Практическая работа № 9

 

Тема Графические возможности Delphi

Цель работы: Получить навыки вывода графики на форму.

Пояснения к работе

Графика выводится на поверхность объектов Image, Form, PaintBox. Поверхность объекта соответствует свойству Canvas (холст). Существует объект типа TCanvas, его методы позволяют выводить графические примитивы. У примитивов можно менять цвет и толщину рисования, стиль и цвет заполнения.

Pixels [x,y] - точка;

Ellipse (x,y,x1, y1)- эллипс;

Arc (x, y, x1,y1,x2,y2,x3,y3) – дуга;

LineTo (x,y) - линия от текущей позиции карандаша в точку с координатами x,y.

Chord (x,y,x1,y1,х2,у2,х3,у3) - дуга замкнута и залита цветом;

Pie (x,y,x1,y1,x2,y2,x3,y3) - замкнутый и закрашенный контур;

Rectangle (x,y,x1,y1) – прямоугольник;

RoundRect (x,y,x1,y1,x2,y2) - закругленный прямоугольник;

Polygon (Pol) – построение ломаной линии по координатам, хранящимся в массиве Pol (тип массива TPoint);

MoveTo (x,y) – перемещение в определенный координаты.

Карандаш и кисть

Карандаш (Реn)используется для вычерчивания точек, линий, контуров геометрических фигур: прямоугольников, окружностей, эллипсов, дуг и др. Вид линии, которую оставляет карандаш на поверхности холста, определяют свойства объекта TPеn, которые перечислены в таблице.

Свойство Определяет Примечание
Color Цвет линии Именованные константы, определяющие цвет см. Приложение
Width Толщину линии в пикселах
Style Вид линии Именованные константы, определяющие вид см. Приложение

Кисть (Brush) используется для вычерчивания замкнутых областей, например геометрических фигур, для заливки (закрашивания) этих областей. Кисть, как объект, обладает двумя свойствами, перечисленными в таблице.

Свойство Определяет Примечание
Color   Style Цвет закрашивания замкнутой области Стиль (тип) заполнения области Именованные константы, определяющие цвет и стиль заполнении см. Приложение  

Вывод текста

Для вывода текста на поверхность графического объекта используется метод TextOut. Инструкция вызова метода TextOut в общем виде выглядит следующим образом:

Объект.Canvas.TextOut(x, у, Текст)

Область вывода текста закрашивается текущим цветом кисти. Поэтому перед выводом текста свойству Brush.Color нужно присвоить значение bsClear или задать цвет кисти, совпадающий с цветом поверхности, на которую выводится текст Координаты правой границы текста, выведенного методом Textout, можно получить, обратившись к свойству PenPos.

Метод базовой точки

При программировании сложных изображений, состоящих из множества элементов, используется метод, который называется методом базовой точки. Суть этого метода заключается в следующем:

1. Выбирается некоторая точка изображения, которая принимается за базовую.

2. Координаты остальных точек отсчитываются от базовой точки.

3. Если координаты точек изображения отсчитывать от базовой в относительных единицах, а не в пикселях, то обеспечивается возможность масштабирования изображения.

На рисунке приведено изображение кораблика. Базовой точкой является точка с координатами (X0 Y0). Координаты остальных точек отсчитываются именно от этой точки.

 

Постановка задачи

Разработать приложение, реализующее основные функции графического редактора.

 

Порядок выполнения

1. Создать новый проект.

2. Расположить на форме командную кнопку и для нее ввести программный код (событие OnClick):

form1.Canvas.Font.Size:=20;

form1.Canvas.Font.Style:=form1.Font.Style +[fsbold];

form1.Canvas.Font.Color:=clBlue;

//form1.Canvas.Font.Height:=100;

form1.Canvas.Font.Name:='Arial';

form1.Canvas.TextOut(10,20,’Мой графический редактор’);

3. Проверить работу программы. Изменить размер окна (развернуть, свернуть). Просмотреть результат.

4. Перемести введенный программный код в процедуру Form1Paint и еще раз проверить работу программы.

5. Добавить на форму компонент PaintBox (System), задать ему имя Pole.

6. Для объекта Pole выберите событие OnMouseDown и ввести код:

If Button = mbLeft Then  // если нажата левая кнопка

maincolor:=clred //переменной присвоить красный цвет

 Else              //иначе зеленый

maincolor:=clGreen;

7. Для объекта Pole выберите событие OnMouseUp и ввести код;

maincolor:=form1.Color;

8. Для объекта Pole выберите событие OnMouseMove и ввести код:

pole.Canvas.Pixels[x,y]:=MainColor;

9. Объявить глобальную переменную MainColor: TColor;

10. Проверить работу программы.

11. Для получения эффекта распыления, изменить процедуру PoleOnMouseMove в соответствии со следующим кодом:

For I:=1 to 50 Do

Begin

H:=25-random(50);

V:=25-random(50);

pole.Canvas.Pixels[x+h,y+v]:=MainColor;

End;

12.  Проверить работы приложения.

13. Введенный ранее код пометить комментарием.

14. Для объекта Pole выбрать событие OnMouseDown и добавить код

pole.Canvas.Pen.Width:=5; //толщина рисования

pole.Color:=clBlack; //цвет заливки

pole.Canvas.Pen.Color:=clred; // цвет линии

pole.Canvas.Ellipse(x,y,x+100,y+200); // эллипс

15. Проверить работы приложения.

16. Заблокировать комментарием рисование эллипса.

17. Последовательно ввести ниже следующие строки кода, каждый раз проверяя их работу.

pole.Canvas.Arc(x,y,x+50,y+10,x-10,y-10,x+20,y+20);

 

pole.Canvas.LineTo(x,y);

 

pole.Canvas.Chord(x,y,x+50,y+10,х-10,у-10,х+20,у+20); замкнута и залита цветом

 

pole.Canvas.Pie(x,y,x+50,y+10,x-10,y-10,x+20,y+20);

 

pole.Canvas.Rectangle(x,y,x+30,y+40);

 

pole.Canvas.RoundRect(x,y,x+30,y+50,x+70,y+200);

 

18. Добавить на форму командную кнопку и ввести для ее события OnClick следующий код:

Var

pol: array[1..3] of TPoint; // координаты точек треугольника

Begin

pol[1].x:= 10; pol[1].y:= 50;

pol[2].x:= 40; pol[2].y:= 10;

pol[3].x:= 70; pol[3].y:= 50;

Form1.Canvas.Polygon(pol);

End;

 

19. Вывести на экран изображение перемещающегося кораблика, используя метод базовой точки, для этого:

  • для формы выбрать событие OnActivate и ввести код:

x:=0; y:=100;// базовая точка

Form1.Color:=clNavy;

Timer1.Interval:= 50;

 

  • добавить на форму таймер и ввести для него код:

 

Titanik(x,y,form1.color); // стереть рисунок

if x < Form1.ClientWidth then

x:= x+5 else begin // новый рейс

x:= 0; у:= Random(50) + 100;

end;

Titanik(x,у,clWhite); // нарисовать в новой точке

 

 

  • создать и объявить новую процедуру для вычерчивания кораблика:

procedure TForm1.Titanik (x,y: integer;color: TColor);

// x,yкоординаты базовой точки, color цвет корабля

const dx = 5; dy = 5;//масштаб кораблика

Var buf: TColor;

Begin

With Form1.Canvas Do Begin

buf:=pen.Color; // сохраним текущий цвет

pen.Color:=color; // установим нужный цвет

// рисуем корпус

MoveTo(x,y); 

LineTo(x,y-2*dy);          LineTo (x+10*dx, y-2*dy);

LineTo (x+11*dx, y-3*dy); LineTo (x+17*dx,y-3*dy);

LineTo (x+14*dx, y); LineTo (x,y);

// надстройка

MoveTo(x+3*dx,y-2*dy);

LineTo (x+4*dx, y-3*dy); LineTo (x+4*dx, y-4*dy);

LineTo (x+13*dx,y-4*dy); LineTo (x+13*dx, y-3*dy);

MoveTo(x+5*dx,y-3*dy);     LineTo (x+9*dx, y-3*dy);

Rectangle (x+8*dx, y-4*dy, x+11*dx, y-5*dy); // мостик

Rectangle (x+7*dx, y-4*dy, x+8*dx, y-7*dy); // труба

// иллюминаторы

Ellipse (x+11*dx,y-2*dy,x+12*dx,y-1*dy);

Ellipse (x+13*dx, y-2*dy, x+14*dx, y-1*dy);

MoveTo(x+10*dx,y-5*dy); LineTo(x+10*dx,y-10*dy); // мачта

MoveTo(x+17*dx,y-3*dy);     // оснастка

LineTo(x+10*dx,y-10*dy);    LineTo(x,y-2*dy);

pen.Color:=buf; // восстановим старый цвет карандаша

End;

End;

 

20. Проверить работу приложения.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: