Статистический термин, используемый для описания общей формы частоты распределения. Крайнее проявление чего-то, излишество, невоздержанность. Например, алкогольный эксцесс.
Коэффицие́нтэксце́сса (коэффициент островершинности) в теории вероятностей — мера остроты пика распределения случайной величины.
Нормальная кривая считается мезоэксцессной, пиковая кривая – лептоэксцессной, а пологая кривая – платиэксцессной. Эксцесс является четвертым моментом распределения.
(Расчет средних арифметических величин)
Качественные методы анализа результатов эксперимента.
Качественный анализ результатов – совокупность процедур и методов описания исследовательских данных на основе теоретических умовыводов и обобщений, индивидуального опыта, интуиции, методов логического вывода.
В ходе качественного анализа результатов исследования выявляются причины возникновения того или иного психологического явления, вскрываются его существенные свойства, устанавливаются тенденции развития, определяются противоречия функционирования.
|
|
Опыт качественной обработки позволяет выделить ее следующие общие компоненты:
- предварительный анализ исследуемых данных,
- группировку однопорядковых результатов исследования,
- анализ взаимосвязей различных группировок,
- обобщающие выводы.
Выделяют следующие приемы качественного анализа: классификация, типологизация, систематизация, периодизация, категоризация, казуистика.
Категоризация – систематизация и дифференциация материала исследований по типам, видам, вариантам, построение схем, структур.
Казуистика – системное описание типичных и уникальных случаев, тех, которые представляют типологию, и тех, которые являются исключением.
Методы качественного анализа разделены на две группы:
- анализ по аналогии (при этом используются такие приемы, как обращение к личному опыту, интуиции исследователя, к ссылкам на авторитет, на результаты аналогичных исследований) и
- непараметрическая статистика.
Первичная обработка «сырых» оценок для создания возможности применения непараметрической статистики производится двумя методами: классификацией (разделение объектов на классы по какому-либо критерию) и систематизацией (упорядочивание объектов внутри классов, классов между собой и множеств классов с другими множествами классов).
Классификация экспериментов по форме их проведения.
По форме проведения исследования выделяют:
- исследования, использующие вербальные средства (беседа, интервью, репертуарные решетки);
- исследования, проводимые на основе применения невербальных средств (игра, моторные, перцептивные тесты);
- исследования с использованием средств моделирования (словесное описание реального объекта, формула, график, макет и др.);
- исследования, построенные на анализе продуктов деятельности (анализ детских рисунков, ошибок оператора и др.).