Предмет и объект философии. Структура философского знания.
Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости. Это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.
Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном.
Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.
Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия.
Объектом – явление действительности изучаемое философией, благодаря которому она определяет свои цели, направления, предметы и так далее; или это сфера приложения научного поиска.
Общую структуру философии, философского знания составляют 4 основных раздела:
|
|
· онтология (учение о бытии);
· гносеология (учение о познании);
· человек;
· общество.
В состав философии входят:
· теоретическая философия (систематическая философия);
· социальная философия;
· этика; эстетика; логика;
· история философии;
· философия науки.
В состав философии входят:
· теоретическая философия (систематическая философия);
· социальная философия;
· этика;
· эстетика;
· логика;
· история философии.
Функции философии.
Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
Принято выделять следующие функции философии:
· мировоззренческую (формирование целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром)
· методологическую (вырабатывает основные методы познания окружающей действительности)
· мыслительно-теоретическую (философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира)
· гносеологическую (имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания))
· критическую (подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.)
|
|
· аксиологическую (оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.)
· социальную (быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее (объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества)
· воспитательно-гуманитарную (культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни)
· прогностическую (на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества).
Философия как мировоззрение.
Философия как мировоззрение сформировалась тогда, когда человек отошел от мифических форм мышления, прошел этап становления религии и постепенного отклонения от нее. Действительно, глубокое философское познание мира началось тогда, когда человек стал задумываться о природных процессах не с мистической точки зрения, а с точки зрения естественных процессов на планете. Это, так называемые, разные уровни отражения действительности.
Первый, самый примитивный, уровень - это уровень созерцания, ощущений. Ничего не объясняется, нет никаких попыток понять реальность. Мир воспринимается только как совокупность непонятных явлений, как неизбежное, как неоспоримое.
Второй уровень уже включает в себя элементы осмысления. Теперь это можно назвать мировосприятием. Делаются попытки понять взаимосвязь между событиями и явлениями. Но этот процесс не основан на рационализме, а больше построен на чувствах. Все обусловлено субъективным эмоциональным состоянием, опытом, через призму которого анализируются явления. Так невозможно выделить общее объективное понятие мироустройства, основанное на каких-то законах, которые будут работать независимо от человека и места.
Третий уровень, на котором происходит полное осмысление явлений, построение причинно-следственных связей, сухое рациональное мышление без доли эмоций, вот тогда в действие вступает философия как мировоззрение. Тогда делаются попытки вскрыть все секреты происходящего вокруг, создать законы природы, которые бы помогли что-то предсказать, спрогнозировать, предотвратить. Такой понятийный подход основан на глубоких естественных познаниях и абстрактном, не всегда стандартном и традиционном, мышлении.
Таким образом, можно сказать, что философия как мировоззрение представляет собой высший уровень восприятия мира, его понимания. Она представляет систему рационализма и теоретических оснований под любое размышление о мире и его строении.
Место философии в системе культуры. Специфика философского знания.
Как утверждал Гегель, философия не «галерея человеческих ошибок», а пантеон, полон величественных идей - идей о вселенной, по-разному оформленных и по-разному сопоставленных, в которых человек получает, когда получит ключ к этому пантеону, образцы и материалы своего мировоззрения.
Философы часто нарушают следующие вопросы: куда идет человечество, не происходит ли деградация культуры, истинные ли ценности оно исповедует подобное. Эта самокритика ценностей (культуры в целом) является одной из важнейших функций философии. Философы не только критикуют определенные ценности, но и предлагают свою систему ценностей.
|
|
* Гегель: Сова Минервы вылетает в сумерки. (объясняет то, что уже случилось)
* 11й тезис Маркса о Фейербахе: Философы только объясняли мир, а речь идет о том, чтобы его изменить. (пассивно-созерцательное отношение к жизни)
На самом деле роль философии в том, что она не должна превращаться в идеологию. Субъектом философии являются не массы, не политические партии, а отдельная личность. Духовное совершенствование человека (общества через человека) является основной задачей философии.
Философия как наука, форма общественного сознания и мировоззрение имеет мощный гуманистический потенциал:
1) рассматривает человека как единственно возможный субъект. Человек включается в предмет философии в контексте соотношения "человек-мир";
2) философия утверждает человека как высшую ценность мира, создателя знания вообще и философского частности;
3) философия развивает теоретическое мышление, речь, сущностные силы человека, его познавательные возможности;
4) философия - это форма познания, поиск истины, попытка проникнуть в мир вещей, идей и явлений;
5) философия всегда стояла у истоков идеологии - мощного фактора воздействия на общественное сознание, человеческую деятельность, общественный прогресс;
6) философия выясняет мировоззренческие проблемы и поэтому является теоретической основой любого мировоззрения.
Итак, философия играет важную роль в духовной культуре человечества. Она возникает одновременно с появлением лица, возлагается на ум в общении с миром. Философия - закономерный продукт человеческого разума, высшая форма его проявления.