статистических зависимостей между изучаемыми переменными, а контрольные группы – для того, чтобы, сравнивая получаемые в них результаты с теми, которые зафиксированы в экспериментальной группе, отклонять всевозможные статистические зависимости, кроме устанавливаемых причинно-следственных связей. В простейшем случае реализации этой схемы берется одна экспериментальная и одна контрольная группа. В экспериментальной группе выделяется и целенаправленно изменяется переменная, которая рассматривается как вероятная причина объясняемого явления, а в контрольной группе такое изменение не осуществляется. По завершении эксперимента оцениваются и сравниваются между собой изменения, которые в экспериментальной и контрольной группах произошли в другой переменной-зависимой. Если окажется, что в экспериментальной группе эти изменения больше, чем в контрольной, то делается вывод о том, что подлинной их причиной являются те вариации независимой переменной, которые имели место в экспериментальной группе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: